Весенние праздники. Народное творчество, 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цели урока:

Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности весенним циклом праздников, с образцами фольклора.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.

Музыкальный материал

Песни для исполнения: «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки» (учебник Н.Царёвой, 3 класс, с.23, 24).

Фонохрестоматия 3 класс, 1 кассета № 12-15: «Весна, где далёко была», «Поле чистое» (качельная), «А мы просо сеяли» (песни весеннего цикла), хор «А мы просо сеяли» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Хороводы: «Ай на горе мы пиво варили», «А мы просо сеяли», Чайковский «Времена года» - Март – для игры «Скворцы и кошка».

Иллюстративный материал

  • А.Коринфский «Народная Русь».
  • Веточки вербы.
  • Шапочки скворцов и кошки.
  • Разноцветные ленты для карусели.

Подготовительный период.Группа детей разучивает игры, песни и движения в хороводах.

Оборудование. Магнитофон, записи песен (аудиохрестоматия к учебнику Н.А.Царёвой «Уроки госпожи мелодии» 3 класс, 1 кассета).

Литература

  1. Бердникова Н.В. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Ярославль. 2005.
  2. А. Коринфский «Народная Русь».
  3. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль. 2005.
  4. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991. С. 118 – 211, 459-464
  5. Пашнина В.М. А у нас - перепляс! Фольклорные праздники для 1 - 4 классов. Ярославль 2005.
  6. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 3 класс. М., 2003.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных календарных праздников. Помогать мне будут ваши товарищи, которые специально разучили песни и хороводы, относящиеся к весеннему циклу праздников. Но вначале урока давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Повторение пройденного ранее материала

  • С какими народными праздниками мы познакомились на прошлых уроках? (Рождество, Масленица).
  • На какое время года приходятся эти праздники? (Зима)

Масленица – это праздник, который народ ассоциировал с проводами зимы, вспомните, что в народных песнях появился элемент гуканья, уханья – призывания весны.

Изучение нового материала

Учитель. И вот наступила долгожданная весна. Как мог неграмотный народ знать, что она наступила?

Ответы детей. Снег начал таять, солнце сильнее припекать, прилетели первые птицы и т.д.

Учитель. Правильно, народ подмечает все изменения в природе. До сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами. Вспомните, как народ называл месяц январь, и придумайте названия для марта

Ответы детей.

Учитель. Месяц март в народном календаре имел множество названий: протальник, утро года, водотёк. Все мы понимаем, что каждое из названий имеет право на существование, ведь народ очень наблюдателен.

Март наступил, но не всегда погода радует крестьянина, часто зима не хочет сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходится зазывать весну к себе в гости закличками и песнями-веснянками. Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет (алый), и красоту (красивый), и качество (лучший).

Дети исполняют заклички.

Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными!

Дети исполняют песню-веснянку.

Учитель. А сейчас послушаем веснянку в исполнении народных певцов. В очередной раз прошу вас обратить внимание на интонацию, манеру исполнения.

«Весна, где далёко была».

Учитель. Попробуйте отгадать мои загадки.

  • Живёт – лежит, умрёт – бежит. (Снег)
  • Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
  • На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
  • Всю зиму смирно лежит, а весной убежит. (Снег)

Весна – это множество ручейков, которые торопятся попасть в большую реку, а затем доплыть и до моря.

Демонстрация репродукций.

Сейчас мы поиграем в игру «Ручеёк». Это старинная игра-обряд, которая символизировала желание крестьянина, на дружное таяние снега, чтобы поля быстрее освободились, и можно было сеять зерно.

Игра «Ручеёк».

Описание игры. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд.

Учитель. Наступление весны в первую очередь ассоциировалось с прилётом птиц. Приходится этот праздник на 22 марта – день весеннего равноденствия. Его ещё называют Сороки - день памяти сорока мучеников Севастийских. Существовал обычай выпекать в этот день «жаворонков» - домашнее печенье в виде птичек. Прикрепляли «жаворонков» на шесты и выходили во двор, в поле, закликая птиц и выкрикивая песенки-заклички.

Дети исполняют закличку «Ой кулики-жаворонушки».

Учитель. Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля – православное Благовещение. Был такой обычай в этот праздник отпускать на волю птиц в память о той радостной вести, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя. Вспомним строки А.Пушкина.

В чужбине свято соблюдаем
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаем
При светлом празднике весны.

Игра «Скворцы и кошка».

Описание игры. Несколько детей – «скворцы» (на всех надеть соответствующие шапочки). Остальные берутся за руки и образуют кружки-«скворечники». В каждом размещаются по 2 «скворца», «кошка» находится в стороне. Под музыку «скворцы» летают. Музыка закончилась – появляется «кошка» и пытается поймать «скворцов». Кто не успел спрятаться в «скворечнике» - становится добычей «кошки» и выбывает из игры.

Учитель. Вообще весну встречали как долгожданную гостью. В песнях часто встречаются ласковые слова: ключики, летечко, бороздочка, колосочек, пчёлынька.

С древних времён существовало поверие, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся. На Руси целебным, наделённым особой силой деревом считалась верба (учитель показывает веточки вербы). Ведь цвести оно начинало раньше других деревьев. Был такой обычай в старину – веточками вербы выгонять скот в первый день после зимовки на поля. Распускание вербы означало скорое наступление Пасхи – главного христианского праздника, окончания Великого поста. Этот праздник отмечают по лунному календарю и приходится он всегда на разное время, но всегда в апреле.

Демонстрация репродукций

Весна связана со светлыми ожиданиями и надеждами.

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(А.Майков)

Пасха имеет свои приметы – куличи, творожную пасху и крашеные пасхальные яйца. На Пасху всем разрешалось звонить в колокола. Вот здесь начиналось настоящее народное веселье. Обычно к этому сроку земля очищается от снега, и народные гуляния происходят на открытом воздухе.
Народного праздника Пасхи в старину не бывало без качелей. Качели делали заранее, качались все желающие и стар и млад. Женщины пели свои песни, раскачиваясь в такт.

«Поле чистое» (качельная).

Часто девушки качаясь, распевали частушки. Давайте споём такие частушки, повеселим сами себя и потешим друзей.

Желающие исполняют частушки (учитель раздаёт листочки с частушками).

Пасхальные частушки

Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!

Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет
Червонное яйко катает?

На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!

На святой неделюшке
Повелили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!

Строились и карусели – тоже символ солнца, чем быстрее кружится карусель – тем ярче светит солнце. Игра «Заря-заряница» - символизирует этот образ.

Игра «Заря-заряница».

Описание игры. Выбираются 2 водящих. И водящие и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:

Заря-заряница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Учитель. И наконец, наступает время для хороводов. На улице уже чисто, появляется первая трава – одно удовольствие водить весёлый хоровод и играть в игры, многие из которых связаны с темой посева. Сколько было красоты и изящества в этих хороводах, сколько выдумки и безудержного веселья в играх! Песни, без которых не бывает хоровода действительно «играли».

Дети исполняют игру- хоровод «Ай на горе мы пиво варили».

Учитель. Послушаем ещё одну народную песню в исполнении народных певцов - весенняя хороводная. Ещё раз обратите внимание на особенности интонаций, подачу звука, ритм, на форму песен.

«А мы просо сеяли».

Учитель. Обратили внимание на то, что ноги сами просятся выполнять действия в такт песне? Давайте сейчас этим и займёмся, но обращаю ваше внимание, что действий в нашей игре будет больше, ведь мы говорили, что песни передавались из поколения в поколение и естественно изменялись и дополнялись. Прислушивайтесь к нашим ведущим и выполняйте за ними все движения.

Игра «А мы просо сеяли».

Учитель. Теперь вспомним, что композиторы тоже внимательно вслушивались в народные песни и перекладывали их, обрабатывали по-своему – аранжировали. Предлагаю вашему вниманию ещё раз послушать эту песню, но в обработке русского композитора Н.Римского-Корсакова, которую он сделал для оперы «Снегурочка».

Звучит хор «А мы просо сеяли» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова.

Повторение изученного на уроке

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

  • Какому времени года был посвящён урок?
  • Как назывались песни, которыми народ призывал весну?
  • В какие игры мы сегодня играли и что они символизируют?
  • Какой главный христианский праздник приходится на середину весны?
  • После какого праздника начинали водить хороводы?
  • Какой композитор занимался изучением и переработкой русских народных песен?

Домашнее задание

  • Запишите в тетради последовательность весенних праздников.
  • Нарисуйте весенний пейзаж или один из характерных эпизодов народных весенних праздников.
  • Сочинить синквейны на слова: Благовещение, Пасха, весна, жаворонок, хоровод.