Урок математики по теме "Сравнение долей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать способность к сравнению долей.
  • Тренировать навыки решения примеров на деление и умножение многозначных чисел.
  • Развивать такие операции мышления как анализ, обобщение, сравнение, классификация.
  • Воспитывать у учащихся интерес к математике, чувство товарищества, математически грамотную речь.

 Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

  • научиться сравнивать доли;
  • закрепить изученные приемы деления и умножения многозначных чисел.

 Оборудование:

  • Л.Г. Петерсон, математика, 4-й класс. Учебник-тетрадь в 3-х ч., издательство “Ювента”, 2002.
  • лист белой бумаги (квадрат размером 16х16),
  • ножницы,
  • два цветных карандаша (синий и красный).
  • лист бумаги с числовым отрезком.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (1–2 мин.)

  • Над какой темой мы работаем? (Доли).
  • Как вы считаете, вы все уже знаете про доли? (Нет).
  • Правильно, ребята! Мы еще не все знаем про доли. Сегодня на уроке мы с вами сделаем еще одно открытие про доли, а какое вы об этом узнаете позже.
  • Прочитайте высказывание Нивена: "Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед".
  • Как вы его понимаете? (Чтобы понять новый материал, нужно самому активно работать на уроке, а не смотреть, как это делает твой сосед).
  • Да, ребята, нельзя изучать математику, не включаясь в работу, а наблюдать со стороны как это делает твой сосед.Тогда за работу!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности (5–6 мин.)

а) Актуализация мыслительных операций.

– На доске записаны выражения:

36 : 2 36 : 4
738 : 123 738 : 6
288 : 12 288 : 24
  • Что общего в этих выражения? (все выражения на деление, делимое в выражения одинаковые)
  • Чем они отличаются? (разные делимые)

– Не вычисляя, сравните выражения.

  • 36 : 2 > 36 : 4
  • 738 : 123 < 738 : 6
  • 288 : 12 > 288 : 24

– Каким правилом вы пользовались? (При одинаковых делимых, чем больше делитель, тем частное меньше) .

б) Тренировка в записи, чтении и изображении долей на числовом отрезке.

  • – Что называют долями? (Равные части целой мерки).
  • – Прочитайте доли? (Запись на доске 1/25, 1/6, 1/10, 1/3, 1/18).
  • – Как по-другому можно назвать полрубля, полночь? (Половина или )
  • – У вас на столах листочки с числовым лучом. Отметьте на нем .
  • – Как по-другому можно назвать четверть литра, четверть часа? (Четвертая часть или ).
  • – Отметьте на луче .

в) Индивидуальное задание:

– Молодцы! Вы хорошо разобрались, что такое доли, умеете их читать и изображать на числовом отрезке. А теперь я предлагаю вам решить самостоятельно следующую задачу.

Дыня весит 7 кг. Что тяжелее этой дыни или ? (ПРОБЛЕМА!!!)

  • – Итак, что тяжелее? < , > )
  • – Мнения разделились. Кто же из вас прав?

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (1–2 мин).

  • – Какое задание вы выполняли? (Сравнивали и ).
  • – Почему это задание вызвало затруднение? (Мы не умеем сравнивать доли).
  • – Значит, какую цель мы должны достичь на уроке? (Научиться сравнивать доли).
  • – Кто назовет тему урока? (Сравнение долей).

4. Построение проекта выхода из затруднения (8–10 мин).

  • – У вас на столах лист бумаги и ножницы. Как вы думаете для чего? (Для работы).
  • – Правильно. Представьте, что это наша дыня. Как нам найти ? (Согнуть лист пополам).
  • – А ? (Еще раз согнуть лист пополам).
  • – Закрасьте часть синим цветом, а - красным цветом и вырежьте их.
  • – Каким способом предлагаете их сравнить? (Наложением).
  • – К какому выводу пришли?( > ).
  • – Какое правило можно вывести для сравнения долей? (Чем больше долей, тем меньше каждая доля. Чем меньше долей, тем больше каждая доля).
  • – Сравним наше правило с правилом учебника на с.68. Оно у нас совпало? (Да).
  • – А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить из заготовок эталон к нашему правилу. (1/м > 1/б).
  • – Вернемся к нашей задаче. Так кто же из детей прав? (Тот у кого > ).
  • – А теперь посмотрите на наш числовой отрезок. Скажите, а он мог нам как - либо помочь? (Да. Чем левее число на отрезке, тем оно меньше, чем правее, тем больше)

5. Физминутка ( 2–3 мин).

6. Первичное закрепление во внешней речи (4– 5 мин).

  • – Мы с вами сделали открытие, а теперь цель нашей работы? (Потренироваться).
  • – Выполним с комментированием № 2 на с.68
  • – №3 на с.68 на доске, № 4(а) в тетрадях все вместе, а № 4(б) в парах.
  1. № 4(а). Расположи в порядке возрастания числа. Ответ: 1/15, 1/12, 1/10, 1/7, 1/5, 1/3.
  2. № 4(б). Расположи в порядке убывания числа: Ответ: 1/2, 1/3, 1/4, 1/8, 1/9, 1/16,1/25.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4–5 мин.)

  • – Мы с вами потренировались, а теперь цель нашей дальней шей работы? (Проверить свои знания).
  • – А как мы их будем проверять? (Выполним самостоятельную работу).

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам, по окончании работы сравнивают свою работу по эталону).

1 вариант. 2 вариант

Сравни

1/6 и 1/18 (>), 1/100 и 1/25 (<), 1/19 и 1/3 (<), 1/37 и 1/60(>),
и 1/20 (>), и 1/10 (>),
1/а и 1/с, где а > с (<) 1/б и 1/ д, где б>д  (<)
  • – Выполнили работу? Что будем делать дальше? (Проверять работу). Для чего нужно проверять свою работу? ( Чтобы убедиться правильно мы ее выполнили или допустили ошибки).
  • – Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков “+” или “?”
  • – Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…). В чем причина?
  • – Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон)
  • – Исправьте их. Поднимите руки, у кого все верно.
  • – Вы молодцы! Поставьте себе “+”.

8. Включение в систему знаний и повторение( 4–5 мин).

– Мы с вами хорошо потрудились над новым материалом, и я предлагаю вам вспомнить материал прошлых уроков и выполнить на повторение № 14 на с.69. У доски работает ….

Вычисли:

  • 186438 : 46 = 4053
  • 8090 * 2005 = 16 000 000

9. Рефлексия учебной деятельности.

  • – Какую цель мы ставили вначале урока? (Научить сравнивать доли).
  • – Достигли мы ее? (Да).
  • – Какое правило мы получили? (Чем меньше долей, тем больше каждая доля).
  • – Что вам помогло при выполнении с.р.? (Эталон).
  • – Кому на уроке было трудно? Вы преодолели свою трудность?
  • – Попробуйте оценить свою работу? Работу класса?
  • – Покажите жестом, понравился ли вам урок.
  • – Спасибо.