Урок музыки в 7-м классе по теме "Прощание с Родиной"

Разделы: Музыка


Концептуальная цель:

Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся средствами музыки через слушание и исполнение.

Стратегическая цель:

Развитие чувства любви к Родине, через музыкальную драматургию “Полонеза” Огиньского.

Задачи:

  • Помочь детям ощутить радость от слушания и исполнения музыки.
  • Обратить внимание учащихся на высокое и трепетное отношение к Родине.
  • Развивать музыкальную грамотность.
  • Повторить термины: полонез, реквием, благовест, a.kapella.
  • Закрепить и обобщить понятия: музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Учитель:

Сегодня мы будем говорить о музыкальной драматургии “Полонеза” Огиньского.

Михал Клеофас Огиньский – польский композитор.

Творчество, какого другого польского композитора мы с вами изучали?

Ребята вспоминают, что уже знакомы с творчеством Фридерика Шопена.

Учитель с детьми повторяет термины:

“Музыкальная драматургия”,
“Музыкальный образ”,
“Полонез”.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем запись полонеза Огиньского. Композитор назвал его “Прощание с Родиной”. Ваша задача – догадаться,

“Какие чувства хотел передать нам композитор?”

Слушание записи полонеза Огиньского в фортепианном исполнении, анализ. Ответы детей записываются на доске.  Задача учителя, чтобы прозвучал ответ –

“Композитору грустно, он хочет вернуться домой”.

Учитель:

Какой инструмент исполнял? – Пианино 
Вы это узнали по окраске звука, что это?

Ребята вместе с учителем вспоминают термин:  “Тембр”

Учитель:

“Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – “Прощание с родиной”? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет.

Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств.

И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей”. /1/.

Читает ученица:

“В тот день, когда я впервые услышал этот полонез, я опоздал в школу. Минуты, которые были нужны, чтобы успеть до звонка в класс, я простоял у радиоприемника, не в силах уйти – из него лились необыкновенные, берущие за сердце звуки. Словно кто-то, задохнувшись от волнения, говорил тебе, очень сокровенное и нежное”. /2/.

Читает ученица:

“Это было в конце прошлого века, в маленькой глухой деревне на Волыни. Однажды я, вихрастый мальчишка, присутствовал на деревенской свадьбе.

В большой избе собрались крестьяне. В углу настраивали свои инструменты музыканты. Оркестр небольшой – две скрипки, кларнет, да бубен. Перед самым выходом невесты музыканты вдруг начали играть полонез Огиньского. Женщины плакали навзрыд… Полонезу в то время уже исполнилось сто лет, и все от мала до велика, знали его”. /3/.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем еще один вариант исполнения полонеза Огиньского. Вам нужно ответить на вопрос:

“Что чувствует человек покидающий Родину?”

Слушание полонеза в исполнении симфонического оркестра, анализ…Ответы детей записываются на доске.

Учитель:

А вот еще 2 воспоминания:

Читает ученица:

“1941 г…(отрывок) Октябрь 1941 года. Война. Фашисты на подступах к Харькову. Я, четырнадцатилетний мальчик, эвакуируюсь в глубокий тыл. На вокзале меня провожал отец, который сообщил мне, что остается в харьковском подполье. Я хорошо понимал, что, возможно, вижу его в последний раз. Тяжело на душе. Горит родной город… Последний ласковый взгляд отца. Сердце сжимает боль. И вдруг, в этот трудный момент я услышал замечательную мелодию, которая осталась в моем сердце и памяти на всю жизнь. Ее мастерски исполнял на баяне солдат своим боевым товарищам, уезжающим на фронт. Все, затаив дыхание, слушали баяниста, и только тревожные, отрывистые гудки паровозов нарушали воцарившуюся, на несколько минут, в этой суматохе тишину. Я не мог сдержать слез. Отец что-то говорил, но я уже ничего не слышал…. Позже я узнал, что это был полонез Огиньского “Прощание с Родиной”. Прошло много лет. Полонез Огиньского на всю жизнь стал частицей моего сердца, реквиемом погибшему отцу и всем патриотам, сложившим головы за Родину…”. /4/.

Учитель:

Вспомним, что означает слово: “Реквием”.

Дети с учителем повторяют понятие реквием.

Читает ученица:

“А вот еще одна встреча с полонезом, происшедшая недавно. Она была необычной и… знаменательной. На сцене Центрального театра Советской Армии шел концерт армейской художественной самодеятельности. Ведущий объявил, что хор воинов – ракетчиков исполнит полонез Огиньского. Я не удивился тому, что полонез будут петь, хотя слышал об этом впервые. Здесь есть какая – то закономерность. Многие певучие и лиричные инструментальные мелодии рано или поздно как бы обретают второй голос – человеческий. Поэты пишут слова, навеянные музыкой”. /5/.

Учитель:

Один из вариантов слов, написанных на музыку полонеза, мы сейчас услышим.

Ученики читают слова Полонеза (4 человека по частям).

Полонез

Читает 1 ученик:

Песня, лети как птица в даль, ведь где-то там,
В тиши лесной, стоит у речки синей дом родной.
Где ждет меня любимая и верная, где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома слышатся лишь звуки полонеза.

Читает 2 ученик:

Сон ночи несет, несет к далеким берегам моей любви,
Опять все так задумчиво и тихо, только волны,
Только свет и облака, и мы с тобой в руке рука.

Читает 3 ученик:

Там на холме высоких трав к нему я в детстве бегал сам,
Любил смотреть в глаза святым на образах.
И ангелы, летая, улыбались в белоснежных куполах,
И слышались под сводами чарующие звуки благовеста.

Читает 4 ученик:

Боже, храни мой край от бед и невзгод, храни,
Не дай позабыть, не дай, куда мы идем и откуда шли.
И от сохи, и от земли, и от лугов, и от реки, и от лесов,
И от дубрав, и от цветущих спелых трав к своим корням
Вернуться должны, к спасенью души обязаны вернуться.

Читает 1 ученик:

Песня, лети как птица в даль, ведь где-то там,
В тиши лесной, стоит у речки синей дом родной.
Где ждет меня любимая и верная, где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома слышатся лишь звуки полонеза.

Учащиеся с учителем анализируют текст. Задача учителя привести учащихся к мысли – “Человеку, покинувшему родной дом, грустно, он хочет скорей вернуться”.

Учитель:

В тексте встретилось новое понятие:   “Благовест”. Послушайте, что оно обозначает. Заранее одному из детей было дано задание подготовить выступление о данном понятии.

Учитель: Послушайте Благовест.

Какие у вас возникли чувства?

Учитель: 

Я подготовила вам запись песни на мотив полонеза. Во время слушания постарайтесь найти ответ на вопрос: “Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома?”

Слушание Полонеза в исполнении ВИА “Песняры”, анализ, запись ответов детей на доске.

Учитель:

Песня прозвучала в исполнении ВИА “Песняры” - это белорусский ансамбль, который хорошо знаком вашим родителям, и в настоящее время они снова продолжили концертную деятельность. Возможно, вы видели их выступления по телевизору.

Что интересного было в их исполнении?

Учащиеся выходят на понятие: “А.kapella”.

Учитель:

Теперь мы сами станем исполнителями и начнем разучивать эту песню.

Учитель с детьми разучивает и исполняет полонез.

Учитель:

Ребята, хотите спеть еще что-нибудь на тему Родины?

Предлагаются песни на выбор: “Сторона моя”, “Песня Сольвейг”, “Я служу России”, “Все расстояния”. Слова песен распечатаны.

Учитель:

Есть ещё одно интересное исполнение полонеза Огиньского Виктором Зинчуком.

Читает ученик:

Виктор Зинчук родился 8 апреля 1958 года в Москве. Начал играть на гитаре в 11 лет. В 1995 году с отличием оканчивает Московский Государственный университет культуры. В настоящее время заслуженно признан лучшим гитаристом России. Много гастролирует, пропагандируя классическую музыку в современной обработке с импровизационными вставками. Он устанавливает рекорды по быстроте игры на гитаре, “Полет шмеля” Н.А.Римского Корсакова за 24 секунды, а также 20 нот за 1 секунду.

Публика на концертах просит исполнить “Полонез” Огиньского. “Моя задача – сыграть так, чтобы по коже пробежали мурашки” – говорит Виктор Зинчук.

Учитель:

Во время слушания еще одного варианта исполнения полонеза ответьте на вопрос:

Что чувствует человек, покидая свой родной дом?”

Слушание полонеза в исполнении Виктора Зинчука, анализ, запись ответов детей на доске.

Учитель:

Ребята, я выписала наиболее часто встречающиеся ваши ответы. Попробуйте, определить среди них тот, который, на ваш взгляд, наиболее точно отражает чувства человека, покидающего Родину.

Задача учителя вывести детей на вариант – “Надеется вернуться обратно”.

Учитель:

В качестве тезиса нашего урока я предлагаю слова из песни “Сторона моя”: Снится мне та земля, где родился я.

Учитель:

Что полезного взяли с этого урока? (Рефлексия).

Учитель выставляет отметки за урок. Раздает разноуровневое домашнее задание:

Всем – Переписать текст Полонеза.

4 – Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке.
5 – Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке.

Учитель:

Спасибо за урок, до встречи!

/1, 2, 3, 4, 5/ - Журнал “Музыка в школе” Москва Просвещение 1986 г.