Применение компьютерных программных средств на уроках математики

Разделы: Математика


Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения то, что традиционная система обучения не в состоянии изменить тип мышления школьников, развить у них творческие способности. Главная задача современной школы – развитие и формирование творческой личности. Классическая методика обучения требует преобразований, “новых вливаний”.

В числе причин того, что дети теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Сама практика подсказывает выход из такой ситуации, предложив альтернативу: творческий подход к построению урока, его неповторимость, многообразие.

Одним из основных средств повышения качества знаний и приоритетным направлением в образовании является применение новых информационных технологий. Использование компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить интерес к предмету и познавательную активность школьников, облегчить контроль знаний учащихся, заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию. Компьютер помогает организовать процесс обучения по индивидуальной программе, то есть учащийся может выбрать приемлемую для себя скорость подачи и усвоения материала, а это способствует его эффективному психологическому развитию и возникновению профессиональных интересов, повышает уровень самообразования и расширяет возможности для творчества.

Основным назначением компьютерных обучающих программ является индивидуализация обучения, учитывающая творческие и психологические особенности личности. Это программный продукт, включающий в себя: изложение теоретического материала математики с использованием особенностей компьютерного представления (то есть электронный учебник); практикум, включающий в себя предметные задачи и примеры их решений; справочную систему, содержащую основные определения и термины; систему оценки результатов усвоения материала, используемую, с одной стороны, преподавателем для промежуточного и итогового контроля и, с другой стороны, обучаемым для определения уровня своей подготовленности при самостоятельной работе.

Прежде чем прибегнуть к помощи той или иной программы, следует оценить все плюсы и минусы работы с ней. Существует ряд проблем как технических, так и методических, возникающих при реализации обучения математике с использованием компьютерных технологий. Не останавливаясь на минусах, отмечу положительные моменты.

Компьютер способен реализовать преимущества технических средств обучения. В своей работе я использую обучающий комплекс 1С Репетитор 2.1. Математика, программы “Алгебра не для отличников”, “Геометрия не для отличников”.

Комплекс 1С содержит уроки различных уровней сложности, мультимедийные демонстрации, интерактивные задания, теоретический материал по алгебре, планиметрии, математическому анализу. Дополнительно в нем находятся:

  • школьный калькулятор – это программный– калькулятор с графическим набором формул, позволяющий производить вычисления различной степени сложности самых разнообразных функций и выражений, использовать предыдущие расчеты в последующих, возможность вывода вычислений на печать, что не позволяет делать обычный калькулятор даже в инженерном режиме;
  • школьный графопостроитель – программа для построения графиков функций с графическим набором формул. Построение и наблюдение за процессом изменения изучаемого объекта помогают выделить его характерные признаки, заметить закономерность, сделать некоторые обобщения, выводы и даже самостоятельное открытие. Работая в графопостроителе сильный учащийся отчетливо понимает структуру связей между элементами чертежа, а слабый догадывается, что произойдет с чертежом, если изменять его элементы, и делать это можно в одной системе координат, используя различную цветовую гамму;
  • тренажер устного счета – содержит восемь разделов двух уровней сложности, в каждом из которых несколько заданий. Работает в двух режимах: тренировка и состязание, на которые отводятся от 1 до 15 минут. И учитель, и учащийся могут сразу же увидеть результат, притом учитель не тратит времени на проверку. Заниматься на тренажере особенно нравится слабоуспевающим учащимся, они могут проверить себя и без учителя.

“Алгебра не для отличников” и “Геометрия не для отличников” – это мультимедийные учебные курсы для учащихся 6-9-х классов средней школы. Они содержат по восемь основных разделов алгебры и геометрии, теорию и примеры оп всем изучаемым темам, более 500 задач с подсказками и подробными решениями, контрольные работы по каждой теме, видео-уроки для проверки полученных знаний. Диалог с компьютером устроен таким образом, что заниматься учащиеся могут и с учителем, и самостоятельно. Он очень эффективен для работы с учащимися всех уровней – от “слабых” до “олимпиадчиков”.

Конечно, сами по себе обучающие программы ничего не делают: все в них создается и исследуется пользователем, программа лишь предоставляет необходимые средства для такой работы. Зачастую достаточно “взять” мышкой точку на созданном графике и перемещать ее по траектории. При этом изменяются формы линий, первоначальное изображение принимает другие очертания. Согласитесь, что ощущения при этом совсем иные, чем те, что возникают при разглядывании статического чертежа.

Эффективно использовать при объяснении нового материала “уроки-презентации” (в моей мастерской их пока 24), причем сами учащиеся охотно участвуют в разработке таких уроков. Методическое значение “презентации” в том, что она повышает уровень наглядности излагаемого материала, делает его запоминающимся.

Работая в “Школе абитуриента” я использую все перечисленные средства для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, и это дает положительный результат.

В 2005-2006 учебном году качество знаний при сдаче ЕГЭ составило 67 %, в 2006-2007 – 86 %.

Использование данных учебных курсов в процессе обучения, возможность с их помощью обработки и анализа больших объемов математического материала, моделирование математических объектов, позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить усвоение знаний до эвристического и исследовательского уровней и делает эффективным средством для развития интеллектуальных способностей учащихся. Уроки математики с применением обучающих комплексов проходят в кабинете информатики, за компьютером, становясь интегрированными. Это, по-моему, большой плюс в совершенствовании процесса преподавания математики, повышающего его качество.

Кроме того, применение компьютерных технологий способствует созданию на уроке положительного эмоционального фона. Можно с уверенностью утверждать, что оно что-то дало ученику, когда он гордо показывает свои результаты товарищам или участвует в объяснениях учителя, когда его трудно отправить на перемену.

Для включения элементов перечисленных программных средств в структуру урока не требуется создание новой методики, а предполагается органичное сочетание привычных форм и приемов работы с инновационными подходами и способами, создавая среду для расширения методического инструментария преподавателя, а не коренного изменения. Открытость данных средств позволяет приспосабливать их к конкретным исследовательским и педагогическим задачам. Реализация идей, заложенных в методах и средствах повышения качества знаний на уроках математики, зависит от арсенала средств обучения, используемых в процессе обучения, уровня подготовки преподавателей и самих обучающихся.

Применение информационных технологий при изучении различных предметов, в первую очередь, требует высокой подготовки учителя, который знаком с этими программами и умеет с ними работать. Возможности программного обучения растут с каждым днем, компьютер все больше и больше внедряется во все сферы общества, Поэтому каждому учителю необходимо научиться использовать информационные технологии в образовании.