Игра "Брейн-ринг" в 8-м классе

Разделы: Химия


Цели и задачи:

  1. Углубить знания учащихся по химии, биологии, географии; повысить интерес к предметам естественнонаучного профиля, развивать межпредметные связи.
  2. Развивать творческую активность учащихся во внеурочное время; навыки работы с дополнительной литературой.
  3. Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.

Игра проводится между учащимися 8-х классов; из них набирается три команды (заранее выбирается название каждой команды). Ведущие – ученики старших классов. Кабинет украшен тематическими плакатами, ребусами, загадками. С ведущими заранее разработано проведение химических опытов, тщательно отработана техника безопасности. В качестве болельщиков приглашены учащиеся 8-х классов. В качестве независимого жюри приглашены учителя географии, биологии, химии.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас на игре “Брейн-ринг”! В этой игре участвуют три команды. Познакомьтесь с условиями игры. В игре четыре раунда. В каждом раунде 10 вопросов из области химии, биологии и географии. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. У каждой команды есть группа поддержки – команда болельщиков. Если у команды нет правильного ответа на вопрос, тогда вопрос задается команде болельщиков. При получении правильного ответа от болельщиков балл засчитывается в копилку играющей команды. За игрой будет наблюдать независимое жюри в составе (представить членов жюри). Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Итак, начинаем первый раунд.

*Первый раунд

  1. (Вопрос из области географии) На каком материке течет самая длинная река планеты (Африка, река Нил).
  2. (Вопрос из области химии) Мельчайшая одноядерная, электронейтральная, химически неделимая частица вещества. Что это? (атом).
  3. (Вопрос из области биологии) Недостаток какого витамина можно восполнить при употреблении в пищу шиповника, лука, черной смородины, лимона? (витамина С).
  4. (Вопрос из области географии) В пределах какого материка живет ? населения земного шара? (Евразия).
  5. (Вопрос из области химии) Какое вещество на земле имеет самые аномальные свойства: при малой молекулярной массе у него высокая температура кипения(100° С); в твердом состоянии плотность его меньше, чем в жидком. Назовите вещество (вода).
  6. (Вопрос из области биологии) Недостаток какого витамина приводит к рахиту? (витамина Д).
  7. (Вопрос из области географии) В пределах какого океана расположено море “Без берегов” (Атлантического океана).
  8. (Вопрос из области химии) Какое вещество называют “матерью всех кислот” и почему его так называют? (серная кислота).
  9. (Вопрос из области биологии) Что такое гиподинамия? (результат малоподвижного образа жизни).
  10. (Вопрос из области химии) Назовите самый легкий и самый тяжелый металл (литий и осмий).

Ведущий (объявляет итоги 1-го раунда). Переходим ко второму раунду.

*Второй раунд

  1. (Вопрос из области географии) На каком материке обитают уникальные животные: около 150 видов различных сумчатых, примитивные яйцекладущие? (Австралия).
  2. (Вопрос из области химии) Какое отношение к химии имеют семь небесных тел: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Луна и Солнце? (ученые того времени считали, что семь небесных тел соответствуют семи металлам: Венера-медь, Марс-железо, Меркурий-ртуть, Юпитер-олово, Сатурн-свинец, Луна-серебро, Солнце-золото).
  3. (Вопрос из области биологии) Что такое супинаторы и когда они используются? (При плоскостопии).
  4. (Вопрос из области географии) На каком материке на Земле вода в ее жидком состоянии практически не встречается (Антарктида).
  5. (Вопрос из области химии) Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (из серебра).
  6. (Вопрос из области биологии) Почему искривление позвоночника, приобретенное в детстве, с трудом исправляется впоследствии? (вследствие окостенения).
  7. (Вопрос из области географии) На каком материке на Земле нет постоянного населения, зато там обитают нелетающие птицы (Антарктида).
  8. (Вопрос из области химии) До середины 50-х годов прошлого века считали, что этот металл – один из самых малополезных металлов. За всю историю человечества его добыто около 90 тысяч тонн. Не так уж это и много! Мы сталкиваемся с этим металлом повсюду: на земле, в воде, в воздухе. Известно, например, что в малых количествах он содержится в виноградном соке, а из одной тонны осины можно выделить 3 миллиграмма его. Только одна из наших рек – Амур – ежегодно выносит в Тихий океан до 8,5 тонн этого металла. Назовите металл (золото).
  9. (Вопрос из области биологии) Какая связь между курением и язвой желудка? (Вследствие курения поражаются стенки желудка).
  10. (Вопрос из области химии) Какой металл плавится при температуре ниже температуры человеческого тела? (цезий – 28,5 ° С; франций – около 20 ° С).

Ведущий (объявляет итоги 2-го раунда). Переходим к 3 раунду.

*Третий раунд

  1. (Вопрос из области химии) Какое свойство объединяет два вещества: бром и воду? (оба вещества жидкости).
  2. (Вопрос из области географии) Какой материк был открыт самым последним? (Антарктида)
  3. (Вопрос из области биологии) Какие клетки наиболее чувствительны к алкоголю? (нервные).
  4. (Вопрос из области химии) Поясните, какое отношение имеют химические элементы селен(№34) и теллур(№52) к науке астрономии, и при чем здесь Луна и Земля? (элементы селен и теллур получили свои названия от латинских названий луны и земли).
  5. (Вопрос из области географии) Как называется самая большая по площади в мире пустыня и где она находится? (пустыня Сахара, в Африке).
  6. (Вопрос из области биологии) Функции какого отдела мозга нарушаются при опьянении в первую очередь? (мозжечка).
  7. (Вопрос из области химии) Что из перечисленных веществ является смесью: железо, молоко, сера, кислород? (молоко).
  8. (Вопрос из области географии) Какой океан омывает берега всех материков, кроме Африки? (Тихий)
  9. (Вопрос из области биологии) Что такое стресс? (состояние повышенного нервного напряжения).
  10. (Вопрос из области химии) С именем какого ученого связано начало производства цветного стекла в нашей стране? (подсказка: в собственной лаборатории этот ученый со своими учениками собрал мозаичное панно “Полтавская битва”) (М.В.Ломоносов).

Ведущий (объявляет итоги 3-го раунда) Начинаем 4-й раунд. Он называется “Все наоборот”. Игроки команд должны найти правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка из известного стихотворения, содержащие названия химических элементов-металлов. Например: Разговор – ртуть, крик-платина (слово-серебро, молчание-золото)

*Четвертый раунд

  1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо).
  2. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).
  3. Не все то грязь, что тусклое. (Не все то золото, что блестит).
  4. Звери живут за металл. (Люди гибнут за металл).
  5. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том).

Ведущий. Вот и закончилась наша игра. Попросим наше жюри подвести итог игры, а пока члены жюри ведут подсчет, предлагаем командам и болельщикам посмотреть интересные опыты и отгадать загадки.

“Чудеса без чудес”
(занимательные опыты по химии)

Опыт “Несгораемый платок”

Ведущий берет хлопчатобумажный носовой платок, незаметно смачивает его в воде, а затем в спирте. Держа пинцетом за край платка, быстро подносит к зажженной спиртовке. Платок вспыхивает, “горит” и остается целым.

Опыт “Подводный сад”

(Опыт можно проделать заранее и показать только результат).

В цилиндрический стакан емкостью 200 мл налить на две трети объема силикатный клей, разбавленный водой в отношении 1:1. На дно стакана опустить кристаллы солей различных металлов (железа, меди, хрома, кобальта и пр.). При этом прямо на глазах у зрителей в стакане начинают “вырастать” разноцветные водные “растения”.

Опыт “Дым без огня”

Взять два стакана одинаковой емкости. В один капнуть несколько капель концентрированной соляной кислоты, в другой – нашатырного спирта. Быстро перевернуть один из стаканов и соединить горлышком с другим. Внутри емкости появляются клубы дыма.

Опыт “Вулкан”

На несгораемую подставку насыпать горкой бихромат аммония, поджечь (под подставку поместить большой лист бумаги или поднос для сбора “вулканического пепла”). Наблюдается эффектное “извержение вулкана”.

Загадки

Меня не заметишь в воде.
Не видим я и в кислоте.
А перед щелочами бессилен:
Окрашусь я цветом малины.

(фенолфталеин)

В храме Менделеева
Наверху проживаю,
В разных подъездах
Две квартиры занимаю.
Причем – под номером один!
Вот какой я господин!

(водород)

Разглядев мой спектр в оконце,
Обнаружили меня на Солнце.
Я с благородными дружу -
В их семейство я вхожу.

(гелий)

Из названий двух животных
Мое имя состоит.
На таре для меня и мне подобных
Знак токсичности стоит.

(мышьяк)

Без меня – нет ни жизни, ни огня.

(кислород)

Бесцветным газом я являюсь,
В атмосфере содержусь,
В воде почти не растворяюсь
И химинертностью горжусь.

(азот)

Ведущий. Попросим жюри огласить итоги нашей игры.

Жюри оглашает итоги игры, победители награждаются.