Разноуровневое обучение на уроках физики

Разделы: Физика


В основе разноуровнего обучения лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень - уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне. Таким образом, содержание учебного материала темы распределяется по уровням.

Разноуровневый подход в обучении является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

При разноуровневом обучении каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие - этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта).

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, варьируется содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах я использую карточки-задания трех уровней:

  • Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.
  • Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
  • Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

Например:

7.1. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (А)

ВАРИАНТ 1

1. Определите плотность металлического бруска массой 474,5 г и объемом 65 см3.
2. Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плывущий по течению плот пройдет путь 250 м?
З. Определите объем оловянного бруска массой 146 г.

7.1. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (В)

ВАРИАНТ 1

Стальная отливка объемом 25 дм3 имеет массу 150 кг. Эта отливка сплошная или полая?

Определите среднюю скорость автобуса на всем пути, если первые 6 км пути он проехал за 12 мин, а следующие 10 км пути - за 18 мин.

Как изменилась масса автомашины после того, как в нее погрузили 50 сухих сосновых брусков объемом 20 дм3 каждый?

7.1. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (С)

ВАРИАНТ 1

1. Автомашина грузоподъемностью З т должна перевезти песок объемом 40 м3. Сколько рейсов потребуется для этого сделать?
2. Определите массу воздуха, проходящего через легкие человека за 2 ч, если за 1 мин человек делает 15 вдохов и с каждым из них в его легкие поступает воздух объемом
600 см3.
3. Мотоциклист за время, равное 2 ч, проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие З ч он двигался со скоростью 50 км/ч?

При выполнении лабораторных работ учащиеся получают задания различного уровня сложности.

В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов является разноуровневый подход в обучении.

В качестве примера применения метода разноуровнего обучения приведу конспект урока в 8 классе по теме:

Механическая энергия. Решение задач.

Цели:

  • Актуализировать и углубить знания учащихся о механической энергии;
  • Проверить навыки решения задач по данной теме.
  • Развивать интерес к физике, вызывая положительные эмоции ситуацией успеха

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение целей и формы проведения урока.

2.Фронтальный вопрос. Учащиеся имеют карточки с надписями Ек, Еп. вместо ответа на вопрос они поднимают карточку.

Вопросы:

Каким видом механической энергии обладает сжатый в баллоне газ? Еп

Какой вид энергии увеличится, если увеличить скорость движения тела? Ек,

Каким видом энергии обладает брошенный камень в момент полета над землей? Еп Ек,

Какую энергию рассчитывают по формуле Е=mgh? Еп

Какая энергия увеличиться, если увеличить высоту подъема тела над Землей? Еп

Каким видом механической энергии обладает катящийся по Земле мяч? Ек,

Какую энергию рассчитывают по формуле ? Ек,

Какой энергией обладает заведенная пружина часов? Еп

Работа - есть изменение энергии. Какой? Еп Ек,

Каким видом механической энергии обладают сани, скатывающиеся с горы? Еп Ек,

3.Повторим формулы. Необходимо вспомнить формулы

А.Записать на доске формулу кинетической и потенциальной энергий.

Б.Назвать все величины, входящие в эту формулу.

В.Назвать единицы измерения величин в системе СИ.

4 Решение задач у доски.

1.Семиклассница ростом 162 см подняла свой учебник физики массой 315 г на высоту 1,94 м над полом. На сколько увеличилась потенциальная энергия книги относительно макушки девочки?

Дано:

m=315 г =0,315 кг

h1=162 см =1,62 м

Еп1=mgh1

Еп1=0,315 кг·9,8Н/кг·1,62 м=5,103 Дж

Еп2=mgh2

Еп2=0,315 кг·9,8Н/кг·1,94 м=6,111 Дж

h2=1,94 м

Найти: Еп-?

Решение:

Еп= Еп2- Еп1

Еп=6,111 Дж - 5,103 Дж = 1,008 Дж

Ответ: Еп=1,008 Дж.

2.Скорость свободно падающего тела массой 6 кг на некотором пути увеличилась с 2 до 8 м/с. Найти работу силы тяжести на этом пути.

Дано:

m=6 кг

v1=2 v/c

v2=8 м/c

Найти: A-?

Решение:

Дж

Ответ: А=180 Дж.

5.Решение качественных задач самостоятельно.

  • Уровень А - вопрос №1,
  • Уровень Б - вопросы №1,2;
  • Уровень С - вопросы №1,2,3.

1.Каким видом энергии обладает:

А) растянутая пружина,

б) летящий самолет,

в) катящийся по Земле шар?

2.Какими способами можно уменьшить потенциальную энергию тела?

3.Могут ли два тела разной массы обладать одинаковой кинетической энергией?

6 Экспериментальная задача.

Цель: установить зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости движения.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, желоб, шарики разной массы, цилиндр для калориметра.

Ход работы:

Уровень А:

1.Установите наклонный желоб, закрепив его в штативе. Внизу желоба поместите тело для калориметра.

2.Возьмите маленький шарик и скатите его с желоба.

3.То же самое проделайте с большим шариком.

4.Сравните результаты наблюдений. Ответьте на вопрос:

Как кинетическая энергия зависит от массы тела?

Уровень В

Выполните задания 1-4.

5.Выполните вновь пункт 2.

6.Увеличте крутизну наклона желоба.

7.Скатите тот же шарик.

8.Сравните результаты второго эксперимента. Ответьте на вопрос:

Как кинетическая энергия зависит от скорости движения тела?

Уровень С

Выполните задания 1-8

9.Ответьте на вопрос:

Как изменяется кинетическая энергия тела, если сила, приложенная к нему, совершает положительную работу?

7. Подведение итогов. Оглашение выводов из экспериментального задания.

8. Задание на дом.14 повторить, задачи №78, №80.