Новые подходы в организации педагогической деятельности учителей начальных классов

Разделы: Начальная школа


Под инновациями в обучении следует понимать:

  1. Новые методики преподавания (методика Русской школы, методика Сократа, школа “Диалога культур”, методика “погружения”, Вальдорфская педагогика и другие, о которых можно много и долго рассказывать).
  2. Новшества в организации содержания образования (интегрированные – межпредметные – программы).
  3. Новые методы оценивания образовательного результата (рейтинговая оценка, создание портфолио – папки достижений каждого учащегося);
  4. Новые способы организации занятий:
  • проведение мультимедийных уроков и смарт уроков;
  • использование компьютерных презентаций и интерактивных программ;
  • создание схем сетевого взаимодействия;
  • индивидуальные образовательные траектории;
  • тьюторство;
  • метод проектов, на котором хочется остановиться более подробно.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т.д.

Классификация учебных проектов

  1. По числу участников (личные, парные, групповые);
  2. По профилю знаний (монопроекты – в рамках одного предмета и межпредметные – по двум или более предметов);
  3. По характеру результата (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, обзорный, ролевой, проект – инсценировка);
  4. По продолжительности (краткосрочный – 3–6 уроков, средней продолжительности – 1–2 месяца, долгосрочный – до года).
  5. По уровню контактов (внутришкольные, региональные, международные).

Основные требования к проекту

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
  3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет осмыслена, обработана и представлена участникам проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, его выходом – является продукт, то, что разработали участники для разрешения поставленной проблемы.

Перечислим некоторые достоинства проектов:

  • учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу;
  • ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;
  • профессиональное самоопределение. Именно при выполнении проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
  • при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся;
  • развивается социальный аспект личности за счет включения в различные виды деятельности.

Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием.

Тематика проектов может быть довольно разнообразной:

  • “Полезная вещь для дома”;
  • “Моя родословная”;
  • “Профессии наших родителей”;
  • “Мой город”;
  • “Мальчики и девочки”;
  • Моя родословная”;
  • “Защита поступка”;
  • “Мой город”;
  • “Символика нашего класса”;
  • “Хлеб – всему голова”;
  • “Почему высохла лужа?”
  • “Далеко ли от нас до солнца”;
  • “Новогодняя красавица”;
  • “Осевая симметрия”;
  • “Соломенное чудо”;
  • “Птицы – наши друзья”;
  • “Здоровый образ жизни”;
  • “Наш дом. Наш двор”;
  • “Праздники моей семьи”, и т.д.

Оформление проекта

Общие требования

Несмотря на разнообразие проектов, все они должны отвечать определенным требованиям.

Паспорт проектной работы

(Как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения.)

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант(ы) проекта. (1–3 – на титульном листе.)
  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс);
  8. Тип проекта.
  9. Заказчик проекта.
  10. Цель проекта (практическая и педагогическая);
  11. Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающие);
  12. Вопросы проекта (3–4 проблемных вопроса по теме, на которые нужно ответить в ходе выполнения);
  13. Необходимое оборудование.
  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы, района, воспитательный момент, краткое содержание);
  15. Предлагаемые продукты проекта.
  16. Этапы работы над проектом (для каждого указать форму, продолжительность, содержание работы, выход);
  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации ) проекта. Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы.

В состав проектной папки входят:

  1. Паспорт проекта.
  2. Планы выполнения проектов и отдельных этапов.
  3. Промежуточные отчеты группы.
  4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, фотографии. Распечатки из Интернета.
  5. Результаты исследований и анализа.
  6. Записи всех идей, гипотез, решений.
  7. Отчеты о совещаниях, дискуссиях, “мозговых штурмах”.
  8. Краткое описание проблем, с которыми столкнулись, пути их преодоления.
  9. Эскизы, чертежи, наброски продукта.
  10. Материалы к презентации и черновики.

Защита проекта

1. Общие рекомендации:

  • эмоциональное и короткое по времени выступление (не более 15 минут) с использованием интересных примеров;
  • логика изложения;
  • использование только понятных терминов;
  • рассказ, а не чтение текста;
  • использование наглядного материала;

2. Техника подготовки:

  • предварительный хронометраж;
  • детали рабочего места;
  • четкий, красочный наглядный материал;
  • тренировочное выступление.

3. Рекомендации выступающему:

  • начните свое выступление с приветствия;
  • огласите название проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы;
  • не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления;
  • поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя за помощь;

Старайтесь ответить на поставленные вопросы.

Что же такое проект?

Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и потому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому незаменим.

Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета “Технология”. Проектирование может быть отдельным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект “ не вписывается” в уроки. Это альтернатива классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.

Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Школа будущего – школа проектов.

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов

  1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
  2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
  3. Учитель доверяет ученикам, считает из равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
  4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
  5. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллера на позицию помощника и наставника.
  6. Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).
  7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Советы учителю, работающему по методу проектов

  1. Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
  2. Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения.
  3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью, короткую пьесу и т.д.)
  4. Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
  5. Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
  6. Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
  7. Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.

Главные условия организации работы над проектом

  1. Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.
  2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности., умению четко выполнять спланированную работу.
  3. Стремление учащихся работать над проектом.
  4. Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.
  5. Доступность информации о ходе проекта.
  6. Доступная ученикам библиотека, медиатека.
  7. Рабочие уголки групп проекта.
  8. Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.
  9. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.

Приложение