Древние памятники Хакасии

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • расширение кругозора учащихся, развитие познавательной активности;
  • воспитание патриота своей страны, гражданина мира;
  • формирование корректных отношений на основе толерантности, равенства и многообразия этнических культур народов Хакасии.

Республику Хакасия нередко называют моделью Российской федерации в миниатюре. Здесь на сравнительно небольшой территории проживают более ста наций и народностей. Общение представителей различных культур становится наиболее полным и эффективным тогда, когда каждый человек имеет возможность изучать родную национальную культуру. Ведь недаром в русских пословицах говорится: "в каком народе живёшь, того обычая и держись", "Всякому мила своя сторона", "На родной стороне и камушек знаком". Хакасы говорят: "Без корня и полынь не растёт", "Плохое на чужбине, хорошее у нас", "Чужая земля сильная бывает, своя земля красивой бывает". Краеведческий материал даёт возможность изучить историю, культуру, природу родных мест, воспитывает гордость за малую родину, толерантность, интерес к культурам других народов. Использование краеведческого материала при проведении классных часов даёт возможность учащемуся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира.

Материально-дидактическое оснащение:

Ведущий 1. Приглашаю вас в небольшое путешествие по Республике Хакасия. (просмотр видеофильма)

(Слайд 2)

Степь хакасская рябит многоцветьем. Островки жёлтых, фиолетовых, розовых цветов соседствуют с тёмно-коричневыми участками пашни, зелёными посевами, чёрными лентами просёлочных дорог. Но даже в этом многоцветье издалека можно заметить стоящие в степи камни. Давно стоят эти камни, долгие века. Большие и поменьше, бесформенные глыбы и отшлифованные, правильной формы. Почти на каждом из них видны рисунки. В часы восхода и заката на некоторых камнях видны контуры человеческого лица. Каждый из этих камней пропитан древней энергией солнца и ветра, каждый из них хранит свою тайну.

Какие же тайны хранят эти степные идолы? Кем и когда были они сооружены? А главное - зачем? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте отправимся в небольшое путешествие по нашей республике.

(Слайд 3)

Есть в Ширинском районе горная гряда Сундуки. Своё название <<Сундуки>> горный массив получил от первой горы, на вершине которой находится скальный останец в виде куба.

Первое, на чём останавливается взгляд человека, приехавшего в долину - именно этот куб или, как иначе его называют, <<богатыря Хохо-Бабая>>. Считается, что в нём спрятаны все сокровища долины. Сундуки - это древняя астрологическая обсерватория, возраст которой 13-14 тысяч лет. Хакасы издревле называют это место <<Онло>>, что в переводе означает <<видеть>>, <<наблюдать>>. Издревле наблюдали здесь люди за восходом и заходом солнца и луны. В строго определённых и отмеченных особым образом местах этой горы проводились наблюдения в дни осеннего и весеннего равноденствий.

Здесь находится уникальный памятник, единственный подобный на планете - Храм времени. Для чего он был возведён? Чтобы понять это, нужно на него подняться. Перед горой, где расположен Храм Времени, находится кладка из камней. Если встать в эту точку лицом к Храму и посмотреть направо, то можно увидеть выступающую вершину четвёртого <<сундука>>. Это точное астрономическое направление на север. С этой точки жрецы определяли день зимнего солнцестояния. Через щель между камнем, напоминающим голову орла, и горой солнце 21-22 декабря посылает земле последний луч и уходит за горизонт.

В Храме находится изображение дракона, рассечённого на шесть равных частей. Это одни из самых первых на Земле часов. С восхода солнца до полудня тень от стены скользит слева направо, проходя одно деление примерно в час. В полдень Храм Времени освещён полностью, а после полудня тень от стены скользит слева направо, проходя одно деление всего за несколько минут. Эти солнечные часы работают круглый год. Но для чего же людям той поры нужен был такой точный хронометр? Явно не для того, чтобы каждый раз взбираться в гору, чтобы узнать, который час. Чтобы разобраться в этом, нужно представить себе темп жизни той поры. А он, конечно, отличался от нашего. Большое значение в те времена имела только смена сезонов.

Сундуки служили своеобразным полигоном для астрономов. Здесь всё было подчинено наблюдениям за светилами и предсказаниям природных процессов, от которых почти полностью зависела жизнь людей. А расшифровка полной их значимости ещё ждёт своего часа.

Сундуки - уникальный памятник Тагарской культуры.

Ведущий 2.

Другой, не менее грандиозный памятник той же эпохи - Салбыкский курган.

(Слайд 4)

Салбыкский курган расположен в <<Долине царей>> - месте погребения скифской знати, находящейся в Камызякской степи Усть-Абаканского района, в 5 километрах от дороги Абакан-Сорск и приблизительно в 40 километрах от районного центра.

На почти 2,5 тысячи лет тому назад была воздвигнута четырёхгранная усечённая пирамида, обложенная до самой вершины дёрном, основанием которой служили огромные плиты песчаника, а по углам ограды были установлены высоченные стелы, со стороны восхода солнца, внутрь усыпальницы вёл вход.

Размеры Салбыкского кургана впечатляют и сегодня. На момент окончания строительства кургана, его высота достигала от 25 до 30 метров, в диаметре курган был более 100меиров. За 25 веков насыпь сильно оплыла и величественная пирамида превратилась в пологий холм, чья высота достигает теперь 12 метров. Основу этого грандиозного погребального сооружения составляли каменные плиты (обломки скал), вкопанные на боку плита за плитой, образовывая квадратную ограду, длина стороны которой составляла 70 метров. Вес каменных глыб достигал 30-50 тонн, а их высота на сегодняшний день составляет от 3 до 6 метров.

В процессе исследования Долины царей, археологами были обнаружены древние каменоломни, в которых в IV веке до нашей эры добывался камень для строительства кургана. Находились эти каменоломни за 70 километров от кургана на берегу Енисея.

Для учёных до сих пор остаётся загадкой, кем же был этот могущественный человек, для которого возвели такую усыпальницу? Никто не сомневается в том, что 2400 лет назад, в Хакасско-Минусинской котловине не было никого могущественней этого царя. Рядом с его погребением были обнаружены останки ещё 6 человек. Часть из них была членами царской семьи, другие же: женщины-служанки и 2 молодых воина были специально убиты, чтобы сопровождать, служить и охранять своего повелителя в загробной жизни. Становится ясно, что власть этого могущественного человека распространялась и на жизнь и на смерть своих соплеменников.

При раскопках Салбыкского кургана, в угловых камнях ограды обнаружены человеческие жертвы: трое взрослых людей (один из которых был связан) и ребёнок.

К сожалению, к моменту раскопов археологами Салбыкской усыпальницы, курган был разграблен. Из находок были обнаружены внушительных размеров сосуд, два бронзовых ножа, и округлый каменный жернов вращающейся ручной мельницы, древнейший на сегодняшний день в Сибири. Остаётся только предполагать, насколько богата была усыпальница древнего скифского царя.

Ведущий 3.

В 13 километрах от села Копьёво находится другой археологический памятник - Сулекская писаница. Она относится к Окуневской культуре, это примерно IIтысячелетие до н. э. В народе писаницу называют <<Пичиктинг-Таг>>, что значит <<Писаная гора>>. Здесь можно увидеть целую панораму наскальных изображений. Рукой талантливого древнего художника на скале выполнены сцены охоты, воинских сражений, изображены различные животные.

(Слайд 5)

Есть сюжеты, связанные с культовыми обрядами. Рисунки сопровождаются комментариями древнего письма. Верхняя надпись гласит: <<Вечная скала>>.

Ценность Сулекской писаницы, как исторического памятника, выходит далеко за рамки местного значения.

Другая писаница, именуемя Боярской, находится в районе села Бородино Боградского района. Делится Боярская писаница на две - большую и малую.

(Слайд 6)

Если подняться на верхний хребет, то справ от дороги к деревне Копены находится большая писаница. Зрелище перед глазами предстаёт уникальное. Здесь можно увидеть изображения 130 фигур. В камне выбит и посёлок с бревенчатыми домами и юртами, и пастух с собакой, и стада овец, коз, оленей, коров.

Малая писаница находится в 400 метрах от большой и содержит изображения 40 фигур.

Есть ещё одна писаница, Подкуневская, расположена на утёсах одноимённой протоки. На древних изображениях запечатлены 323 фигуры. Среди них олени, козы, лошади, птицы, верблюды, медведи и, конечно, люди.

В Ширинском районе на озере Тус, на юго-западном склоне горы, есть писаница, относящаяся к таштыкской культуре - это первое тысячелетие до н. э. Здесь явно доминирует боевая тема: фигуры лучников с боевыми топорами, сцены конной охоты. Изображен здесь даже шаман с бубном в руках. Характерно нахождение таштыкской писаницы рядом с памятниками более ранних культур.

Ведущий 4.

Окуневцы оставили после себя много уникальных памятников. К Окуневской культуре относится, например, знаменитая Аскизская бабушка, или Улук-Куртуякташ, что означает <<большая старуха-камень>>. Международный фонд ЮНЕСКО оценил Улук-Куртуякташ в полтора миллиона долларов.

(Слайд 7-8)

Анхаковский муниципальный музей под открытым небом <<Хуртуях тас>> - единчственный на территории России музей одного камня. <Улуг Хуртуях

тас>> - это обелиск из серого песчаника весом 2,6 тонны, высотой 3 метра, на котором высечена женская фигура. В религиозном сознании хакасов изваяние представляет собой символ женского начала. Эта <<Мать матерей>> покровительствует беременным женщинам, роженицам и маленьким детям. Хакасы всегда верили в то, что она обладает магической силой избавления женщин от бесплодия. Поэтому во все времена приезжали и приходили к ней женщины, прося здоровья, детей и счастья.

В 1954 году археологи, пытаясь спасти древний памятник от разрушения, перевезли его в краеведческий музей. А в 2003 году было подписано распоряжение о создании муниципального музея. Он расположился именно на той территории, где изваяние простояло до 1954 года, откуда его перевезли на хранение в Хакасский областной музей.

Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды была построена стеклянная юрта.

Большой интерес как исторические памятники представляют и останки древних крепостей. Их не так много. Средневековый замок у села Тутатчиково когда-то служил форпостом от набега кочевников. Крепость построена из глиняного сырцового кирпича, рядом находятся крупные могильники, курганы.

(Слайд 9)

Другая крепость расположена в 40 километрах от Абакана на левом берегу Енисея. Здесь каменная стена, сложенная из плит девонского песчаника, до 2 метров в ширину и одного метра в высоту тянется на протяжении 25 километров по отвесному краю горы. Стена усилена бастионами и рвами на выходах в лога и имеет зигзагообразные выступы. Крепость явно имела военно-стратегическое значение в XI-XII веках.

Есть также крепости в Ширинском районе: одна - вблизи села Чебаки, другая - на горе Кигиг-Тарниг.

Ведущий 5.

В 1940, 1945 и 1946 годах в окрестностях Абакана археологи проводили раскопки и обнаружили грандиозное здание древнекитайской архитектуры. Оно было построено без фундамента на выровненном участке степи и ориентировано строго по сторонам света: с запада на восток его длина была 45 метров, а с севера на юг - 35 метров. При раскопках били обнарухеня останки крыши покрытой черепицей с надписями - благожеланиями. Здание оказалось развалинами хуннского дворца китайского наместника.

В центральной части дворца находился большой зал площадью 132 кв. м. вдоль его северной и южной стен к залу примыкали анфилады из шести комнат с каждой стороны. В общей сложности дверей состоял из 18 комнат. Все комнаты сообщались между собой дверями, причём из большого зала в боковые комнаты вело 7 выходов. Пол и стены были глинобитные и достигали в центральной части более двух метров в толщину. Всё здание было крыто черепицей. На торцовых дисках кровельной черепицы оказались китайские надписи, сделанные иероглифами , типичными для династии Хань. На всех черепицах было написано одно и тоже: <<Сыну неба 10000 лет мира и 1000 осеней радости без горя>>

(Слайд 10)

Ещё одной особенностью здания, говорящей о его сооружении китайцами, является отопительная система, расположенная под полами комнат. Это целая сеть разветвлённых каналов, обложенных по стенкам и закрытых сверху каменными плитками.

Немногочисленные вещи, найденные при раскопках дворца, очень характерны и типичны для своего времени. Среди них больше всего железных предметов: различные топоры, скобы, болты, петли и другие находки.

(Слайд 11)

Найдены также осколок блюдца из светло-зелёного нефрита, крупная бусина из розового коралла, золотая серьга. Были найдены предметы повседневного обихода: ножи, пряжки ремней. Глиняная посуда бала таштыкская, местной выделки, за исключением одного сосуда, который был явно хуннский.

Дворец является уникальным зданием. В ту пору в Минусинской котловине жили племена, часть которых вела кочевой образ существования, другая часть жила оседло. Но их жилищами, включая жилища знати, были юрты и бревенчатые дома. Поскольку особенности архитектуры и большинство предметов, найденных при раскопках, указывают на китайское происхождение, то есть все основания предполагать, что построен он был китайскими зодчими для китайцев.

Ведущий 6.

Основу кульрурного наследия Хакасии составляют не просто отдельные памятники археологии или природы, а целые природно-культурные системы или иначе - культурные ландшафты. Поэтому в 1996 году на территории Аскизского района был создан хакасский республиканский музей заповедник <<Казановка>>. Его площадь составляет 18,4 тысяч гектар. Границы его проходят в непосредственной близости о населённых пунктов: Казановка, Верх-Аскиз, Югачи, Верх-База, Нижняя База, Бейка. Хакасский музей заповедник расположен в юго-западной части Хакасии, в предгорьях Абаканского хребта.

(Слайд 12)

В Казановке удивительным образом сочетаются все виды культурного и природного наследия: живописные ландшафты и интереснейший археологический фонд. Хорошо сохранились также и образцы хакасской жизни. Здесь звучит хакасская речь, а хакасская кухня или обряды не воспринимаются как экзотика.

(Слайд 13)

Уже почти три века учёные изучают прошлое народов Сибири, дошедшее до нас в легендах, поверьях, сюжетах древнего искусства, в погребённых под дюнами песков жилищах и могильниках. В плане исторических открытий Хакасия по праву является археологической Меккой.

Время стирает с лица земли целые цивилизации. История неохотно делится своими тайнами. Но человек устроен так, что не может жить в настоящем и строить будущее, не зная своего прошлого.

Поэтому снова и снова люди стремятся разгадать загадки ушедших эпох.

Литература.

1.У. Н. Кирбижекова. Хакасские пословицы, поговорки, загадки. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1960.

2. Хакасия. Культура. Отдых. Туризм: альманах/ Бюро Игоря Преминина - Новосибирск, издательский дом "Вояж", 2007.