К вопросу о методике обучения решению одной из самых распространенных типичных задач на смеси, сплавы, растворы

Разделы: Математика


О решении задач подобного типа уже достаточно много напечатано методических рекомендаций в периодических изданиях. Но в данной статье позволю себе предложить коллегам кое-что полезное из моего учительского опыта.

Рассмотрим самый распространённый тип задач, где из двух смесей (сплавов, растворов) получают новую смесь (сплав, раствор).

План моего изложения будет таков:

  • решим типовую задачу в общем виде;
  • выведем формулу;
  • покажем школьникам образцы решения задач по выведенной формуле;
  • предложим список задач для самостоятельного решения.

Задача: имеются два куска сплава меди с цинком. Процентное содержание меди в них p1% и p2% соответственно. В каком отношении нужно взять массы этих сплавов, чтобы, переплавив взятые куски вместе, получить новый сплав, содержащий p% меди?

Договоримся проследить за содержанием меди в сплавах.

  Массовая доля меди в сплаве Масса каждого сплава Масса меди в каждом сплаве
I сплав p1% m1 кг
кг
II сплав p2% m2 кг
кг
Новый
сплав
p% (m1 + m2) кг
кг

Зная, что масса меди в новом сплаве есть сумма масс меди в каждом из исходных кусков, составим уравнение

+=,

m1 (p1 - p) = m2 (pp2) (*)

Исследуем уравнение (*) при условии, конечно, что будем брать ненулевые массы сплавов.

I случай. Если p1, p2 и p попарно не равны, то получим формулу

m1 (p1 - p) = m2 (pp2) (*)

(**)

II случай. Возьмём два сплава с одинаковым процентным содержанием меди, т.е. p1 = p2. Получим, что p1 = p2 = p, что очевидно, поскольку ни большей, ни меньшей концентрации сплав просто не получится, если исходные материалы имеют одинаковую процентную концентрацию меди.

III случай. p2 = p, или же будет сказано, что p1 = p вывод тот же.
Заметим, что если взять два сплава, массы которых одинаковы, т.е. m1 = m2, то

Процентное содержание нового сплава станет равно среднему арифметическому процентных концентраций исходных сплавов. Это очень полезное следствие для равных масс исходных сплавов поможет нам в решении некоторых задач. Но даже, если на первых порах вы и забудете это следствие, формула (**) всё равно выведет вас на верный ответ.

А теперь давайте рассмотрим однотипные задачки, решение которых очень удобно по этой формуле.

Смешали некоторое количество 11%-го раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора. Ответ: 15%

Масса первой смеси

Массовая доля чистого вещества в первой смеси

Масса второй смеси

Массовая доля чистого вещества во второй смеси

Массовая доля чистого вещества в общей их смеси

Решение

m1

p1

m2

р2

p

(**)

m1

11%

m2

19%

р%

m1 = m2; р=15
Можно решить и короче.
p = (p1 + p2) / 2; p=(11 + 19) / 2; р=15

Сколько килограммов 20%-ного раствора соли нужно добавить к 1 кг 10%-ного раствора, чтобы получить 12%-ный раствор соли? Ответ: 0,25 кг

m1

20%

1 кг

10%

12%

В сосуд, содержащий 13 литров 18%-го водного раствора некоторого вещества, добавили пять литров воды. Найти концентрацию получившегося раствора. Ответ: 13%

13 л

18%

5 л

0%

р%

; р=13

Далее предлагаем школьникам самим решить следующие задачи - это поможет им прочно усвоить алгоритм решения задач такого типа.

  • Имеется два раствора соли в воде, концентрации которых равны 20% и 30%. Сколько килограммов каждого раствора нужно смешать в одном сосуде, чтобы получить 25 кг 25,2%-го раствора?
    Ответ: 12 кг и 13 кг.

  • К 3 кг 20%-ого раствора соли добавили 2 кг 10%-го раствора соли. Найти процентное содержание соли в получившемся растворе.
    Ответ: 16%.

  • Сколько килограммов воды надо добавить к 20 кг 5%-го раствора соли, чтобы получить 4%-ый раствор соли?
    Ответ: 5 кг.

  • В сосуд, содержащий 30 кг 25%-го раствора соли в воде, добавили 20 кг воды. Найти процентное содержание соли в получившемся растворе.
    Ответ: 3%.

  • К 3 кг 20%-ого раствора соли добавили 2 кг 10%-го раствора соли. Найти процентное содержание соли в получившемся растворе.
    Ответ: 15%.

Список используемой литературы

  1. М.В. Лурье и др. Задачи на составление уравнений, изд-во «Наука», М., 1976 г.
  2. Н.А. Терёшин. Прикладная направленность школьного курса математики, «Просвещение», М., 1990 г.
  3. А.В. Шевкин. Школьные математические олимпиады, изд-во «Русское слово», 2002 г.
  4. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы (9 класс). Под редакцией С. Шестакова, изд-во «Астрель», М., 2005 г.