Урок литературы в 6-м классе "По страницам любимых произведений"

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным произведениям русской и зарубежной литературы, по теории литературы, совершенствовать навыки коллективной деятельности, способствовать воспитанию общественно значимых мотивов поведения.

ПРОБЛЕМА УРОКА. Выявить уровень знаний по изученным произведениям русской и зарубежной литературы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Учащиеся на уроке отвечают на вопросы, пополняют первоначальный капитал, составляют характеристику героини, отгадывают героев инсценировки, определяют стихотворные размеры и тропы, угадывают героев викторины “Кто это сказал?”.

НАГЛЯДНОСТЬ: портреты писателей и поэтов, плакаты, цитаты, гонг, молоток, подборка литературы для внеклассного чтения.

ТИП УРОКА - повторно-обобщающий.

ФОРМА УРОКА - урок-аукцион.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Психологический настрой.

Дорогие ребята!

Сегодня урок будет проходить в форме аукциона. Аукцион – это публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. А у нас аукцион знаний. Покупатель тот, кто знает ответ на вопрос. Все вопросы имеют цену. Аукцион предполагает и победителей и побежденных. Достойно примите это. И давайте радоваться за тех, кому повезет. А повезет тем, кто лучше подготовился, кто читал более вдумчиво, внимательно. В добрый путь!

3. Этап закрепления изученных тем.

А) Условия проведения аукциона.
Аукционист – я, учитель литературы.
Аукционеры ассоциации любителей литературы по клубам:
клуб “Фанаты Пушкина”,
клуб “Виктория”,
клуб “Любители поэзии”,
клуб “Дети XXI века”.

Первоначальный капитал каждого клуба - 200 тенге. Если все деньги потратите, то можно обратиться в учительский банк “УБ” и взять кредит под проценты. Кто правильно отвечает, тот получает деньги. Каждая команда имеет право 3 раза повышать цену вопроса. Но если вопрос куплен, а правильного ответа не было, цена вопроса продолжает расти, а с команды взимается штраф. Итак, первый вопрос. Стартовая цена - 30 тенге. 40 тенге,50 тенге. 50 тенге - раз, 50 тенге - два, 60 тенге - раз, 60 тенге - два, 60 тенге - три. Продано!

1.Н.В. Гоголь “Ночь перед Рождеством”. Как ел вареники знахарь Пацюк? (“Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот”)

Вопросы и их первоначальная стоимость.

2. За что мстил черт Вакуле? 20 тенге. (За картину. Вакула нарисовал святого Петра, изгонявшего из ада злого духа в день Страшного суда, испуганного черта били и гоняли)

3. А.С. Пушкин “Метель” Почему повесть так названа “Метель”? 20 т. (Метель сыграла главную роль в судьбе всех героев: развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она “помогла” раскрыться характеру каждого из них).

4. После болезни Марьи Гавриловны родители решили устроить счастье дочери. Что они надумали? 20 т. (Родители согласились на брак дочери с Владимиром)

5. “Притча о блудном сыне

Как показана вечная проблема взаимоотношений отцов и детей? 40 т. (Мудро рассудил Христос: дети ищут свой путь, желают вырваться из-под родительской опеки; родители же, умудренные опытом, ждут и надеются на возвращение детей, на их понимание).

6. “Орфей и Эвридика”

Почему оглянулся Орфей у выхода на землю? 30 т. (Тревожно стало Орфею: идет ли за ним Эвридика? Засомневался и оглянулся).

7. Найти тропы. 30 т.

(Олицетворение, метафора)
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С.А. Есенин)

(Антитеза)
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Н.А.. Заболоцкий)

8. Определить стихотворные размеры. 30 т.

(Ямб)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Ю.Лермонтов)

(Хорей)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С.Пушкин)

9. Инсценировка отрывка из рассказа А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”. Отгадать героев инсценировки.20 тенге. (Предварительно учитель подготовил ребят из другого класса)

4. Валеологический компонент.

Звучит музыка из произведений Г. Свиридова. Продажа напитков и подсказок.10 тенге стоит стакан воды. 20 тенге - подсказка.

10. Г. Уэллс “Машина времени” Куда отправляется главный герой фантастического произведения – в прошлое или будущее? 10 тенге. (Отправляется в будущее)

11. Античная мифология. “Суд Париса” Как решил Парис спор богинь - Афины, Афродиты и Геры? 20 тенге. (Парис отдал яблоко Афродите, так как она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин - Елену, дочь Громовержца и Леды).

12. Эсхил “Прикованный Прометей” В чем проявилась любовь Прометея к людям? 30 т. (“…все искусства у людей – от Прометея!” Прометей дал людям огонь, научил многим наукам и ремеслам, облегчил труд, научил мыслить).

Б) Даны ключевые слова: “поднялась”, “намылила”, “проворнее всякого цирюльника”. Составить характеристику героини. 50 тенге. (Героиня – Метель из произведения Гоголя “Ночь перед Рождеством”). 50 тенге получит та команда, которая составила характеристику героини из ключевых слов и отгадала, из какого она произведения. На составление характеристики дается 3 минуты.

Отрывок из произведения" Ночь перед Рождеством"

"В самом деле, едва только поднялась метель и ветер стал резать прямо в глаза, как Чуб уже изъявил раскаяние и, нахлобучивая глубже на голову капелюхи, угощал побранками себя, черта и кума. ... По временам на лице его, которого бороду и усы метель намылила снегом проворнее всякого цирюльника, тирански хватающего за нос свою жертву, показывалась полусладкая мина".

В) Викторина “Кто это сказал?”

“Я служу Гекате и знаю многое, чего не знают простые люди. Я могу оживить убитого и сделать старого молодым. Могу принести в дом несчастье, наслать страх и тоску на человека, отнять у него покой”. 20 т. (Волшебница Медея).

“Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша.… Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носике?” 20 т. (Оксана из “Ночи перед Рождеством” Гоголя)

“Я женат, я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!” 20 т. (Бурмин из повести Пушкина “Метель”).

5. Слово жюри. Награждение членов победившего клуба. (Победили те, у кого больше денег в банке, кто купил больше вопросов и ответил на них)

6. Информация о домашнем задании.

Написать эссе “С кем из известных литературных героев я бы подружился (подружилась)”.

7. Возврат к проблеме. Ответы учеников.

8. Рефлексия.

Был ли полезен урок для меня?
Мое настроение после урока.
Последнее слово за мной.

9. Итог урока. Оценивание.

Учащимся предлагают посмотреть выставку книг для внеклассного чтения.

Использованная литература

1. При составлении ответов использовано методическое пособие Турьянской Б.И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 1999.- 224 с.