Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физики средствами ИКТ

Разделы: Физика


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Цели урока:

  • Образовательные - изучить понятия: механическое движение, траектория, путь; рассмотреть и изучить виды движения, виды траектории; ввести обозначение пути, единицу измерения пути.
  • Развивающие - развивать логику, мышление, быстроту мышления, информационные навыки.
  • Воспитательные - формировать физический кругозор учащихся, познавательный интерес к предмету.

Подготовка к уроку: подбор материала, создание компьютерной презентации.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, колонки.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей урока
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Итоги работы и рефлексия

Ход урока

1. Организационный этап. Формулировка задач урока, знакомство учащихся с планом урока. На экране 1 слайд презентации.

2. Постановка целей урока и формулирование темы.

Учитель:

- Ребята, прежде чем мы запишем тему урока, давайте выясним, что нам необходимо сегодня изучить. Разгадайте ребус, который вы видите на экране (2 слайд презентации).

После того, как учащиеся разгадают ребус, переходим к 3 слайду презентации.

- Вы правильно разгадали - это слово - ДВИЖЕНИЕ. А теперь давайте разгадаем другие два слова, отвечая на вопросы. По первым буквам ответов нужно составить понятие, которое мы сегодня изучим. (Каждая буква в слове пронумерована (1, 2, :, 10), каждой цифре соответствует свой вопрос. Вопросы задаются не по порядку. В данном случае с 5-го.)

Вопросы:

5. Назовите вещество, которым заправляют самолёты. (Керосин)

3. Назовите тело, плавающее в Северном Ледовитом океане. (Айсберг)

8. Назовите цветущее тело из 4-х букв. (Роза)

2. Природное световое явление после дождя с солнцем. (Радуга)

10. Тело корабля, которое бросают при остановке. (Якорь)

4. Вторая буква в фамилии автора учебника "Физика 7 класс". (Е)

7. Газообразное вещество, содержащееся в воздухе. (Озон)

9. Десятая буква алфавита. (И)

6. Хищное животное. (Тигр)

1. Все, что окружает нас. (Тела)

Таким образом, получается слово - ТРАЕКТОРИЯ.

Теперь осталось разгадать третье понятие, которое мы будем изучать.

А) Первые две буквы в этом понятии - это первый слог в названии тела, вылетающего из винтовки. (ПУля)

Б) Последние две буквы в этом понятии - это две буквы в старом названии войска. (РаТЬ).

Итак, третье слово - это ПУТЬ.

- Ребята, давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь - "Движение. Траектория. Путь", также запишите домашнее задание в дневник (3 слайд). (Учащиеся с помощью учителя ставят цели урока, например, "Нам необходимо узнать, что такое движение, траектория, путь, какое бывает движение, какие бывают траектории, как обозначается путь и в каких единицах измеряется")

3. Изучение нового материала.

Учитель:

- Ребята, посмотрите внимательно на движение физических тел на слайдах и попытайтесь ответить на вопрос, что такое механическое движение. (4 - 6 слайды)

- Что происходит с мотоциклом, с молекулой, Землей на каждом слайде?

Ученики:

- Мотоцикл, молекула и Земля движутся?

Учитель:

- А что значит, движутся, что меняется при этом?

Ученики:

- Положение этих тел.

Учитель:

- Изменяется положение этих тел относительно чего? Назовите эти тела.

Ученики:

- Положение меняется относительно других тел: в первом случае относительно флажка, во втором - дна стакана, в третьем - Солнца.

Учитель:

- Ребята, попробуйте сформулировать определение механического движения.

Ученики:

- Механическое движение - это изменение положения тела относительно других тел.

Учитель:

- Верно! Только необходимо добавить: механическое движение - это изменение положения тела относительно других тел с течение времени. (Далее учащиеся комментировано записывают определение в тетрадь)

Учитель:

- Ребята, давайте вернемся к движению мотоцикла. Посмотрите внимательно, и подумайте, все ли тела двигались? (с 6 слайда переход на 4 слайд по гиперссылке)

Ученики:

- Нет! Медвежонок не двигался!

Учитель:

- Относительно, какого тела он покоился?

Ученики:

- Медвежонок покоился относительно мотоцикла.

Учитель:

- Что это означает?

Ученики:

- Это означает, что тело относительно одного тела может двигаться, а относительно другого - покоиться.

Далее ребятам предлагается привести примеры тел, которые могут одновременно покоиться и двигаться, из своего жизненного опыта.

Учитель:

- Ребята, посмотрите еще раз на движение мотоцикла, молекулы, Земли и на движение звезды, сравните эти движения. Что вы можете сказать о том, как двигались тела? (7 - 10 слайды)

Ученики:

- Мотоцикл двигался по прямой линии, Земля по окружности, молекула и звезда - по кривой линии.

Учитель:

- А как, вы думаете, каким одним словом можно назвать все эти линии? Сформулируйте определение.

Ученики:

- Траектория - линия, по которой движется тело.

Далее учащиеся комментировано записывают определение в тетрадь.

Учитель:

- Скажите, пожалуйста, отличаются ли траектории движения падающей звезды, молекулы и мотоцикла?

Ученики:

- Отличаются, у молекулы траектория ломаная, у звезды - кривая, а у мотоцикла - прямая. А еще траекторию звезды мы видим, а молекулы нет.

Учитель:

- Какие же траектории могут быть?

Ученики:

- Траектория может быть видимая и невидимая, прямая, кривая и ломаная. (11 слайд)

Учитель:

- Ребята, скажите, а что мы найдем, если измерим длину каждой траектории?

Ученики:

- Это будет путь!

Учитель:

- А что такое расстояние?

Ученики:

- Расстояние - это расстояние от одной точки до другой.

Учитель:

- Правильно! Расстояние и путь - это разные понятия. А как мы можем измерить путь?

Ученики:

???

Учитель:

- Путь можно измерить при помощи нити и масштабной линейки. (Далее этот способ измерения поясняется и демонстрируется). А теперь давайте запишем определение пути, обозначение и единицу измерения. (12 слайд, также рассматриваются другие единицы измерения пути, кроме метра и осуществляется перевод от одних единиц измерения к другим)

- Ребята, посмотрите на экран и запишите виды механического движения (13 слайд).

Посмотрите внимательно на движение мотоцикла (14 слайд). Что вы можете сказать о том, как он двигался? Как вы думаете, какое это движение: равномерное или неравномерное? Почему?

Ученики:

- За каждые 15 минут мотоцикл проходил путь 20 км. Промежутки времени движения мотоцикла равны, равны и пути, значит движение равномерное.

Учитель:

- Верно! Теперь посмотрите на движение все того же мотоцикла и сравните его с предыдущим. (15 слайд)

Ученики:

- Здесь мы наблюдаем то, что за равные промежутки времени мотоцикл проезжает разные пути, значит движение неравномерное.

Далее еще раз формулируются определения равномерного и неравномерного движения. Затем учащимся предлагается прочитать п 14 на стр. 33 и привести примеры равномерного и неравномерного движения. Работа ведется по вариантам.

Закрепление изученного. (16 слайд)

Закрепление изученного происходит следующим образом: сначала повторяются все понятия, которые были изучены на уроке, а затем решаются задачи из сборника задач по физике В. И. Лукашика 2008 г: стр. 14 № 95, 96, 102, 104.

Итоги урока и рефлексия.

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, т. е. говорят, что они изучили на уроке, что нового узнали и затем отвечают на следующие вопросы:

  • Я сегодня на уроке открыл для себя:
  • Мне понравилось на уроке то, что:
  • Если бы я был учителем, то :

К данному описанию урока есть ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - компьютерная презентация, выполненная в PowerPoint.

Литература:

  1. Лукашик В. И., Е. В. Иванова Сборник задач по физике для 7-9 классов - М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Перышкин А. В. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007 г.