Работа с дисками, файлами и папками

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающая:

  • научить учащихся форматировать дискету, проверять поверхность диска, создавать папки (каталоги) на диске, создавать в Блокноте и сохранять текстовые файлы;
  • научить учащихся выполнять основные операции с папками и файлами в операционной системе Windows.

Развивающая:

Развитие любознательности и самостоятельности, ответственности при выполнении заданий, заинтересованности в результатах своего труда.

Воспитательная:

Формирование собранности, внимания, аккуратности, чёткости, бережного отношения к технике, воспитание трудолюбия.

Тип урока: комбинированный.

Технические средства: компьютеры IBM/PC.

Программное обеспечение: операционная система WINDOWS ХР.

План урока:

  • организационный момент;
  • актуализация знаний;
  • проверка знаний;
  • обобщение и систематизация знаний (выполнение практического задания);
  • подведение итогов работы;
  • домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент:

1) отметить присутствующих учащихся на уроке.
2) подготовка учащихся к занятию.

2. Актуализация знаний:

1) объявление темы урока;
2) при работе и ответах учащиеся могут воспользоваться своими конспектами;
3) обоснование необходимости уметь работать с дисками, папками, файлами.

3. Проверка знаний:

1) правила поведения при работе на компьютере;
2) краткая беседа о назначении операционной системы;
3) понятия: файл, каталог (папка), подкаталог; как по внешнему виду различать каталог и файл на экране ПК;
4) имя файла, полное имя файла, путь к файлу;
5) вид экрана: кнопка ПУСК, Панель задач, пиктограммы программ;
6) контексное меню, текущий диск, текущий каталог;
7) приёмы работы: войти в каталог, выбор файла в каталоге;
8) выполнение тестового задания (Приложение 1).

От учащихся требуется большое внимание и сосредоточенность, гибкость и чёткость взаимодействия учителя, техники и учащихся.

(Просмотр слайдов презентации – Приложение 2)

4. Изучение нового материала.

(Материал урока находится в файле Мои документы\Задания\урок-Работа с дисками.doc)

Действия с дисками, каталогами (папками), файлами

Диск

Каталог (папка)

Файл

форматирование

дефрагментация

запись на диск

считывание с диска

удаление с диска

создание, сохранение

удаление

переименование

копирование

поиск

создание, сохранение

удаление (вырезание)

переименование

копирование

поиск

Какие действия ещё можно выполнять с дисками, папками, файлами?

Словарь основных понятий и терминов.

  1. Буфер – область памяти, предназначенная для промежуточного хранения информации.
  2. Главное меню – меню, открывающееся при нажатии кнопки Пуск на Панели задач.
  3. Значок (пиктограмма, иконка) - графическое представление папки, файла, ярлыка, окна и т.п.
  4. Окно – замкнутый прямоугольный сегмент экрана.
  5. Панель задач – серая полоса, расположенная внизу экрана.
  6. Папка – место хранения программ, документов, ярлыков и других папок.
  7. Рабочий стол – рабочая поверхность экрана, главная папка в Windows.
  8. Файл - текст или совокупность данных с уникальным именем, хранящиеся на диске.
  9. Ярлык – представитель папки, программы или документа, небольшой файл, своеобразный “адрес” объекта. Слева внизу на значке ярлыка есть стрелочка.
  10. Форматирование - подготовка диска для того, чтобы с ним могли работать программы Windows – разметка диска, т.е. создание на нем служебных меток, файловой системы, фиксация дефектных участков и др. При форматировании все данные с диска стираются.
  11. Фрагментация диска - файл оказывается физически расщеплен на множество кластеров в разных частях диска, что снижает быстродействие ПК и ускоряет износ дисководов. При интенсивной работе с файлами - запись, копирование, удаление, корректировка и т.п. - ее уровень возрастает.
  12. Дефрагментация устраняет все эти негативные последствия - система переписывает все файлы в начало диска так, чтобы каждый файл занимал непрерывную последовательность кластеров.

Включить и загрузить компьютер. Выполнить задания:

Задание 1. Возьмите дискету 3,5" емкостью 1,44 Мбайт и отформатируйте её. При форматировании задайте дискете метку: диск-1.

Для этого:

1) раскройте папку Мой компьютер;
2) вызовите контекстное меню для Диск 3,5 (А:) – щелчок правой кнопкой мыши;
3) выберите команду Форматировать;
4) установите вид форматирования Быстрое и запишите метку дискеты диск-1 в окне “Метка тома”.

Внимание! Форматирование приводит к полному уничтожению всех данных на диске.

Задание 2. Получите информацию о своей дискете диск-1 .

Для этого:

1) раскройте папку Мой компьютер
2) вызовите контекстное меню для Диск 3,5 (А:) – щелчком правой кнопкой мыши;
3) выберите команду Свойства; перейдите на вкладку “Общие”. Рассмотрите появившееся окно.

Основная информация – ёмкость дискеты и объём свободного места на дискете.

Задание 3. Создайте на диске А: папки ТЕКСТ, РИСУНКИ, ТАБЛИЦЫ.

Для этого:

1) откройте окно объекта “Мой компьютер”;
2) откройте окно объекта “Диск А:” (двойным щелчком);
3) установив стрелку мыши в окне диска А: вызовите контекстное меню (щелчок правой кнопкой мыши);
4) выполните команду Создать – Папку;
5) введите имя TЕКСТ;
6) повторите пункты 3-4-5, только введите имена TAБЛИЦЫ, РИСУНКИ.

Задание 4. На Рабочем столе найдите папку Учащиеся-D, раскройте её двойным щелчком мыши и создайте в ней свою папку Фамилия - Номер группы.

Для этого: в свободной области папки Учащиеся-D нажмите правую кнопку мыши (вызов контексного МЕНЮ) и выберите пункт Создать - Папка. Введите название папки Фамилия - Номер группы и нажмите клавишу Еnter.

Задание 5. Скопируйте на дискету несколько рабочих объектов (папок, файлов) – имена объектов на карточке в папку ТЕКСТ скопируйте файл D:\Рабочий материал\Тексты\диск.doc в папку РИСУНКИ скопируйте файл D:\Рабочий материал\Рисунки\рисунок1.bmp

Для копирования данных на дискету можно воспользоваться любым способом: командами меню, кнопками Панели инструментов, методом drag & drop. Наиболее быстрым и удобным способом является команда контекстного меню Отправить - Диск 3,5 (А:).

Задание 6. Скопируйте на свою дискету в папку TEКСТ файл Мои документы\Задания\задание-Word1.doc

Для этого:

1) раскройте папку “Мой компьютер”, раскройте “Диск А:”, раскройте папку TEКСТ;
2) раскройте папку “Мои документы”, найдите и раскройте папку Задания;
3) расположите два окна так, чтобы не было наложений одного окна на другое;
4) указателем мыши “подцепите” файл задание-Word1.doc и перетащите в папку TEКСТ диска А:

Задание 7. Удалите с дискеты половину объектов.

Для этого:

1) раскройте папку Мой компьютерl
2) раскройте Диск 3,5 (А:) - двойной щелчок левой кнопкой мышиl
3) выделите объект (щелчок мыши) диска А:, нажмите клавишу Delete.

Задание 8. С помощью текстового редактора “Блокнот” создайте текстовый файл (текст – на карточке), сохраните его в папке TEКСT на дискете под именем text1.txt.

(Тексты в Приложении 3)

Для этого:

1) откройте “Блокнот”: Пуск – Программы – Стандартные – Блокнот;
2) в окне Блокнота напишите текст, предложенный преподавателем;
3) выполните команду Файл – Сохранить;
4) раскроется окно “Сохранение файла”;

- выберите папку “Диск 3,5(А:)”;
- раскройте рабочую папку TEКСТ (двойным щелчком по имени);
- введите имя файла текст1 (без расширения); тип файла (расширение)
- устанавливается по умолчанию txt;
- щелкните по кнопке “Сохранить”;

5) закройте окно программы Блокнот.

Задание 9. Проверьте поверхность дискеты диск-1 и информацию, содержащуюся на ней.

Для этого:

1) раскройте папку Мой компьютер;
2) вызовите контекстное меню для Диск 3,5 (А:) – щелчок правой кнопкой мыши;
3) выберите команду Свойства; перейдите на вкладку “Сервис”;
4) выберите пункт “Проверка диска” - Выполнить проверку …
5)отметить “Автоматически исправлять системные ошибки” и “Проверять и восстанавливать поврежденные сектора” (поставить флажок щелчком мыши);
6) щелкните по кнопке 3апуск;

Проверка диска заканчивается сообщением “Проверка диска завершена”. Щелкните по кнопке ОК.

Ответьте на вопросы:

Чем отличаются команды Копировать и Удалить (Вырезать)?

Какая разница между командами Сохранить и Сохранить как?

* Есть ли разница при записи файла на дискету и на CD-диск?

* Есть ли разница при работе с CD-диском и флэшкой?

Замечания. Будьте внимательны при удалении!

1) Удалять (Вырезать) и Копировать, можно тремя способами. Назовите самостоятельно!
2) При удалении файла или папки по команде Удалить (Вырезать) файл или папка помещается в Корзину;

При удалении с помощью клавиши Delete файл или папка в Корзину не перемещается, а теряется навсегда.

5. Этап подведения итогов:

1) выяснить у учащихся – какие сложности были при выполнении работы;
2) выставить оценки учащимся, которые активно работали на уроке.

Результаты выполнения тестового задания – к следующему уроку.

6. Домашнее задание:

1) составить конспект основных моментов урока;
2) по учебнику Угриновича “Информатика и ИТ” – стр. 58-60 - “Логическая структура дисков”.