Урок "Игрушки и изображения религиозного значения у шорцев", 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


ПОСЛОВИЦЫ (шорские):

Лучше пусть будет мало, да хорошо,
чем много, да плохо.

Лошади узнают друг друга по ржанию.
Люди знакомятся - разговаривая.

ЗАГАДКА (шорская):

Пять человек старика Орандая
Садят в седло, из ворот провожая.
Пять человек старика Орандая,
Снимут с седла, из поезди встречая.
 (Надевание шапки)

Задачи урока:

Развивающие: развить навык работы с иглой (выполнение сметочного и подшивочного шва); способствовать развитию эстетического вкуса, художественно-творческого мышления учащихся.

Обучающие: научить работать с тканью, освоить все основные характеристики ткани (находить лицевую, изнаночную, основу, уток, кромку). Ознакомить с народными традициями шорского народа.

Воспитательные: на народных традициях воспитать чувство уважения к традициям нашего народа, умение видеть красивое.

Оборудование: образцы кукол-оберегов (тряпичных), рисунки на формате А4.

Швейные принадлежности: нитки, иголка, английские булавки.

Набор для работы: Лоскуты ткани  любого цвета (ткани все х/б), ватин или поролон, светлая ткань 30x20, разноцветные кусочки ткани разного качества, тесьма, кружева, бисер, перья, кусочки меха.

Ход урока

Шорские дети чаще всего играли деревянными лошадками, лодочками с вёслами и шестами и маленькими куклами. Более многочисленны были куклы кыдак, сшитые из материи. Среди них встречались фигурки женщин, девушек, детей. Для кукол шили одеяльца и подушки.

Основу шорской куклы составляли стержень из плотно свёрнутой ткани или бумаги. Ниже лица (черты  его обычно не изображали) кукла обёртывалась цветной тканью,  и на неё надевалось одно или несколько платьев из материи, иногда подпоясанных ленточкой. У некоторых кукол волосы были из пучка пакли. Размеры кукол 25 – 30 (см  рис. 1).

Рисунок 1. Кукла. Бумага и ткань

Подавляющее большинство фигурок из различных материалов, как мягких, так и твёрдых, делались с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них.

Орекеннеры шились из мягких материалов и представляли собой крайне упрощенные изображения человека, чаще всего безрукие и безногие, лишенные шеи, ушей, иногда носа и рта.

Наиболее древние орекеннеры сделаны из кусочков шерсти или войлока, обмотанного лоскутком пестрой ткани. К верхней части пришиты глаза из легкого бисера (рис. 2).

Рисунок 2. Орекеннер. Войлок, мешковина, ткань. Высота 10 см

Орекеннеры не редко соединялись попарно, иногда по три и более фигурок вместе. Высота фигурок обычно не превышала 15-20 см. Более распространенная простейшая форма орекеннеров – на рис.3.

Рисунок 3.

Фигурки сшиты из мешковины, каждая пара их изображает жену и мужа. У женских фигур отмечены груди слегка приплюснутые шарики из той же ткани. Глаза – чёрный бисер.

Шорцы видели в них не бесполезных духов, а живые существа, нуждавшиеся в пище и уходе. Поэтому в случае болезни или другого несчастья их достают, затем немного камлают над этими куклами и «кормят» их приготовленной кашицей.

Тор-кижилер также олицетворяли собой родоначальниц. Внешне они отличались от орекеннеров более разработанной фигурой человека, наличием одежды и головных уборов. Среди них встречались не только сшитые из ткани и других мягких материалов, но и палкообразные деревянные фигуры ксоанического типа. Кормили их маслом и салом, иногда подносили араку. При небрежном обращении с этими предками они, по мнению шорцев, могли наслать на людей болезни.

Шорцы думали, что некоторые тор-кижелеры склонны наносить вред домашнему скоту, отравлять питьевую воду и т.д.; но если их периодически кормить, то они, наоборот, будут охранять скот своих хозяев.

На рис. 4 одна из таких фигурок. Основа её – лоскуток свёрнутой ткани тёмно-серого цвета (или двойной светлой ткани). На голове белый колпачок (или красный). К лицевой части пришиты 3 бисеринки (глаза, нос), ниже лица фигурка обшита белой тряпочкой (или затянута темно-красной тканью и красным поясом).

Рисунок 4.

В другую серию тор-кижилёров входили изображении, основу которых составляли отрезки деревянных палочек зашитые в кусочки ткани.

Одна из таких форм представлена на рис. 5. Деревянный стержень обмотан серой тканью. Глаза – узелки их чёрной нитки, рот (или нос) вышит в виде треугольника той же ниткой. На голове чёрная повязка.

Рисунок 5.

Иногда к таким фигурам пришивали короткие руки, сшитые из светлой материи, нос – из двух перекрещивающихся стежков нитки, стежками отмечен крупный рот, серьги – в виде узелков из чёрной нитки. Фигурка опоясана.

Изображения тор-кижелеров делались тщательнее, чем фигурки орекеннеров. В отличие от оррекеннеров тор-кежилёры вкладывались в берестяные коробочки, дно которых устилалось кусочками меха, им покрывались и сами фигурки. Их одевали и украшали.

Изготовление кукол.

Учащиеся выполняют любую понравившуюся куклу-оберег, по предложенному алгоритму:

  • выполнить туловище из поролона или ватина;
  • обтянуть туловище светлой тканью;
  • оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями;
  • нарядить куклу.

Задания для закрепления урока.

Пословица: «Мало хотеть, надо уметь».

1 задание.

Ответьте на вопросы.

1. Как назывались куклы-обереги у шорских детей (нужное подчеркнуть): кыдак, рыбак, тор-морон, оркоры, орекеннеры, тор-кижилер, кортар.

2. Какой материал использовался для создания кукол-оберегов у шорцев:

3. Что хотели передать шорцы в куклах-оберегах:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

2 задание.

Практическая работа. Выполнение куклы-оберега.

I. Требование к качеству работы:

  1. Пригодны все ткани, но больше всего подходят хлопчатобумажные ткани.
  2. Все детали выкраивать по нити основе.
  3. Швы должны быть крепкими.

II. Последовательность выполнения работы:

  1. Вырезать из поролона или ватина прямоугольник по размеру выбранной куклы для туловища;
  2. Свернуть поролон или ватин в виде трубки (для туловища) и зашить смёточной строчкой;
  3. Обтянуть туловище светлой хлопчатобумажной тканью и закрепить подогнутые края косыми стежками;
  4. Оформить голову куклы вышивкой, бисером, мехом;
  5. Нарядить куклу в ткань любой расцветки, можно использовать мех, тесьму, кружево.

3 задание.

Заполните таблицу, проставив соответствующие буквы (А, Б, …) правильных ответов:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Как называются нити, идущие вдоль волокон?

 

2

Что образуется по краям ткани при её изготовлении?

 

3

Какие ткани получают их волокон растительного происхождения?

 

4

Основное переплетение нитей основы и утка?

 

5

Стороны ткани?

 

6

Какие нити более толстые и пушистые?

 

7

Как называется процесс получения ткани из пряжи путём её переплетения?

 

А – кромка, Б – лицевая и изнаночная, В – основные нити, Г – уток, Д – ткачество, Е – льняные и хлопчатобумажные, Ж – полотняное.

4 задание.

Отметить правильные ответы:

1. Волокна растительного происхождения получают из:

а) крапива;
б) льна;
в) шерсти;
г) хлопка;
д) шёлка.

2. Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:

а) прядением;
б) ткачеством;
в) отделкой.

3. По каким признакам можно определить направление долевой нити:

а) по цвету;
б) по вкусу;
в) по кромке.

4. Гигроскопичность это:

а) способность ткани удерживать тепло;
б) способность ткани поглощать влагу из окружающей среды;
в) способность ткани противостоять разрыву.

5 задание.

Реши кроссворд.

По вертикали:

1. Деталь швейного изделия, выполненная на бумаге.
2. Набросок модели, отражающий замысел художника.
3. Размеры фигуры человека, полученные путем измерений.
4. Процесс проработки вариантов моделей изделия и выбора лучшего.
5. Чертежный инструмент для проведения прямых линий.

По горизонтали:

6. Процесс разработки чертежа изделия.
7. Декоративное оформление одежды.
8. Середина ткани, сложенной пополам.

6 задание.

Отгадай ребус. Запиши ответ.

Ответы

Задание 4. 1 – б, г. 2 – б. 3 – в. 4- б.

Задание 5.

По вертикали: 1. Выкройка. 2. Эскиз. 3. Мерки. 4. Моделирование. 5. Линейка.
По горизонтали: 6. Конструирование. 7. Отделка. 8. Сгиб.

Задание 6. Играть – играй, а дело знай.