Разработка урока с применением ИКТ по теме "Баллистическое движение"

Разделы: Физика


Цель: изучение баллистического движения методом моделирования.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • повторить основные понятия по теме: «Баллистическое движение»;
    • развитие умения работать с электронным учебником;
    • научиться моделировать физические процессы с помощью компьютера;
    • показать связь физики с другими предметами школьного курса;
    • показать возможность использования полученных на уроках знаний в быту, технике, народном хозяйстве.
  2. Воспитательные:
    • формирование интереса к предмету физике;
    • развитие самостоятельности, коллективизма, дружбы при выполнении практического задания;
    • совершенствование обще-учебные умения: планировать свои действия при моделирование процесса, подготовка рабочего места, оформление результатов наблюдений.
  3. Развивающие:
    • развитие умения сравнивать, обобщать, выделять главное;
    • развитие логического мышления;
    • развитие творческой активности у учащихся;
    • развитие навыков пользователя.

Вспомогательные мультимедийные материалы:

  1. Мультимедийный курс «Физика»  Издатель ООО «Руссобит Паблишинг»;
  2. Мультимедиа CD-ROM «1С: Образовательная коллекция. Естествознание»;
  3. Виртуальная мини-лаборатория по изучению полетов тел, брошенных под углом к горизонту созданная учащимся физико-математического класса Григоровым Игорем под  руководством учителя информатики Винокуровой Ольги Анатольевны.

Подготовка к занятию: Группа предварительно получает задание повторить материал темы: «Баллистическое движение».

Ход урока

План урока

Этап Время (мин.) Приемы и методы
1. Постановка учебной проблемы. Вводная беседа. 3-4 Сообщение учителя
2. Тестовый контроль знаний 10-15 Индивидуальная, дифференцированная  работа учащихся на компьютере. Беседа. Анализ результатов
3. Исследование баллистического движения в виртуальной мини-лаборатории 25-30 Исследовательская деятельность учащихся. Беседа. Выводы по проделанным исследованиям.
4. Подведение итогов 3-5 Беседа. Записи в тетради.

1. Вступительное слово учителя

Учитель: - Сегодня наше занятие посвящено исследованию баллистического движения. Мы должны выяснить, как зависит дальность полета, максимальная высота подъема тела от таких характеристик как: угол к горизонту под которым брошено тело, начальная скорость движения тела брошенного под углом к горизонту, зависимость дальности полёта от силы сопротивления движению.
Помогут нам в нашей работе следующие ресурсы:

  • Мультимедийный курс физики для 7-9 классов;
  • Виртуальная мини-лаборатория по изучению полетов тел, брошенных под углом к горизонту (созданная учащимся нашего комплекса Григоровым И. под руководством учителя информатики Винокуровой О.А.).

2. Тестовый контроль знаний

Учитель: - Что бы наши исследования были плодотворны, мы проведем экспресс тестирование. Откройте программу физика 7-9.


Рисунок 1

- Выберите рубрику “Все о тестах”. Обозначьте галочкой 2 темы: “Основы кинематики” и “Гравитационные явления”.
- Вы все знаете свои силы. И сегодня я вам предлагаю дифференцированный подход в оценке знаний. Вы можете выбрать два уровня сложности простой и сложный. Нажмите кнопку приступить, убедитесь, что вы выбрали именно те рубрики, которые вам нужны и приступайте к тестированию.

Учащиеся в течение10-15 минут работают на компьютере. Выполняют тест.


Рисунок 2

Учитель: - Молодцы ребята вы отлично справились с поставленной пред вами задачей. Исследование баллистического движения.
- Следующим этапом нашей работы будет исследовательская деятельность. В этом нам поможет работа учащегося физико-математического класса Григорова Игоря под руководством учителя информатики Винокуровой О.А.
- Поставьте перед собой цель исследования.


Рисунок 3

Учащиеся: - Исследовать зависимость максимальной высоты подъема и дальности полета от угла, под которым тело брошено к горизонту, от начальной скорости, от высоты подъема тела над поверхностью земли, от наличия сил сопротивления движению

Учитель: - План проведения исследования указан на доске.

План исследования:

  1. Выявить зависимость максимальной высоты подъема и дальности полета от угла под которым тело брошено к горизонту. Ответить на следующие вопросы.
    • Что представляет собой баллистическая траектория?
    • Сравните дальность полета при 30 и 60. Сделайте вывод о зависимости дальности полета от угла, под которым тело брошено к горизонту.
    • При каком угле бросания тела дальность полета будет максимальна.
    • Выясните как зависит максимальная высота подъема тела от угла, под которым тело брошено к горизонту.
  2. Установить зависимость дальности полета и максимальной высоты подъема от начальной скорости движения.
    • Как изменяется баллистическая траектория при увеличении (уменьшении) начальной скорости.
    • Провести исследования два раза для случаев движение тела без учета сил сопротивления движению и с учетом сил сопротивления движению.

    Рисунок 4
  3. Найдите зависимость скорости движения тела от высоты подъема тела над поверхностью земли.
  4. Исследуйте зависимость дальности полета и максимальной высоты подъема тела от наличия сил сопротивления движению.
    • Как измениться траектория при наличии сил трения.
    • Может ли баллистическая траектория, при наличии сил сопротивления, приблизиться к идеальной траектории. Когда это происходит.
    • Можем ли  совпадать баллистическая траектория, при наличии сопротивления движению, с идеальной траекторией.

    Рисунок 5

3. Подведение итогов занятия

Учитель: - Наши исследования подошли к завершающему этапу. Я прошу вас сделать вывод о проделанной работе.

Учащиеся: - Сегодня на уроке мы провели исследования движения тела в поле силы тяжести брошенного под углом к горизонту. Установили, что вид баллистической траектории зависит от начальной скорости тела, дальность полета и максимальная высота подъема тела, а также от угла, под которым тело брошено к горизонту, от наличия сил сопротивления движению.