Проектное занятие по теме "Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса", алгебра, 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели:

  1. Обеспечить усвоение знаний по теме “Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса”.
  2. Сформировать умения и навыки в применении свойств синуса, косинуса, тангенса и котангенса к упрощению тригонометрических выражений.

Задачи:

  1. Изучить материалы соответствующего пункта учебного пособия, других источников в т.ч. сети Интернет.
  2. Вырабатывать умения и навыки применения свойств синуса, косинуса, тангенса и котангенса к упрощению тригонометрических выражений.
  3. Формировать навыки публичных выступлений.

Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников):

  1. Электронная презентация, выставленная на школьном сайте сети Интернет.
  2. Развитие информационной компетентности.
  3. Развитие коммуникативной компетентности.

Тип урока: проектное занятие.

Время реализации: 2 учебных часа.

Техническое обеспечение: компьютер, сканер.

Программное обеспечение: MS Power Point, MS Word, Internet Explorer.

Другие ресурсы: учебные и дидактические материалы, набор карточек с заданиями, тесты.

Термины и понятия: свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса; нечетность функций синуса, тангенса и котангенса и четность функции косинус; неизменяемость значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса при изменении угла на целое число оборотов.

Содержание занятия:

  1. Погружение в проблему.
  2. Организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация продукта деятельности учащихся.
  5. Оценка результата.

Ход занятия

I. Погружение в проблему.

Деятельность учителя. Осуществляет мотивацию детей на изучение темы и работу над проектом. Выделяет подтемы и ставит проблемные вопросы. Обсуждает с учащимися подтемы проекта. Показ электронной презентации предстоящей работы.

Триада вопросов:

Основополагающий вопрос: Все ли призрачно в этом мире бушующем?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Каким образом можно определить знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса по координатным четвертям?
  • Почему синус, тангенс и котангенс – нечетные функции, а косинус – четная функция?
  • Для чего в математике нам нужны эти формулы?

Частные вопросы:

  • Что называется синусом угла косинусом угла , тангенсом угла , котангенсом угла ?
  • Какие знаки имеет синус, косинус, тангенс и котангенс по координатным четвертям?
  • При изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса изменяются?

Деятельность учащихся. Узнают тему проекта, вопросы для исследования.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем, варианты конечного продукта.

Актуализация знаний учащихся.

Математический диктант.

Вариант 1.

  1. Углом какой четверти является угол a, если:
a = 1850
a = –1850
a = 1020
a = –1020
a = 2500
a = –2500
a = 3750
a = 1450
a = –1450
a = 2250
a = –3150
a = 2100
a = 5900
a = –150
  1. Вычислите:
cos 1800 + 5sin 900
sin 1800 – 3 cos 00
5ctg 900 – 7tg 1800
sin 600 + cos 300
cos 00 + 3sin 900
sin 2700 – 2cos 1800
6tg 1800 + 2ctg 900
1 + ctg 2700 – 5 tg 3600

Ответы:

1.
III
II
II
III
III
II
I
2.
4
–3
0
img2.gif (873 bytes)
1.
II
III
III
I
III
III
IV
2.
4
1
0
1

II. Организация деятельности.

Деятельность учителя. Оказывает помощь в формировании творческих групп и распределении ролей и задач в группах.

Нацеливает на самостоятельную исследовательскую работу.

Формулирует задания для каждой группы.

Предлагает формы презентации результатов, помогает группам определиться.

Деятельность учащихся. Учащиеся определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

Определяют долю участия каждого в подборе информации, в соответствии со своими интересами, определяют этапы разработки проекта, даты получения первых результатов.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентаций (MS PowerPoint) и выставления работы на школьном сайте.

III. Осуществление деятельноти.

Деятельность учителя.

  • Координирует работу между группами и учащихся в группе, улаживает споры.
  • Мотивирует учащихся на выполнение проекта.
  • Оказывает помощь в подборе и оформлении материала.
  • Проводит тренировочные упражнения, направленные на отработку учебного материала. Предоставляет имеющийся материал для проекта.
  • Наблюдает за работой учащихся.
  • Оказывает техническую помощь в оформлении результатов проекта.

Деятельность учащихся. Выполняют свою задачу (индивидуально или в паре): подбирают материал для проекта в Internet, библиотеке; решают тесты.

Оформляют результаты работы в группах.

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)

Информационная компетентность.

Аспект – планирование и поиск информации (уровень2)

Аспект – извлечение первичной информации (уровень 2)

  1. Ребята, вам предоставляется возможность выставить электронную презентацию в сети Интернет, с тем, чтобы ее увидел весь мир. Для этого нам нужно немного поработать.
  2. Задание.

Определите значения знаков синуса, косинуса, тангенса и котангенса по координатным четвертям. Запишите результаты в таблицу.

Объясните свойства четности косинуса и нечетности синуса, тангенса и котангенса. Объясните, почему при изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса не изменяются.

 

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

Синус        
Косинус        
Тангенс        
Котангенс        

 Синус – нечетная функция, т.к. ____________________________________

Косинус – четная функция, т.к. ____________________________________

Тангенс – нечетная функция, т.к. ___________________________________

Котангенс – нечетная функция, т.к. _________________________________

При изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса не изменяются, т.к.__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Информация, необходимая для решения данной задачи – п. 29 учебного пособия (можно найти информацию и в других источниках, обратитесь в библиотеку).
  2. Ключ:
I четв. II четв. III четв. IV четв.
Синус + +
Косинус + +
Тангенс + +
Котангенс + +

 Модельный ответ:

Синус – нечетная функция, т.к. sin (–a) = yc/R = –y/R = –sina

Косинус – четная функция, т.к. cos (–a) = xc/R = x/R = cosa

Тангенс – нечетная функция, т.к. tg (–a) = –yc/xc= –y/x = –tga

Котангенс – нечетная функция, т.к. ctg (–a) = xc/yc = x/–y = –sina

При изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса не изменяются, т.к. при повороте радиуса ОА на угол ф получен радиус ОВ, тот же радиус получится при повороте ОА на угол, отличающийся от а на целое число оборотов.

Работа в малых группах по проблеме выработки умений и навыков применения свойств синуса, косинуса, тангенса и котангенса к упрощению тригонометрических выражений.

Выполнение теста.

Тест [4]

Вариант 1.

Часть А.

А1. Найдите значение выражения: –3 cos 600 + 1/3 tg 450

A2. Какое из значений может принимать sin a?

A3. Углом какой четверти является угол a, сos a>0, tg a <0?

1) I 2) II 3) III 4) IV

   A4. Вычислите значение выражения 2 sin2 450 + v3 ctg (–300).

A5. Какое из данных выражений имеет отрицательное значение?

  1. sin 1700
  2. cos 1520
  3. sin 2520
  4. ctg 3000
  5. tg 1080 ctg 1080

Часть В.

В1. Найдите значение выражения 2cos 2a – 3 sin 3a при а = 300

Ответ: ______________________________________________

В2. Найдите наибольшее значение выражения 4 – 2 cos a.

Ответ: ______________________________________________

В3. Найдите значение выражения tg (–4950)

Ответ: ______________________________________________

Часть С.

С1. Углы треугольника пропорциональны числам 1, 2, 3.

Найдите их градусные меры.

Запишите ход решения на отдельном листе.

Вариант 2.

Часть А.

А1. Найдите значение выражения: 1/5 sin 300 — 4 ctg 450

A2. Какое из значений может принимать cos a ?

A3. Углом какой четверти является угол a, sin a<0, tg a >0?

1) I 2) II 3) III 4) IV

A4. Вычислите значение выражения v3 tg (–300) – 5 cos2 450

A5. Какое из данных выражений имеет положительное значение?

Часть В.

В1. Найдите значение выражения cos 3a – 2img2.gif (873 bytes) sin 2a при а = 300

Ответ: ______________________________________________

В2. Найдите наибольшее значение выражения 5 – 3 sin a.

Ответ: ______________________________________________

В3. Найдите значение выражения ctg (–6750)

Ответ: ______________________________________________

Часть С.

С1. Углы треугольника пропорциональны числам 2, 2, 5.

Найдите их градусные меры.

Запишите ход решения на отдельном листе.

Ответы:

Вариант 1

Часть А

№ задания А1 А2 А3 А4 А5
Номер ответа 2 1 4 2 3

Часть В

№ задания В1 В2 В3
Ответ -2 6 1

Часть С

Ответ: 300, 600, 900

Вариант 2

Часть А

№ задания А1 А2 А3 А4 А5
Номер ответа 2 3 3 4 1

Часть В

№ задания В1 В2 В3
Ответ –3 2 1

Часть С

Ответ: 400, 400, 1000

IV. Презентация продукта деятельности учащихся.

Деятельность учителя. Знакомится с презентацией, ставит вопросы по теме исследования группы, корректирует речевые ошибки, записывает типичные математические ошибки для последующей коррекционной работы.

Деятельность учащихся. Презентуют результат своей работы. Знакомятся и оценивают результаты работы других групп. Задают вопросы, высказывают свое мнение соблюдая культуру общения.

V. Оценка результата.

Деятельность учителя: Оценивает совместно с детьми результаты проекта, деятельности групп, деятельности каждого учащегося на основании наблюдений по ходу выполнения проекта. Делает анализ собственного участия в проекте.

Деятельность учащихся: Проводят рефлексию своей деятельности при работе над проектом. Анализируют результаты проекта, степень участия в работе других учащихся.

Задание на дом: п.29 [2], № 902 (б).

Литература

  1. Министерство образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных школ. Математика. 5–11-е классы. М., “Дрофа”, 2001.
  2. Алгебра. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.А.Теляковского. Авторы: Ю.Н.Макарычев и др. М.: “Просвещение”, 2002.
  3. Ю.Н.Макарычев и др. Дидактические материалы Алгебра. 9-й класс. М.: “Просвещение”, 2003.
  4. Ю.Н.Макарычев и др Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра. 9-й класс. М.: “Интеллект-центр”, 2007.
  5. Методическое пособие для преподавателей по алгебре, 9-й класс, по учебнику Ю.Н.Макарычева.