Систематизация семиотических визуальных методических пособий как универсальное средство обучения изобразительному искусству учащихся средней школы

Разделы: МХК и ИЗО


Современная парадигма социокультурной жизни общества, основанная на глобализации и императиве массовой культуры как средстве воспитания молодежи, вызывает множество негативных эмоций у интеллигенции, и, в первую очередь, педагогов среднего и пожилого возраста. По моему личному наблюдению, проведенному в рамках научного исследования “Поведение подростка в критической ситуации”, представленного на городской конференции “Путь в будущее” 20.11.08 в г. Нальчике, каждый 13-й ученик испытывает повышенную тревожность из-за внешних прессинговых условий школьного обучения. Это достаточно небольшой процент в сравнении с тем, что повышенная тревожность, частые депрессии, нервные срывы, постоянный коммуникативный дискомфорт испытывают 100% процентов учителей. При чем, проблему нервной перегрузки, снятие стресса педагог обязан решать самостоятельно, своими средствами. Негативизм в ежедневном коммуникативном общении педагога с целью передачи знаний с определенной, процентарно большей частью учащихся, вызван следующими причинами:

  1. Низкая мотивированность детей к обучению дисциплинам эстетического цикла, и вообще, к обучению;
  2. Низкая гражданственная, нравственная и правовая грамотность учащихся;
  3. Отсутствие каких-либо или наоборот императив эгоцентрических установок как личностных жизненных программ учащихся.
  4. Юношеский традиционный негативизм, связанный с поиском своего “Я” места в обществе.

На этом фоне воспитательная роль дисциплин эстетического цикла становится если не приоритетной, то очень важной. Во-первых, темы гражданственности, нравственности и ответственности заявлены в тематике занятий: “Выражение характера человека в изображении” (2 класс), “Древнерусские воины-защитники” (4-й класс), “Все народы воспевают материнство” (4-й класс), “Все народы воспевают мудрость старости” (4-й класс), “Сопереживание – великая тема искусства” (4-й класс), и т.д. Во-вторых, уроки изобразительного искусства прекрасно интегрируются со всеми школьными дисциплинами, обогащая их инструментарий и делая занятия более запоминающимися. В-третьих, на уроках изобразительного искусства можно скрыто или явно проводить всевозможные исследования и мониторинги психических состояний учащихся.

У причин негативной коммуникации педагога и учащегося тоже есть свои причины:

  1. Учащиеся видят разрыв гигантского объема предлагаемых для усвоения школьных знаний и ежедневной трудовой практики своих родителей;
  2. Учащиеся, благодаря средствам массовой информации “перегружены” информацией развлекательного “шумового” характера. Для серьезной информации часто просто нет места;
  3. Учащиеся интенционированы (направлены) благодаря СМИ, на слегка интеллектуальный труд, приносящий быстрый и легкий успех, а не на серьезную трудную работу. Большинство популярных богатых людей тоже приносят вред имиджу школы, как социокультурного института, заявлениями о своем хулиганском прошлом и хронической неуспеваемости в школе.
  4. Благодаря появлению таких средств коммуникации, как мобильный телефон с Интернет-подключением, удовлетворение страсти к общению у подростков переходит в психологическую зависимость от телефона. Из-за необходимости все время кому-то отвечать, у кого что-то спрашивать, процесс обучения остается в стороне, или вообще игнорируется, ведь внимание ученика сконцентрировано на экране.

С этой точки зрения, именно уроки эстетического цикла могут помочь в решении данных проблем. Мы не будем детально исследовать перечень мер по решению данных проблем, ограничимся главными. Решение проблем в следующем:

  1. Приоритет – организации процесса. Равновесие “демократических свобод” (переставить парты, пересесть и т.д.) должно быть уравновешено “гражданскими обязанностями” (подать дневник, отключить телефон).
  2. Общение, а не “просвещение”. Все задания должны носить характер исследования или поиска. Методы, естественно, развивающие, тип урока – комбинированный.
  3. Использование тех же прогрессивных технологий, которыми учащиеся пользуются для развлечения, для усвоения полезной информации.
  4. Разработка заданий, годных для использования в жизненных ситуациях, имеющих насущное назначение, например, вывеска магазина, визитка, веб-сайт м т.д.

По типу усвоения информации, большинство учащихся – “визуалы” (по материалам другого личного исследования), то есть на первый план выходит организация методической базы дисциплины. Конечно, хочется, как можно больше передать знаний, как можно полнее раскрыть темы, но здесь приходится считаться с долей информации своего предмета в общем объеме.

Каждая эпоха, с точки зрения культурологии и семиотики (науки о знаках и символах) – это система устойчивых национальных, исторических эпохальных символов: людей, артефактов (вещей, сделанных человеком) и артеактов (культурных событий, имеющих значение для дальнейшего хода истории). Усвоение этих символов – задача педагогики.

Задачей любого воспитания и образования в любую эпоху было и остается коммуникация поколений с целью передачи личного, производственного и коммуникационного опыта. В каждую эпоху педагог, выступая как солдат вечной, непрекращающейся войны не за территории и богатства, а за души человеческие, был вооружен лишь одним видом оружия – словом. В современном образовании слово - главный и единственный инструмент воспитания, поэтому так важно умение владеть педагогической технологией коммуникации. Коммуникация всегда состоит из донора – педагога и реципиента – учащегося, и в этом диалоге важно умение расставить символы (исторические объекты, исторические геральдические символы, слова-символы) в единую систему для усвоения того материала, который дается на уроке. Не секрет, что лишь пятая часть, и то при внимательном слушании реципиента усваивается им. Также, одновременно, человек может запомнить не более семи символов.

Таким образом, одна из важнейших задач систематизации визуальных методических пособий для урока изобразительного искусства является:

1) иллюстрация устной информации группой исторически взаимосвязанных однозначных символов;
2) кратность их семи, или наличие количества не более семи.

Приведем пример. В программе Б.М.Неменского, принятой к обучению на большей территории России, есть множество уроков, которые можно организовать с наибольшим (по сравнению с другими предметами) коэффициентом усвоения. Ведь образование, это то, что остается после того, как общий объем знаний, полученных в школе, уже “затерялся” в памяти. Возможно ли просчитать этот коэффициент усвоения? К сожалению, посчитать его можно лишь через определенный период.

Например, тема: “Искусство объединяет народы” (4-й класс, 4-й четверть, урок № 1). Раскрытие темы иллюстрируется раскрытием содержания символов “искусство” (рис.1), “объединение” (рис 2), “народ” (рис.3), “радость” (рис.4), “горе” (рис.5), “дружба” (рис.6), “любовь” (рис.7). Дети должны дать оценку соответствия символа значению. На плакатах, посвященных дружбе народов или миру во всем мире, они должны нарисовать те символы, которые лично у них ассоциируются с вышеприведенными понятиями. Рассуждение не о дружбе вообще, и не о любви вообще, а о своем понимании дружбы и любви, даст гораздо более прочувствованный материал. Кроме символов у урока должен быть лейтмотив. Например: “У всех народов горе и радость одинаковые”. То есть, рефреном он должен ненавязчиво повторяться через определенные промежутки времени.

Позитивно то, что данный способ при всех своих минусах действенен, так как ребенок высказывает свое мнение и понимание представленного материала, то есть “присваивает” себе данное знание. Кроме того, прививаются позитивные понятия о нравственности и интернациональности. Кроме того, современный ребенок легче ориентируется среди конкретных образов, нежели терминов, расшифровку которых он должен осуществлять сам. Также, так как многие дети дают себе опережающую установку “Я не – художник”, манипулирование конкретными образами дает лучшие результаты. Кроме того, объяснив ребенку технологию получения ярких, простых образов через соблюдение контраста, компоновки и использования всех доступных цветов, педагог добивается самоутверждения ребенка в своем таланте и умении рисовать.

Таким образом, систематизация семиотических визуальных методических пособий может и должна быть использована как универсальное средство обучения не только изобразительному искусству учащихся средней школы, но и гражданственности, нравственности.

Приложение