Формирование здорового образа жизни у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Формированию здорового образа жизни уделяется большое внимание. Но, несмотря на это, число учащихся с признаками нарушения здоровья возрастает. Так, с 2001 года увеличилось число нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной систем; прибавились нарушения эндокринной системы, болезни органов пищеварения, тубинфицированность.

У детей до 14 лет среди заболеваний занимают:

  • 1-е место – заболевания органов дыхания;
  • 2-е место – инфекционные и паразитарные болезни;
  • 3-е место – болезни нервной системы и органов чувств;
  • 4-е место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта [1].

Важно своевременно, пока наши дети растут и развиваются, грамотно формулировать основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

  • научить детей определять своё состояние и ощущения;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • сформировать представления о своём теле, организме;
  • учить укреплять и сохранять своё здоровье;
  • понимать необходимость и роль двигательной активности;
  • обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
  • уметь оказывать элементарную помощь при травмах:
  • формировать представления о том, что полезно и вредно для организма.

Конечно же, создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от экономического положения отдельной семьи, от установок самой личности в вопросе определения места здоровья в иерархии потребностей, от присутствия факторов риска (наличие ряда заболеваний, неблагоприятные условия жизни и т. д.)

Программа здоровьесбережения современного школьника может включать следующие компоненты:

  • рациональное питание;
  • оптимальная для организма двигательная активность;
  • соблюдение режима дня;
  • предупреждение вредных привычек;
  • повышение психоэмоциональной устойчивости[2].

Что же делается в лицее №32 города Белгорода для создания условий, позволяющих выполнить данную программу?

В соответствии с губернаторской программой «Школьное молоко» все дети получают, можно сказать, второй завтрак, состоящий из молока и продуктов питания в виде каши или кондитерских изделий. Хорошей помощью это является для детей из малообеспеченных семей. Особенно активно дети стали употреблять его после расфасовки в индивидуальные пакеты. Если раньше приходилось убеждать их в пользе молока, говорить об этом на классных часах, то сейчас ребята пьют его с удовольствием.

98% учеников начальной школы получают горячее питание в школьной столовой. Обеды включают обязательный перечень блюд, состоящий из салата, первого блюда, второго, в котором постоянно присутствуют рыбные и мясные продукты. На третье предлагаются отвар шиповника, соки и необходимые детям фрукты. Для детей своего класса в осенне-зимний период предлагаем различные добавки: свежий лук, чеснок, лимон.

Двигательная активность поддерживается не только на уроках физической культуры. Ежедневно, за пять минут до урока, проводится утренняя оздоровительная зарядка, которая помогает детям активизироваться, получить заряд бодрости на весь учебный день. Упражнения выполняются всеми учащимися лицея под ритмичную музыку, передаваемую школьным радиоузлом. Снять мышечное напряжение учащиеся могут и после третьего урока.

В начальной школе на уроках обязательно проводятся физкультурные минутки для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

Используем эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ. За урок проводим две – три физкультминутки. Они включают в себя:

  • Танцевально-ритмические (проводятся под музыку).
  • Физкультурно-спортивные, под счёт, где каждое упражнение рассчитано на определённую группу мышц ( приседания, ходьба, прыжки и т.д.). Упражнения выполняются по команде учителя или подготовленных детей.
  • Двигательно-речевые предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Они способствуют развитию интереса учащихся к изучению того или иного предмета.
    Например, на уроке по теме «Три состояния воды» (Окружающий мир) проводилась следующая физкультминутка:
    Солнце землю греет слабо,
    (руки вверх и вниз)
    По ночам трещит мороз,
    (руки на пояс, наклоны в стороны)
    Во дворе у снежной Бабы
    (поворот вокруг себя)
    Побелел морковный нос.
    (показывают нос)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда,
    (прыжки на месте)
    Вьюга злится,
    Снег кружится,
    (дети кружатся)
    Заметает всё кругом
    Белоснежным серебром.
    (имитируют движения руками) [5].

    После физкультминутки детям предлагается ответить на вопрос: «О каких состояния воды идёт речь в стихотворении?»

  • Когнитивные (способствуют развитию познавательных процессов).

    При работе по теме «Род имен существительных» (Русский язык) просим детей, услышав слова женского рода поднять руки вверх, мужского рода – в стороны, среднего – опустить. Данные физкультминутки позволяют решать несколько задач: закрепление пройденного материала, развитие внимания, смена положения.

  • Двигательные действия и задачи. Дети дают правильный ответ с помощью определённого количества действий. Используется решение задачи.
  • Слон, слониха, два слонёнка
    Шли толпой на водопой.
    А навстречу три тигрёнка
    С водопоя шли домой.
    Сосчитайте поскорей,
    сколько встретилось зверей?
  • Сколько звуков в слове. Приседайте столько раз, сколько звуков в слове пень. Подпрыгните столько раз, сколько в слове букв.
  • Упражнения для пальцев рук. Проговаривая текст, ученики сжимают и разжимают пальцы:
    Мы писали, мы писали.
    Наши пальчики устали.
    Мы немного отдохнём
    И опять писать начнём.
  • Упражнения для глаз.
    Проведём, друзья, сейчас
    Упражнение для глаз.
    Вправо, влево посмотрели,
    Глазки все повеселели.
    Снизу вверх и сверху вниз.
    Ты, хрусталик, не сердись,
    Посмотри на потолок,
    отыщи там уголок.
  • Упражнения на релаксацию. Помогают снять избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

    Пришёл денёк,

    Дети стоят.

    Сел на пенёк.

    Присаживаются на корточки.

    День сидел,

    Поворот головы в одну сторону.

    День глядел.

    Поворот головы в другую сторону.

    На ель залез,

    Встают, поднимают

    Совсем исчез.

    и сбрасывают руки [4].

    (Э. Лагздынь)

     

  • Дыхательная гимнастика является важным восстановительно-профилактическим средством. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
    В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
    На своих уроках используем следующие упражнения:
    1. вдох левой ноздрёй – выдох правой и наоборот;
    2. выдох толчками;
    3. глубокий вдох – на выдохе произносим «а-о-у-и-ы-э» (следим за артикуляцией);
    4. глубокий вдох – на выдохе проговаривание скороговорки ( начинаем с коротких, после освоения переходим к более длинным).
  • Точечный массаж (повышение иммунитета, профилактика простудных заболеваний).

Большое внимание уделяется прогулке. Это не бесцельное проведение времени, а спортивные часы, эстафеты, подвижные игры. Они содействуют закаливанию организма, помогают закреплять основные двигательные навыки, способствуют физическому развитию детей, развивают внимание, наблюдательность. Но всё это не должно утомлять детей. Наши дети любят игры «Третий лишний», «Вороны и воробьи», «Курица с цыплятами», с удовольствием участвуют в спортивных эстафетах.
Всё перечисленное и многое другое наверняка играет свою роль, если используется своевременно и грамотно. Использование указанных приёмов способствовало укреплению здоровья учащихся и 95% посещаемости школы в период роста числа вирусных заболеваний.

Литература

  • Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / Т.Н. Захарова – Волгоград: «Учитель», 2007.
  • Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер / В.И. Ковалько - Москва: «Вако», 2007.
  • Рунцов, Б.С. Игры на прогулках / Б.С. Рунцов // Физическая культура в школе – 2006 - №6.
  • Ряховская, К.В. Упражнения на релаксацию / К.В. Ряховская // Начальная школа. – 1991.
  • Целоусова, Т.Ю. Поурочные разработки по курсу мир вокруг нас / Т.Ю. Целоусова, Т.В Максимова - Москва: «Вако», 2003.