Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира

Разделы: История и обществознание


Основная цель образования –
сделать ученика вопрошающим
и способным к анализу.

Паоло Фрейре

Одной из приоритетных задач современного исторического образования является формирование умения анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свидетельства, почерпнутые из множества текстовых материалов (первичных и вторичных источников), а также источников социальной информации.

Работа с текстовыми материалами, изучение исторических источников начинается с 5 класса, следовательно, именно данный этап учебной деятельности является важным как минимум с двух позиций:

  • во-первых, в необходимости повышать и поддерживать мотивацию к предмету;
  • во-вторых, в формировании ключевых умений анализа текстового материала.

Эффективным средством для решения этих задач является компаративный (сравнительный) метод, использование которого способствует формированию у учащихся целостного представления о историческом пространстве Древних цивилизаций, кросскультурных коммуникациях. Изучение древних культур невозможно без учета экологических факторов и роли хозяйственно-культурных типов. Сравнение теснейшим образом связано с анализом и синтезом. В процессе системного включения заданий на сравнение учащиеся приобретают навыки определения сопоставимых и существенных признаков, последовательного сравнения анализируемых объектов, установление выводных признаков – сходства и различия, либо изменений в развитии исторических процессов и явлений.

При включении заданий на сравнение исторических фактов перед педагогом выстраивается ряд задач:

  • совершенствование конструирования смысла полученной информации, т.е. оформление линий сравнения. Бесспорно, вначале обучения учащиеся выполняют задания по линиям сравнения, предлагаемым учителем, но к концу 5 класса большинство учащихся способны выполнять эту работу самостоятельно;
  • осуществлять мониторинг понимания обработанной информации;
  • помочь оценить обсуждаемую информацию (эта информация важна, потому что…).

Как известно, каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений.

На содержательном материале истории Древнего мира используются два вида исторических сравнений: историко-типологические, изучающие сходство и различия конвергентных явлений и историко-диффузионные, изучающие явления, распространявшиеся в результате заимствований.

Следует подчеркнуть, что при выполнении заданий сравнительного характера на первом этапе учащиеся используют различные наглядные информативные источники – карты, реконструкции плана изучаемой местности, модели городов и т.д. Таким образом, у учащихся формируются и совершенствуются картографические навыки, хронологическая зоркость. Кроме того, развивается внимание, память, воображение.

На следующем этапе учащиеся способны производить необходимые действия без наглядного изображения объектов сравнения. Овладеть сравнительной характеристикой исторических процессов и явлений без непосредственной опоры на иллюстративный ряд помогает табличная форма: она организует знания, способствует обобщению, лаконичности выражения. Благодаря систематизации хронологического материала в табличный вариант облегчается работа по ленте времени, легче усваивается счет лет в истории (до нашей эры, наша эра). Усвоив основные действия сравнения, учащиеся успешнее осуществляют перенос приема, чему также способствует применение логических моделей и схем.

Важным элементов является презентация выполненных работ, где могут применяться игровые методики. Например, занятия по типу “Встреча цивилизаций”, “Гости из прошлого”, “Конкурс дизайнеров древности”, “Реформаторы Древних эпох” и т.д.

Приведем конкретные примеры использования заданий на сравнение в 5 классе.

I.

По окончании изучения блока “Державы Древнего Востока” учащимся предлагается выступить в качестве корреспондентов и приготовить систематизированную таблицу по графам. Ниже приведен пример выполненной работы (он может быть дополнен, изменен):

Страна, местоположение

Главные города

Главные водные артерии

Годы (века) наивысшего подъема

Правители в эпоху подъема

Цивилизационные открытия, достижения

Египет (расположен в Северо-Восточной Африке) Фивы, Мемфис Река Нил 1500 г. до н.э. Фараон Тутмос Календарь, иероглифы (700), гробница Тутанхамона (2000г.до н.э.), Великие пирамиды (2600 г.до н.э.)
Вавилон (Двуречье) Вавилон, Ур, Урук, Лагаш Реки Тигр, Евфрат 1792-1750 г. до н.э. Царь Хаммурапи Свод законов, клинопись
Финикия (восточное побережье Средиземного моря) Библ, Сидон, Тир, колония - Карфаген Средиземное море IX век до н.э.   Алфавит (22 согласных буквы), письмо, пурпурная краска
Израиль Иерусалим Река Иордан X век до н.э. Царь Давид, царь Соломон Единобожие, Скрижали (10 заповедей)
Ассирия (верхнее течение Тигра, предгорья и горы) Ниневия (“логовище львов”, “город крови”) Река Тигр VIII-VII до н.э. Царь Синахериб, царь Ашшурбанапал Конница, таран, библиотека, железная руда – железное оружие
Персия Вавилон, Персиполь, покорили Мидию, Лидию (VII век – первая монета из сплава и серебра)   VI век до н.э.: 538 г. до н.э. – победа над Вавилоном, 525 г. до н.э. – над Египтом. Царь Кир Великий, царь Дарий Первый Царская дорога
Древняя Индия (Южная Азия) Паталипутра, Индрапрастха, Сарнатх Реки Инд и Ганг III век до н.э. Царь Ашока Цифры, шахматы, книги из пальмовых листьев, касты, буддизм.
Древний Китай Фаньюй, Сяньян, Лоян, Чэнду, Чанша Реки Хуанхэ, Янцзы III век до н.э., 221г. до н.э. Правитель Цинь Шихуан Конфуцианство, книги из бамбука, шелк, чай, компас, бумага, Великая китайская стена.

В ходе представления данных таблицы учащиеся показывают цивилизации на карте, озвучивают основные достижения древних эпох. Ребятам предлагается поразмышлять над вопросом: как мы можем представить результаты нашего исследования другим людям – родителям, школьникам и т.д.? Учитель предлагает оформить выставку достижений цивилизаций Древнего Востока в виде “ленты времени”, прикрепить рисунки (иллюстрации) с изображением достижений, сделать экскурсионный путеводитель.

II.

Следующее задание используется при формировании понятия “колония” путем сравнения греческих и финикийских колоний. Занятие организуется в игровой форме. Учащимся предлагается провести расследование “Что? Где? Когда?”. Опорой является текстовый материал учебника, по усмотрению учителя может быть использован дополнительный хрестоматийный или энциклопедический материал. Полученные данные заносятся в таблицу:

СТРАНА

ФИНИКИЯ

ГРЕЦИЯ

ЧТО побудило к основанию колоний? Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами. В колониях сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Многие из колонистов усваивали обычаи местного населения, смешивались с ним. Население быстро росло, а страна была бедной: хлеба не хватало.

В колониях сеяли хлеб, выращивали виноград. Купцы привозили в колонии вино, оливковое масло, изделия ремесленников, а вывозили – пшеницу, рабов, шкуры животных, мед. Где бы не жили – в Афинах, в Спарте или колониях, они говорили на одном языке, пользовались обними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам.

ГДЕ образовывали колонии? На побережье Средиземного моря, в Северной Африке. Самая крупная колония финикийцев – Карфаген. На побережье Средиземного и Черного морей, в местах с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями.
КОГДА были основаны первые колонии? В IX веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства. В VIII-VI веках до н.э. основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей.

В выводах учащиеся указывают черты сходства (отсутствие плодородных почв как побудительная причина, Средиземное море как место основания колоний, развитие торгового обмена как результат) и отличия, показывают на карте места колоний, отмечают на ленте времени даты их основания. Таким образом конкретизируется понятие “колония”.

III.

В ходе изучения блока “Древний Рим” проводится занятие “Наследники демократии”. Учащимся предлагается сравнить признаки афинской демократии и римской республики. Данные заносятся в таблицу, затем анализируются. Табличная форма позволяет систематизировать знания, закрепить понятия, структурировать важные даты.

Линии сравнения

Афинская демократия

Римская республика

1. Дата установления 594 г. до н.э. – были заложены основы демократии. 509 г.до н.э.- установление республики.
2. Запрет долгового рабства 594 г. до н.э.- Солон отменил долговое рабство. С этого времени рабами были только чужеземцы. 326 г. до н.э.
3. Важные должности Стратег – должность главнокомандующего войском, заведовавшего внешними делами государства и финансами, включая судебную власть. Стратегов избиралось 10. Должность Первого стратега самая важная. Консулы – 2 правителя сроком на один год. Оба консула обладали равной властью. Они проводили набор в войско, созывали Народное собрание, могли предлагать новые законы.

Народные трибуны – должностные лица из числа плебеев. Они имели право вето.

4.Способ голосования за главные должности Открытое голосование (с помощью поднятия рук) Тайное голосование (заполняли таблички, опускали в корзину)
5.Центры проведения народных собраний, выборов. Пникс – пологий холм, место проведения народных собраний (3-4 раза в месяц). Форум – главная площадь города, где собирались граждане для выборов народных трибунов и принятия законов. Марсово поле – широкая равнина за городской стеной – там проходило народное собрание, оно выбирало консулов.
6. Оплата должностей За исполнение государственных должностей платили деньги, поэтому и богач и бедняк могли занимать эти должности. В Риме за исполнение должностей денег не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами.
7. Построение войска для защиты своего государства. Греки строились фалангой – тесно сомкнутыми рядами. Римское войско делилось на легионы – крупные войсковые единицы. Конница во время боя защищала пехоту с флангов.
8. Функции народного собрания Совет пятисот - следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Следил за порядком в гаванях. Он избирался по жребию, играл важную роль в управлении Афинами. Сенат – обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. В него попадали бывшие консулы, народные трибуны и др. должностные лица. Все они пожизненно становились членами сената. Сенат ни перед кем ни отчитывался в своих действиях, не нес ответственности за ошибочные решения.

В результате анализа выделяются черты сходства и различия, учащиеся обращаются к ленте времени. Конкретизируются и закрепляются основные понятия темы – демократия (ее черты) и республика (ее черты. Учитель обращает внимание на применение данных терминов в современности, проводит исторические параллели.

IV.

При изучении Рима эпохи империи, рассматривая причины ее заката, можно провести сравнение черт правления императоров Траяна и Нерона. Данные заключаются в таблицу:

Линии сравнения

Эпоха Траяна

Правление Нерона

1. Даты правления 98-117 гг. н.э. 37-68 гг.н.э.
2. Полководческий талант Выдающийся полководец. Начал служить простым легионером, участвовал во многих войнах, великолепно владел оружием, всегда шел впереди войска. Не обладал полководческим талантом, единственно к чему стремился – укрепить свою единоличную власть.
3. Размеры территории Рима. Траян расширил границы империи, включив в нее Дакию, Аравию, Месопотамию вплоть до Персидского царства. Границы остались в прежних пределах.
4.Отношение к законам Рима. Траян запретил казни по ложным доносам, прекратил преследование за неосторожное слово. Прекращаются злоупотребления наместников провинций. Полное неуважение к закону. Нерон развязал террор против своего народа. Доказательство этому – убийство четырехсот рабов и убийство собственной матери. При нем изымались богатства из храмов, солдатам задерживали жалованье.
5. Город Рим при правителе Траян вел большое строительство в Риме и провинциях, была перестроена главная площадь, получившая название Форум Траяна. По мнению некоторых историков, Нерон стал инициатором пожара в Риме. Ему были ненавистны старые дома и узкие кривые переулки. В пожаре он обвинил христиан.
6. Отношение к христианам Христиан не поддерживал, но особой жестокостью к ним не отличался. Крайне враждебно относился к христианской вере и христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров.
7. Личные качества Был прост в общении, скромен и справедлив. Он не стремился к наживе, не был жадным. Никому не завидовал, уважал и возвышал всех достойных людей без исключения. Это был “актер на императорском троне”. Он увлекался театром, сам играл в некоторых пьесах. Любил кровавые зрелища. Нерон – самая зловещая фигура среди императоров Рима.

V.

Задания сравнительного характера способствуют усвоению исторических понятий и терминов. Для закрепления понятий “реформа”, “реформатор” учащимся предлагается сравнить земельные реформы в Древней Греции и Древнем Риме по следующим параметрам:

Вопросы для сравнения Земельная реформа в Древней Греции Земельная реформа в Древнем Риме
1. Время проведения реформ 594 г. до н. э. 133 г. до н.э.
2. Реформатор Архонт Солон Братья Тиберий и Гай Гракхи
3. Главное требование Отмена долгового рабства Произвести передел земли
4. Итоги реформы Проведена отмена долгового рабства. С этого времени рабами были только чужеземцы. Согласно земельного закона земля бесплатно раздавалась бедным гражданам. Ни одна семья не должна была пользоваться более чем 1000 югеров земли.

VI.

Очень увлекательным для детей представляются задания на проведение исторических параллелей: сравнение событий истории Древнего мира с современностью. При проведении занятия “Гори, Олимпийский огонь!” учащиеся сравнивали Олимпийские игры Древней Греции с современными соревнованиями. Проведенное исследование было представлено в табличном варианте, проиллюстрировано и размещено на стенде:

Вопросы для сравнения Олимпийские игры

в Древней Греции

Современные Олимпийские

игры

1. Чем являлись Олимпийские игры? Общегреческие мужские празднества - состязания в честь бога Зевса. Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности.
2. Атрибуты Олимпийских игр. - Жертвоприношения богам,

- олимпийские клятвы спортсменов и судей,

- олимпийский огонь в священном алтаре.

- олимпийский флаг – белое полотнище с олимпийским символом,

- олимпийский огонь (с 1936г.),

- олимпийский девиз (с 1920г.) входит в эмблему, на латинском “Быстрее, выше, сильнее”.

3. Периодичность проведения Олимпийских игр. Один раз в четыре года Один раз в четыре года
4. Состав участников Мужчины из полисов Греции Спортсмены (мужчины и женщины) разных стран пяти континентов
5. Длительность Олимпийских игр 5 дней Летние игры – 16 дней,

Зимние игры – 10 дней

6. Олимпийские виды спорта. Пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба). Особо чтили победителя в беге на дистанцию – стадию. Ему позволялось зажечь Олимпийский огонь в священном алтаре. От слова “стадия” происходит название современных спортивных сооружений – стадионов;

кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц.

Решением Международного олимпийского комитета включены:

современное пятиборье (бег, стрельба, фехтование, плавание, верховая езда);

борьба, дзюдо, бокс;

легкая атлетика, гимнастика, синхронное плавание, гребля на байдарках и каноэ;

игровые виды спорта (хоккей, футбол, теннис и др.);

биатлон, конькобежный спорт, лыжные гонки, прыжки с трамплина.

7. Награды для победителей. Венки из ветвей оливы. Комплекты медалей – золотых, серебряных, бронзовых.

Представленная работа является результатом обобщения многолетней педагогической практики, поиска оптимальных решений проблемы повышения мотивации к истории и формирования умений анализа текстового материала. Думается, что именно компаративный метод является результативным в решении этих задач.