Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание -ы-и- после -ц-"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • отработать орфограмму,
  • повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами,
  • продолжить работу над развитием речи, внимания и памяти.

Оборудование:

Презентация “Однородные члены предложения” http://cor.edu.27.ru/dlrstore/8/840d05ec-2b14-5ac9-b48c-ca3fadb72dd7/odnorodnie.ppt

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

1). Повторение словарных слов. (Устно).

Сложное предложение, союзное, бессоюзное, сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, однородные члены предложения, безукоризненно, в совершенстве, цитата, советовать, желать, призывать, завещать напутствовать, премировать, пригласить, фонетический разбор, рецензия.

2). Ученика сдают слова на оценку устно.

3). Знакомство с новыми словами.

Инструмент, вокзал, футбол, экзамен, комментатор, комментарий.

-учитель проговаривает эти слова, а ученики должны представить эти слова написанными

А). большими белыми буквами на чёрной доске,

Б). большими чёрными буквами на белой доске.

3. Запись домашнего задания.

Параграф 43, сл. слова с 151-154, повторение слов. Слов с. 108-135.

4. Монологический ответ на лингвистическую тему. “Правописание ы- -и после Ц”.

Класс должен оценить ответ ученика по правилу “ 4 П ”.

ПРАВИЛЬНО

ПОЛНО

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО

С ПРИМЕРАМИ.

5. Работа с лексическим значением новых слов.

Для участия в конференции вам необходимо узнать лексические значения и правописание следующих слов. (Стимул).

Задачная формулировка.

Найдите в толковом словаре, этимологическом словаре, словаре иноязычных слов лексические значения следующих слов, запишите их.

  • Вакцина
  • Конституция
  • Мобилизация

Модельный ответ.

  • Вакцина - лекарство для прививок.
  • Конституция - основной закон государства.
  • Мобилизация – призыв на военную службу.

Источники информации.

  • толковый словарь
  • этимологический словарь
  • словарь иноязычных слов

Шкала оценки.

  • 1 балл – найдено и выписано лексические значения1 слова.
  • 2 балла – найдены и выписаны лексические значения 2 слов.
  • 3 балла – найдены и выписаны лексические значения всех слов.

Вывод: правописание и-ы после ц.

6. Графический диктант, т.к. необходимо знать морфемное строение слов.

- Составляем схему слов

- Составляем схему предложения с однородными членами (см. презентацию).

Мы знаем и помним историю нашей улицы.

Вдруг в ветвях промелькнули синицыны хвост и голова.

Мы не ходим на представления, когда циркачи отдыхают и репетируют.

7. Орфографическая разминка.

  • И- наклон вперёд.
  • Ы- подпрыгнуть.

Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.

Вывод: правописание и-ы после ц.

8. Выборочно-восстановительный диктант.

- Из текста выписать слова с орфограммой правописание и-ы после ц.

- По выписанным словам восстановить текст.

На берегу реки расположился цыганский табор.старый цыган повёл коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые.

Вывод:

1. Правописание и-ы после ц.

2. Развитие памяти.

9. Тестовая работа по теме “ Правописание и-ы после ц”

1). Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква и.

А). Ц..рковой, ц..ферблат, ц..кнуть.

Б).Ц..тата, дисц..плина, милиц..я.

2). Укажите слово (подчеркните), в котором допущена ошибка.

  • Конституция
  • На ципочках
  • Нумерация
  • Циклон

3). Напишите слово.

Призыв на военную службу_______________________________________

Номер, с которым выступают в цирке_______________________________

Лекарство для прививок__________________________________________

Основной закон государства_______________________________________

Ключ.

1). Б.

2). На ципочках.

3). Мобилизация, цирковой, конституция.

10. “Безошибочный” диктант.

- При первом чтении текста учителем ученики записывают только те слова, в правописании которых сомневаются.

- Устно объясняем каждое слово.

- Записываем текст диктанта.

- Сверка с записью текста на доске.

Предприятия нашего города выпускают разнообразную продукцию. В заводских цехах надо соблюдать дисциплину.

11. Творческий диктант.

- Заменить одним словом.

Точная выдержка из текста (цитата).

Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).

Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).

Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).

Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

12. Индивидуальная работа. (2 ученика).

- Вставить в слова пропущенные буквы, объяснить.

Ц..фры ц..ганёнок
Ц..ферблат ц..клон
Ц..ц полиц..я

Вывод: правописание и-ы после ц.

13. Подведение итогов урока.