Специальное коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема. Группировка предметов по форме. 2 класс

Цель. Развивать умение группировать предметы по форме в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

  • учить правильно называть геометрические фигуры, оперировать образом форм в представлении, находить предметы различной формы по слову-названию, определять объемную форму по плоскостному образцу;
  • развивать мелкую моторику, тактильно-двигательные чувства, совершенствовать зрительно-двигательную координацию, корригировать недостатки познавательной деятельности;
  • воспитывать чувство товарищества, уважения друг к другу, вырабатывать правила поведения.

Оборудование:

  • игрушечный поезд с вагончиками,
  • предметные картинки (маленькие, изображенные на билете и большие),
  • веревочки,
  • набор геометрических фигур (мелкие и крупные),
  • игрушки различной формы,
  • таблички с названиями станций,
  • коробка с прорезями,
  • карточки с изображением геометрических фигур;
  • жетоны.

Ход занятия

Дети входят в кабинет. Вдоль класса на полу проложена железная дорога с игрушечным поездом. Обозначены номера станций. На доске изображен перрон, столб с указателем станций (названия станций меняются на протяжении урока).

Организационный момент.

- Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез
Словно настоящий.
Дальняя, дальняя,
Дальняя дорога
Вдоль нашей комнаты
Прямо до порога.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде, но для этого нам нужно выбрать машиниста и проводника (выбирают того, кто быстро и правильно ответит на вопрос: “Что вы видели на дверях кабинета сверху и слева, когда заходили?” На дверях кабинета расположены геометрические фигуры).

- Проводника просим раздать билеты (раздает каждому карточки с надписью билет, на которых изображены различные предметы), провожающие на перроне пусть пожелают нам доброго пути. Машинист занимает свое место, и отправляемся в путь! (На протяжении урока машинист передвигает поезд по станциям, проводник оказывает помощь учителю).

Постановка цели занятия.

- Мы прибыли на 1 станцию “Тайная”. На этой станции я обнаружила таинственный ящик (ящик с прорезями для рук, в котором лежат твердые небольшие шаблоны геометрических фигур). Вам нужно на ощупь определить фигуру, назвать и найти такую же на столе (выбранную фигуру кладут на парту, параллельно учитель вывешивает на доску все названные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал).

- Сегодня на занятии мы будем работать с этими геометрическими фигурами. Мы будем учиться распознавать их и правильно определять форму предметов. За правильно выполненные задания вы будете получать жетоны в форме геометрических фигур.

Графомоторная минутка.

- А еще в этом таинственном ящике я нашла таинственные письма. Вам нужно заштриховать те фигуры, которые лежат у вас на партах. Штрихуем так, как заштрихован столб на платформе (сверху вниз косыми линиями). (Дети получают карточки с изображением различных геометрических фигур разной величины, находят и заштриховывают ту фигуру, которая лежит на парте).

Тактильно-двигательное восприятие.

- Отправляемся дальше. Мы с вами давно уже в пути, а давайте внимательно рассмотрим наши вагончики (проводник ставит каждому на парту игрушечный вагончик). Я показываю фигуру, а вы должны сказать, что у вагончика имеет такую же форму.

- Какую фигуру не назвали? (треугольник).

- Поезд прибыл на следующую станцию “Террариум”. А вы знаете, что это такое? Это помещение в зоопарке, где содержатся змеи и другие пресмыкающиеся. Вы ничего не слышите? Ш-ш-ш. Змеи выползли из клеток и расползлись по вагонам, давайте-ка, их укротим. ( Из вагончиков достают веревочки).

- Вам нужно выложить на ковре из веревочек геометрическую фигуру, которая лежит у вас на партах (работают в парах, из двух веревочек складывают нужную геометрическую фигуру).

Работа по теме.

- Следующая станция “Галерея”, (объяснить значение слова).

- На выставку художники принесли множество картин (большие предметные картинки), на которых они изобразили различные предметы. Нам нужно помочь расставить картины по залам. Если предмет на картине имеет форму круга, помещаем в круглый зал и т. д. (предметные картинки раскладываются на ковре в фигуры сделанные из веревочек).

Физминутка.

- Следующая станция “Фотоателье”. Давайте сфотографируемся на память о нашем путешествии. Каждый встает в ту фигуру на ковре, которую он делал и выполняет те движения, которые я буду говорить. (Каждая пара встает в свою фигуру).

- Повернись налево к другу,
Левую дай другу руку.
Шаг назад и шаг вперед,
Вправо, влево поворот.
Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Сделай шаг вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились, потолкались,
Повернулись, улыбнулись! (учитель фотографирует детей).

Закрепление.

- Следующая станция “Магазин”. Рассмотрите внимательно предметы, которые есть в магазине (на специальной полочке расставлены различные игрушки: кубики, книжки, посуда и т.д.).

- Хочется что-нибудь приобрести? Наши жетончики превращаются в деньги. Если предмет, который вы хотите купить, имеет круглую форму, его можно купить за круглый жетон и т. д. (учитель следит за правильностью совершения покупки; дети помогают друг другу, можно меняться жетонами, если нет нужного). Кто совершил покупку, садится на ковер.

Рефлексия.

- Пока мы с вами были в пути, фотоателье уже сделало ваши фотографии (заранее изготовлены карточки с изображением смешных рожиц в форме геометрических фигур). Но, видите ли в чем дело… тот, кто стоял в кругу, у того получились круглые лица и т.д. Вспомните, кто в какой фигуре стоял, и заберите ваши фотографии (дети ищут нужные карточки).

- Мне кажется, на фотографиях чего-то не хватает. (Улыбки)

- Какое настроение у вас было на занятии, дорисуйте!

Итог занятия.

- С чем мы сегодня работали? Какой формы могут быть предметы?

- Наше путешествие закончилось, но рельсы не закончились, последняя остановка – ваш класс. Сейчас проводник проверит ваши билеты (дети берут карточки-билеты, которые выдавались в начале занятия).

-У кого предмет на билете имеет круглую или овальную форму садится в первый вагон, прямоугольную или квадратную – во второй, треугольную – в третий (дети строятся по заданию и за машинистом отправляются в класс).