Формирование основ нравственно-эстетического поведения обучающихся во 2-м классе во внеурочное время

Разделы: Общепедагогические технологии


Стремление вести себя уважительно по отношению к окружающим людям уходит в глубь истории человечества. Об этом говорит нам мудрость, хранящаяся в устном народном творчестве. Вот как это стремление выражено в русских народных пословицах:

  • Безобычному человеку с людьми не жить.
  • С поклону голова не заболит.
  • Не пой худой песни при добрых людях.
  • Добрым словом и бездомный богат.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Подойди поближе да поклонись пониже [ 4 ].

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения ребенка в деятельность по освоению культурных ценностей. Именно в период обучения в начальной школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в обществе является актуальной для современных школьников. Это тем более важно, что в наше время зачастую нравственное развитие отстает от интеллектуального. Дети и взрослые страдают от эмоциональной неустойчивости, от неумения понимать окружающих, правильно выстраивать взаимоотношения.

В содержание образования входят знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие учебно-познавательную и производительную деятельность, а также готовность человека к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. Этот компонент содержания образования особенно важен для современного общества: потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения, касающиеся не только собственной деятельности и судьбы, но в определенной степени – и других людей [3; 12].

Научить детей нравственно – эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями, учителями – цель моей педагогической деятельности на данном этапе.

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, Т. А. Ладыженская, М. А. Яковлева, Л. Ю. Комисарова, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан, О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, Л. Г. Петерсон - авторы программ по предметам Образовательной системы “Школа 2100” - обращают внимание учителя на важность развития основ нравственно-эстетической культуры обучающихся в рамках различных блоков, включающих эстетические и нравственные понятия и категории: добро, уважение, внимание, умение видеть красивое вокруг себя и сохранять его [2; 3] ,[3; 274 – 275].

Для реализации поставленной цели, а именно формирования основ нравственно-эстетического поведения обучающихся, провожу классные часы по темам “Грустно одному”, “Что такое дружба”, “Играем вместе”, “Мальчики и девочки”, “Без друзей меня чуть-чуть”, на которых мы обсуждаем вопросы о роли дружбы, друзей в жизни каждого человека, о своеобразии делового общения в школе, об особенностях отношений между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми.

Мы играем в ролевые игры, позволяющие детям побывать в разных коммуникативных ролях – такая своеобразная репетиция, подготовка к поведению в различных жизненных ситуациях:

  • как вежливо но твердо отказаться от сомнительного предложения (незнакомец чем-либо угощает, друзья предлагают какое-нибудь опасное развлечение, озорство);
  • как общаться с агрессивно настроенным человеком, чтобы не спровоцировать конфликт (ты нечаянно обидел или помешал кому-то, и человек стремится отомстить);
  • как удержать себя от неблаговидного поступка, грубого слова, агрессии (если тебе сказали или сделали что-то обидное, высмеивают, стараются вывести из себя);
  • как лучше выразить свою симпатию, хорошее отношение и как ответить на проявление чувств к тебе.

Для лучшего осмысления формируемых понятий, навыков нравственно-эстетического поведения мы пишем мини – сочинения, в которых дети высказывают свое мнение по разным злободневным вопросам, касающимся жизни класса или отдельных учащихся.

Из детских работ можно понять, как ребята размышляют о себе, своих достижениях и недостатках, осмысливают и оценивают поведение свое и одноклассников (часто эта оценка бывает самокритичной), болезненно переживают несправедливость. Ребят волнуют проблемы отношений между старшими и младшими детьми в семье, переживают они и свои неудачи в учебе, промахи в общении.

Еще мы часто обсуждаем литературных героев, “примеряем на себя” их слова и поступки, размышляем вместе “А как бы я поступил на его месте?”, “А как надо поступать в таком случае?”.

Например, читая “Золотой ключик…” А. Толстого, дети воображают, что Буратино их друг, пытаются представить, что бы они посоветовали, как уберегли товарища от необдуманных поступков, рассказывают, в чем не правы герои [1; 71 – 77].

Анализируя данное произведение, учащиеся так оценивали героев книги:

- “Буратино поступал некрасиво, обманывая папу Карло, который так о нем заботится”;
- “Из-за того, что Буратино грубил и не слушался мудрых советов, он не только обидел Сверчка, но и в конце концов принес вред себе. Быть невежливым вредно”;
- “Мальвина была слишком строга к Буратино, он только начинал учиться и не мог все делать без ошибок. Она могла бы быть более терпимой”.

Анализируя прочитанные отрывки из книги А. Линдгрен “Малыш и Карлсон…”, предложенной авторами программы “Чтение и начальное литературное образование” Р. Н. Бунеевым и Е. В. Бунеевой, ребята сделали вывод, что “Карлсон думал лишь о своих удобствах и развлечениях, и этим причинял неприятности окружающим. Но его дружба была необходима Малышу. Карлсон очень поддерживал мальчика, который был одинок и не понят в своей семье; ребенку это трудно пережить” (Катя Л., Егор М.).

Если нам предстоит поездка на экскурсию, в театр, в музей, мы после инструктажа по технике безопасности проигрываем ситуации, которые могут сложиться в общественном транспорте, в зрительном зале: как пройти сквозь скопление людей, кто кого пропускает в дверях, кто первый садится, что при этом нужно сказать или сделать. То есть создаем для себя некую модель поведения, на которую ребенок сможет потом опереться. Примерно то же самое мы проделываем, если предстоит общешкольное мероприятие, где мы будем у всех “на глазах”, на нас будут смотреть ученики других классов – малыши будут брать пример, а старшеклассники не должны осмеять нас; а еще ведь учителя, гости школы, родители. Нужно выглядеть достойно, а что для этого необходимо? Вместе обсуждаем и репетируем.

Например, проводим ролевую игру “Мы в зрительном зале”. Ее задача – дать детям пример нравственно-эстетического поведения на спектакле, в кино.

Мы составляем стулья, имитируя ряды кресел. Часть детей рассаживается, а нескольким ребятам нужно занять свое место (стулья помечены). Оставшиеся ученики – наблюдатели. Сначала дети высказывают свои предположения о поведении в зрительном зале, затем учащимся предлагается пройти к своему “креслу”. Наблюдатели и участники игры высказывают свои замечания – что было сделано хорошо, а что неправильно, какие почувствовали неудобства, какие слова должны прозвучать в тот или иной момент. Потом ребята возвращаются на исходные позиции, и игра проводится снова, с учетом сделанных замечаний. Затем учащиеся меняются ролями.

Зная характеры своих учеников, корректирую условия игры, чтобы ребенок оказался в проблемной для него ситуации и мог заранее, в спокойной обстановке найти достойный выход из нее. Повторение игры закрепляет навык бесконфликтного поведения в зрительном зале.

Ролевая игра “Мы – пассажиры” ставит перед собой задачу повторить знания и деятельностно закрепить умения обучающихся по безопасности и культуре поведения в общественном транспорте.

Сначала мы с детьми повторяем известные нам правила, приводим примеры из своего жизненного опыта. Затем распределяем роли (водитель, кондуктор, пассажиры, наблюдатели). Из подручных средств создаем подобие салона автобуса, учащиеся занимают свои места. Задается ситуация, например: “Автобус подъезжает к остановке”; “Вошла женщина с маленьким ребенком”; “Впереди светофор, загорелся желтый сигнал”. Дети движениями и словами имитируют езду в автобусе. Через некоторое время игра останавливается, наблюдатели и участники делятся впечатлениями и замечаниями. Подводим итог, и игра проводится еще раз, чтобы дети могли показать, как усвоены ими знания и умения. Затем ребята меняются ролями; теперь играющим задаются другие ситуации:

- стоящие рядом люди мешают тебе пройти к дверям;
- недалеко от тебя освободилось сидение;
- сейчас автобус будет поворачивать и другие.

Так в игровой форме мы обсуждаем очень важные и серьезные вещи.

Процесс воспитания – не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок…является членом семьи и в этом своем качестве – постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. [3; 69 – 70] Поэтому индивидуальные беседы с детьми и родителями для корректировки поведения, разрешения проблем в общении являются продолжением работы по теме “Формирование основ нравственно-эстетического поведения обучающихся во 2-м классе во внеурочное время”.

В процессе работы я вижу, что дети учатся ставить перед собой цель, искать и находить пути выхода из создавшихся проблемных ситуаций, выбирать средства их разрешения и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой и чужой опыт, выражать свое отношение к ситуации словами и поступками [2;3-4].

Таким образом, формируя основы нравственно-эстетического поведения обучающихся во 2-м классе во внеурочное время через научение детей приемам нравственно-эстетического общения между собой, на близком и хорошо знакомом им материале учим их строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Литература

  1. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир” 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2001.
  2. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Прекрасное рядом с тобой. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2002.
  3. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004.
  4. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в 3 томах. – М.: Русская книга, 1994.