Родительское собрание "Почему подростки курят" для родителей и учащихся 5-х классов

Разделы: Работа с родителями


Время для проведения собрания – 1 час

Цель собрания: Выявить причины курения подростков и определить роль семьи в их искоренении.

Основные понятия:

  • Вредные привычки;
  • Здоровый образ жизни.
  • Здоровье

Оборудование:

  • Правила общения на собрании
  • Ватманы
  • Стикеры разных цветов
  • Магнитная доска и магниты.
  • Цветные фломастеры.
  • Бумага формата А4.
  • Информационные листы

Структура родительского собрания.

Этапы занятия

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

Этап 1

Мотивация.

Постановка проблемы.

Вводное слово учителя.

Работа с информационными листами.

Обсуждение притчи

5  мин.

У участников собрания должны появиться потребность и желание обсуждать проблемы, вынесенные на собрание. Участники усваивают цели и задачи собрания

Этап 2

Работа с понятиями

Индивидуальная работа. «Мозговой штурм». Ранжирование.

5  мин.

Участники должны обратить внимание на сущность понятия «здоровье» и важность проблемы его укрепления .

Этап 3

Изучение основных проблем:

Работа в группах; «мозговой штурм»; метод дискуссии.

40 мин.

В ходе обсуждения выявляются взгляды родителей на причины подросткового курения и их собственной роли как родителей в стимулировании подросткового курения.

Этап 4

Подведение итогов

«Письмо»

10 мин.

Участники должны понять, в чем проявляется ответственность родителей.

Ход собрания.

Для проведения подобного собрания необходимо создать обстановку доверия и взаимной поддержки. Очень важно, чтобы с первых минут родители почувствовали новые возможности в общении. Именно для этого предлагаются, обсуждаются и принимаются правила общения на собрании.

1. Правило конфиденциальности.

Запрещается рассекречивать то, что доверяет родитель остальным участникам. Конфиденциальность необходима для защиты частной жизни ребенка и его семьи. Откровенность возможна только в случае уверенности в собственной безопасности. Именно поэтому классный руководитель ничего не записывает за родителями или просит у них на это разрешение.

2. Правило равноправия участников.

Оно означает, что все имеют равные права: право высказываться, право быть услышанным, право попросить помощи. Многое здесь зависит от классного руководителя. Совершенно естественно, что одни родители вызывают у него большую симпатию, чем другие. Но для самовыражения всем родителям необходимо предоставлять равные возможности. Нельзя, чтобы основное внимание уделялось общительным родителям, а более замкнутые и стеснительные оставались в тени.

3. Правило искренности.

«Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу». Классный руководитель может стимулировать желание родителей высказаться, но не может давить. Искренность родителей начинается с искренности классного руководителя.

4. Правило толерантности

Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия, каждого участника должны уважаться всеми. Это вовсе не означает, что недопустимы споры и дискуссии- недопустимы остракизм и презрение.

Возможно, размещение этих правил на видное место.

Этап 1. Мотивация. Постановка проблемы.

Каждый родитель получает информационный лист №1, где сделана подборка фактов негативного влияния никотина на здоровье ребенка и знакомится с ним. (Данные листы могут быть подготовлены детьми предварительно на классных часах)

Информационный лист №1

  1. Большинство людей начинают употреблять табак еще до того, как заканчивают школу. Это значит, что если подросток не закурит в школьном возрасте, то есть вероятность, что он не закурит никогда.
  2. Большинство курящих подростков зависимы от никотина. Они хотят бросить курить, но не могут. Когда они пытаются бросить, они испытывают ,так же как и взрослые, неприятные симптомы отмены.
  3. В сравнении с некурящими, курящие дети в 3 раза больше употребляют алкоголя. Они в 8 раз чаще начинают курить марихуану и в 22 раза чаще начинают употреблять кокаин.
  4. Начиная курить, дети в большинстве случаев снижают успеваемость в школе. Они предпочитают общаться с теми детьми, которые тоже курят. Обычно у них низкая самооценка и они не знают, как сказать Нет табаку.
  5. По данным профессора Гавалова С.М., из общего числа детей, болеющих бронхиальной астмой, воспалением легких и орз, более 65 % - пассивные курильщики.
  6. Опрос среди большой группы курящих показал, что 55% курящих знают о том, что эта привычка сокращает их жизнь, 22% никогда не задумывались над этим, а 23% не верят во вредность табачного зелья.
  7. Подавляющее большинство подростков говорили с родителями о вреде курения. О вреде курения родители предупреждают курящих подростков даже больше, чем некурящих.
  8. Если в курящих семьях и в семьях бывших курильщиков подростки начинают курить в 11 с небольшим лет, то в некурящих семьях - на год позже.
  9. Благодаря мерам убеждения (и принуждения) в США более 20 миллионов человек в относительно короткие сроки бросили курить.
  10. В докладе начальника медицинского управления говорится, что ученики старших классов курят меньше, чем ученики младших классов.

 

Ведущий: Уважаемые родители, перед Вами 10 примеров негативного влияния курения на подростка. Вам необходимо выбрать тот факт, который на ваш взгляд более всего отражает сущность подобного влияния на детей, и объяснить почему.

Родителям предоставляется возможность высказать свое мнение.

Ведущий: Курение - это проблема, которая коснулась или может коснуться каждой семьи и каждого ребенка. Это проблема, которая может стать причиной больших трудностей в семье, а может быть и даже трагедии.

Участникам собрания предлагается прослушать притчу «Рыбак».

Рыбак

Однажды утром норвежский рыбак с двумя сыновьями отправились ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. Тем временим, их домик загорелся, и огонь сжег их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем горе. Но рыбаки бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш домишко, оказался тем самым светом, который внезапно возник в густом тумане и указал нам дорогу к берегу»

Ведущий: Ответить на вопрос «Почему дети курят?» - это значит определить причины этой проблемы. Это, значит, ликвидировать возможность семейных конфликтов и, в конечном счете, спасти здоровье своих детей. Это значит «найти дорогу к берегу».

Этап 2. Работа с понятиями.

Работа с понятиями проводится в два приема: сначала участникам предлагается сформулировать собственные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» на цветных тиккерах и приклеить на ватман, где написано:

«Здоровье – это_____» и «Здоровый образ жизни – это______».

Затем происходит обсуждение в рамках свободной дискуссии, в которой принимают участие все присутствующие. Выявляются разные оттенки данных понятий: физиологические, психические, психологические, социально-общественные (возможно ранжирование).

Принципиально важно вывести участников на уровень предметного обсуждения и конкретные определения. Как рабочими можно воспользоваться следующими определениями:

«Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений. Представляет не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. состояние телесного, душевного и социального благополучия».

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

Этап 3. Изучение основной проблемы

Участникам предлагается разделиться на две группы: те, кто курит и те, кто не курит. (По желанию) На доске для каждой группы вывешивается ватман с вопросом «Насколько важной причиной курения подростков Вы считаете следующие обстоятельства?»

Ведущий: Данные обстоятельства определили сами дети. Теперь это необходимо сделать Вам, уважаемые родители. Необходимо выбрать три наиболее важных причины и отметить тиккерами.

  • То, что их друзья курят;
  • Влияние сверстников;
  • Стремление выглядеть круто;
  • Стремление подражать взрослым;
  • Примеры по телевидению или в кино;
  • То, что сигареты легко купить;
  • Удовольствие от запретного;
  • То, что их родители курят;
  • То, что кругом твердят: «Не делай этого»;
  • Влияние рекламы табака;
  • Снять стресс;
  • Удовольствие от курения;
  • Потому что это опасно;

Затем проводится обсуждение результатов и сравнение их по группам.

Ведущий: Знакомясь с результатами различных опросов подростки как обычно чаще всего выделяют такие причины как влияние друзей, стремление выглядеть круто стремление подражать взрослым. Значение эффекта подражания взрослым, в том числе и собственным родителям, считают важной причиной подросткового курения почти две трети самых младших подростков 12-13 лет, именно для них пример взрослых является наиболее важным.

Каждый участник получает информационный лист №2 с результатами одного из опросов, проведенного среди подростков российских школ.

Информационный лист №2

Ведущий Дает анализ информационных материалов.

Уважаемые родители, обратите внимание, что желание соответствовать сверстникам и их стандартам считается основными причинами подросткового курения среди большинства подростков всех исследованных возрастов. Кроме этого, однако, значительная доля младших подростков (12-13 лет) считает важным желание подражать взрослым (60%), примеры, которые они видят по телевизору и в кино (44%), а также то, что их родители курят (45%). С увеличением возраста доля тех, кто считает важным фактором подражание взрослым или, наоборот, стремление поступить всем наперекор, падает, зато растет доля тех, кто объясняет подростковое курение «взрослыми факторами» - желанием снять стресс.

Ведущий: Более половины подростков 12-17 лет пробовали курить. Курение родителей имеет тесную взаимосвязь с попытками подростка начать курить. В семьях с курящими родителями и даже в семьях бывших курильщиков две трети подростков хоть раз в жизни пробовали курить, в некурящих семьях таких намного меньше - 41% . Роль родителей и семьи в целом очень велика, так как с раннего детства на всех этажах психики человека могут закрепляться привычки, в том числе и привычка табакокурения.

Участники получают информационный лист №3

Информационный лист №3. Точка зрения психолога.

У табачника папы, привычка отравляться никотином в подсознание ребенка закладывается с первых дней. когда малыш видит самого дорогого для себя человека с дымящей сигаретой во рту, эта картинка запечатлевается. В последующие годы в подсознании закрепляется установка, большинство мужчин никотинисты.

В быту существует мнение, что ребенок еще маленький и ничего не понимает. Да «понятийный аппарат» у него еще не работает как у взрослого. Но психика ребенка устроена так, что она фиксирует и запоминает все увиденное и услышанное.

При взрослении вся детская информация обрабатывается подсознанием и выдается в сознание как собственный устойчивый мотив поведения. И картинка «дымящий папа (мама)» будет навязываться сознанию как нормальный вариант поведения. Другой компонент психики фиксирует информацию только другой информации, все о вреде курения. Эта информация находится в области бессознательного и в течении жизни пополняется. Так, когда мама, бабушка выговаривают папе, что он много дымит, да еще и не там. Эта информация как м все происходящее вокруг ребенка адресно идет в отсек психики «позитива»..В дальнейшем в садике, в школе этот отсек пополняется информацией ориентирующей против табака. Вся информация о табачном отравлении к этому времени в психике ребенка хранится в двух отсеках. В долговременной памяти на полочке где все, все собрано о курении и где собрано о ядовитом пороке. Это как раз и является той силой, которая подстрекает никотинового страдальца избавляться от зависимости. В дальнейшем по мере становления личности эта информация приобретает некоторое влияние, определяющее отношение к проблеме.

Ведущий: Для более полного раскрытия этого явления рассмотрим несколько вариантов.

Присутствующие делятся на три группы. Каждая получает ситуацию. Задание: смоделировать последствия для ребенка развития ситуации.

Задание №1

Оба родителя употребляют никотин и ребенок не получил в семье никакой информации о вреде табака. Это вариант не гипотетический, он имеет место у малочисленных народностей севера, когда семья оленеводов живет обособленно. В этой семье табак употребляют папа, мама, бабушка, старшая сестра. Настя начала курить в 8-9 лет. Ребенок музыкально одаренный, она, во время замеченная попадает в московскую консерваторию, а затем в филадельфийский камерный оркестр.

Задание №2

Курит один папа. А мама ему за это постоянно наговаривает, причем обоснованно и аргументировано. К тому же папа, несмотря на свое пристрастие с сыном с раннего детства ведет антиникотиновую пропаганду. Будешь травиться, тебе еще больше достанется, чем мне от твоей мамы.

Задание №3

Обособленная деревня староверов. Табачное пристрастие большой грех, по этому папа не курит, мама не курит, да и вообще в деревне никто не употребляет никотин. Табачный дымок в деревню попадает лишь со случайно зашедшим охотником. Это сразу же становится поводом для антиникотиновой беседы с сыном.

В ходе обсуждения выявляются взгляды родителей на причины подросткового курения и их собственной роли как родителей в стимулировании подросткового курения.

Ведущий: Образ курильщика. Что он из себя представляет? У Вас имеются тиккеры, на которых вы можете написать 2 положительных и 2 отрицательных качества и разместить их на ватмане:

Отрицательные качества

Положительные качества

После выполнения задания ведущий вновь обращается к результатам социологического опроса. Ватман вывешивается на доске.

Ведущий: Образ курения и курильщика у принимавших участие в исследовании родителей несовершеннолетних и опрошенных подростков очень схож. У подавляющего большинства (свыше трех четвертей) опрошенных родителей и подростков сложилось представление о курении как о привычке не только опасной, но и влекущей за собой такие неприятные физические последствия, как изменение цвета зубов и неприятный запах от самого курильщика. В целом большинством и родителей и подростков курение считается только напрасной тратой денег. Родители также считают курение слишком дорогой привычкой. То есть подавляющее большинство опрошенных взрослых и подростков знают и осознают вред, которые курение наносит человеку.

Вы тоже можете выразить свое мнение при помощи имеющихся у вас тиккеров

Ведущий: Кому больше всего доверяют дети? Обратимся к итогам социологического опроса

Ведущий: Чем взрослее подростки, тем меньший интерес и меньшее доверие они испытывают к родителям как источнику информации о курении. Если среди 12-летних 70% сказали, что испытывают интерес к тому, что родители могут сказать о курении, а подавляющее большинство (89%) доверяют мнению родителей, то в 17 лет интерес к мнению родителей испытывают лишь половина подростков, а доверие мнению родителей вызывает у 70%. Уровень интереса и доверия к родителям можно охарактеризовать как очень высокий у подростков до 15 лет, а потом он достаточно резко снижается у подростков 16-17 лет, которые находятся на пороге вступления в новую жизнь.

Сегодня у нас и наших детей еще есть время, чтобы, используя их доверие и интерес заложить в ответственное отношение к своему и чужому здоровью.

 Этап 4. Подведение итогов.

Ведущий: У нас есть еще время, чтобы зажечь тот огонек, «который укажет нам путь к берегу».

Каждому родителю предлагается написать небольшое письмо - обращение к своему ребенку, которое будет передано на очередном классном часе.

Литература:

  1. Авдеенко А.А. Курить бросим – яд в папиросе: пять уроков для желающих навсегда покончить с дикой и унизительной для человека привычкой – табакокурением. Барнаул, 1991 г.
  2. Активные формы групповой работы с родителями. Школьный психолог , № 19, 2006 год.
  3. Александров А.А., Прохоров А.В. Организация профилактики курения среди детей и подростков. «Здоровье Российской Федерации»,1992.
  4. Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. М., Добрая книга, 2002.
  5. Баль Л.В., Барканова С.В.. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., Владос, 2003.
  6. Ладохина И.Ю. Часы общения – часы поддержки. Классный руководитель №8, 2005.
  7. Мой выбор. Энциклопедия материалов. Москва,2002.