Урок-соревнование по теме "Электрический ток", 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока:

Проверить знания учащихся по данной теме в виде соревнования.
(Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы: «Электрический ток».

Оценивает работу не учитель, а ученики старших классов, которые предварительно выполняют предложенные задания, а затем проверяют работы восьмиклассников. Один старшеклассник проверяет работы 5 человек, следовательно, на уроке должна быть комиссия из 5 старшеклассников. (У каждого из проверяющих имеются решения и готовые ответы ко всем заданиям, для облегчения проверки) На данную работу отводится 2 урока. Время, отведенное на выполнение каждого этапа, засекается таймером. Каждое задание выполняется на отдельном листочке, и после выполнения сразу сдается проверяющему. Старшеклассники сидят на последних партах, и ребята передают листочки с выполненными заданиями назад. Урок – соревнование проводится в такой последовательности:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Физический диктант
  3. Работа с дидактическим материалом
  4. Задачи – рисунки
  5. Задачи разного уровня сложности
  6. Экспериментальное задание
  7. Кроссворд – лесенка
  8. Подведение итогов и выставление отметок
  9. Работа над ошибками

I. Физический диктант

1. Какие величины входят в данную формулу, и в каких единицах они измеряются?

Вариант 1

Вариант 2

;

;

2. Выразите из формулы указанную величину

Вариант 1

Вариант 2

выразите I

выразите l

3. Запишите числа, используя приставки

Вариант 1

Вариант 2

4. Переведите в систему СИ

Вариант 1

Вариант 2

Q = 34,5 кДж

L = 140см

R = 0,15 кОм

t = 12 мин

II. Работа с дидактическим материалом

Выполните задания по картинке

Вариант 1

Вариант 2

III. Задачи – рисунки

А) В какой из предложенных схем амперметр и вольтметр включены правильно?

А) В какой из предложенных схем вольтметр точнее измеряет напряжение на резисторе?

Б) Как изменится сопротивление реостата, если ползунок реостата передвинуть влево?

Б) Как изменится сопротивление реостата, если ползунок реостата передвинуть вниз?

IV. Решите задачи

  1. При напряжении 220В сила тока в спирали плитки равна 5А. Определите сопротивление спирали.
  2. При напряжении 1,2 кВ сила тока в цепи одной из секций телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?
  3. Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140см и площадью поперечного сечения 0,2мм2, в котором сила тока 250мА.
  4. При напряжении 120 В в электрической лампе в течение 0,5 мин израсходовано 900Дж энергии. Определите силу тока в лампе.
  5. Две электрические лампы имеют одинаковую мощность. Одна из них рассчитана на напряжение 110В, а другая на 220В. Какая из ламп имеет большее сопротивление и во сколько раз?

V. Экспериментальное задание

Даны приборы: лип, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, лампочка.

Определите:

1-й вариант – сопротивление вольфрамовой спирали
2-й вариант – мощность лампочки.

(нарисуйте схему соединения приборов)

VI. кроссворд – лесенка

Решите кроссворды

(они либо нарисованы на обратной стороне доски, либо проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора.)

1-й вариант

1. Единица измерения мощности.
2. Ученый, установивший зависимость I = U/R.
3. Частица с наименьшим (+) зарядом
4. Единица измерения силы тока
5. Величина, которая обозначается - R

2-й вариант

1.Вещество, в ядре которого один протон
2. Центральная часть атома
3. Частица с наименьшим (-) зарядом
4. Прибор для измерения напряжения
5. Частица, не имеющая заряда.

VII. Подведение итогов (Ребята, проверяющие работы, сообщают ученикам результаты, и называют фамилии учеников, получивших за урок «5»; «4»; «3» и «2».

VIII. Работа над ошибками. (если остается время, то можно разобрать с ребятами любые задания)