Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Уже не первый год МОУ СОШ №1 предоставляет учащимся 10-11-х классов возможность получения дополнительного образования в рамках профильного обучения. Сегодняшние выпускники имеют активную жизненную позицию и чёткое представление о том, что их ждет в будущем. На этом и основана приоритетная работа школы. Благодаря сотрудничеству с ведущими ВУЗами страны, такими как Северный государственный медицинский университет и Балтийский государственный технический университет “Военмех”, педагогический коллектив школы проводит интенсивную подготовку учащихся к поступлению в эти учебные заведения по специально разработанной для школы вузовской программе. В настоящий момент в школе работает три профильных направления, по которым осуществляется довузовская подготовка: медико-биологическое, физико-математическое, социально-гуманитарное.

Психологическое сопровождение в предпрофильном и профильном обучении имеет большое значение. Для того чтобы выбор профиля обучения был осознанным, продуманным, ученикам необходима информация о собственных психологических особенностях, склонностях, качествах, которые необходимо корректировать и т.д. В свою очередь, администрации школы и педагогам, ведущим предпрофильное и профильное обучение, необходима информация о запросах учеников, их интересах, потребностях, способностях, чтобы вносить коррективы в программы обучения, вводить новые курсы, учитывать психологические особенности учеников, способствовать психологическому и личностному развитию.

Поэтому основными задачами данного направления работы являются:

  1. Сбор психодиагностической информации и составление сравнительной базы данных по годам.
  2. Профориентационное просвещение учащихся, индивидуальное профконсультирование, помощь в профессиональном и личностном самоопределении, индивидуальная психодиагностика.
  3. Получение информации о профессиональных и учебных предпочтениях, интересах, склонностях учащихся, с целью распределения детей по профильным классам.

В результате мониторинговых исследований, проведенных среди учащихся, их родителей и педагогического коллектива, выявлены необходимые предпосылки профилизации образования.

Важным моментом при выборе профиля является мониторинг интеллектуального развития учащихся. Методика “Эрудит” используется мною с 2006 г. в 9-х классах. Всего за истекший период времени было обследовано 157 учащихся нашей школы. Психолог не ставит цель определение уровня развития интеллекта учащихся, а отвечает на запрос школы: в каких учебных дисциплинах ученики наиболее успешны. Поэтому при качественном анализе теста акцент делается на анализ успешности по основным предметам школьной программы: общественные, гуманитарные, естественные науки, физика-математика.

Одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося. Как правило, низкой успеваемости по предмету сопутствует слабый интерес к нему. Но хорошие оценки не всегда означают интерес к предмету – одной из распространенных ошибок в выборе профессии является “перенос” интереса к яркому, талантливому учителю на его предмет. При комплектовании профильных классов собираются, анализируются и обобщаются не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями

Набор в профильные классы осуществляется без конкурса, поэтому ученики имеют разные учебные возможности, но благодаря высокой мотивации “слабые” ученики показывают неплохие результаты к концу 11-го класса и поступают в ВУЗы на бюджетные места.

Психологическое сопровождение учащихся профильных классов заключается в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, в проведении развивающей работы с учащимися, в психологическом просвещении родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы, а также в мониторинговых мероприятиях, которые позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся.

Организация профильного обучения потребовала от администрации школы и педагогов корректировку учебного плана школы. При составлении учебного плана были учтены особенности профилизации, а также введение для учащихся дополнительных курсов, в том числе и психологических: “Основы психологии”, “Основы конструктивного обучения”. В ходе проведения курсов школьники активно работают с методиками, проводятся игровые профессиональные пробы, игры, получают новые знания, развиваются рефлексивные умения. Потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика.

В рамках предпрофильной подготовки, ведётся психологом школы элективный курс по выбору “Человек и профессия”, который позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх.

При оценке результатов обучения по данной программе используется зачетная система оценивания.

Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (презентации, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Успешная профессионализация учащихся невозможна без психолого-педагогического сопровождения деятельности родителей. В этом плане проводится анкетирование родителей учащихся профильных классов по степени удовлетворенности предоставляемыми школой образовательными услугами, приглашение родителей на тематические родительские собрания и лектории.

Психологическая поддержка осуществляется и в отношении педагогического коллектива школы. Комплексное психологическое исследование педагогов, работающих в профильных классах, показало разную степень их готовности к работе в новых условиях. Психологом разработаны механизмы оказания помощи педагогам – индивидуальное консультирование, тренинги личностного и профессионального роста, семинары.

Таким образом, система профильного обучения в школе меняет структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, требует применения новых педагогических технологий.

Образовательный процесс невозможен без тесного взаимодействия учащихся, педагогов, психологов, родителей.

Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы выпускники имеют сформированный личностный профессиональный план. В 2008 г. 85 % выпускников школы поступили в сотрудничающие со школой ВУЗы благодаря комплексной работе в профильных классах, 15 % учащихся в ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступление в ВУЗ.