Формы взаимодействия педагогов с родителями дошкольников с ОНР

Разделы: Работа с родителями


Мы работаем в МДОУ ЦРР№10 “Родничок” под руководством Яроц Т.Н.Весь наш творческий коллектив стремится внедрять в свою работу новейшие технологии в области дошкольного воспитания.

Современные требования к образовательному процессу ориентированы на более тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которое следует рассматривать, как диалог двух партнеров.

Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ближайшего развития (Л.С.Выготский). На практике доказано, что достижение максимального коррекционного эффекта ОНР возможно только при активном участии близких ребенку взрослых. Для этого необходимо вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; изменить устоявшуюся систему отношений в структуре “взрослый – ребенок”; создать определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта.

Работа начинается с анкетирования и бесед, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме. По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающий в себя традиционные формы работы: тематические родительские собрания, семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и подгрупповые консультации. Хотелось бы отметить, что родительские собрания проводятся в нетрадиционной форме. Например: “Школа для мам”, “Школа для пап”, дискуссионный клуб “Родительский треугольник”. Кроме того, широко используются наглядно-информационные формы общения с родителями:

Визитные карточки логопедических групп.

Помогают сформировать первичное представление о МДОУ, группах и педагогах, о режиме учреждения, дополнительных услугах, видах занятий, задачах обучения.

Открытый просмотр занятий и других видов деятельности.

Ежегодно в ноябре проводится неделя “открытых дверей”. В ходе нее родители посещают занятия, наблюдают деятельность педагогов и детей, а также могут сами поучаствовать в образовательном процессе и в проведении режимных моментов. Такое сотрудничество взаимовыгодно, так как родители знакомятся с новыми для себя приемами обучения и взаимодействия с детьми, а также оставляют свои отзывы и пожелания педагогам, что в свою очередь является важным стимулом для повышения качества и эффективности образовательного и воспитательного процессов.

“Видеотека”.

Видеофильмы из жизни группы дают полноценную информацию об образовательном, воспитательном процессе, а также о взаимодействии ребенка со сверстниками, особенностях его поведения и общения. В течение учебного периода родителям предоставляются видеоматериалы с фрагментами коррекционных занятий, а именно: артикуляционная гимнастика, упражнения для мелкой моторики и самомассажа. В рамках логопедической диагностики проводится запись интервью ребенка в начале и конце обучения, а также запись итоговых логопедических занятий. Это позволяет оценить изменения в речевом развитии детей и уровень готовности к школьному обучению.

Папки с консультациями специалистов.

В них находится различный материал, подобранный специалистами детского сада. Обновление содержимого производится не реже одного раза в месяц, кроме того в группах имеется каталог с полным перечнем консультаций. Родители могут ознакомиться с интересующим их материалом как в детском саду, в специально отведенном для этого месте, так и у себя дома. Свое мнение о прочитанном они могут высказать в устной форме и через “почтовый ящик”.

Периодические издания.

Один раз в квартал издаются групповые газеты: “В гостях у звездочетов”, “Страна детства”, “Фотогазета”. В них есть различные рубрики: “Наша жизнь день за днем”, “Говорят дети”, “Детское питание”, “Советы психолога”, “Советы логопеда”, “Занимаемся дома”, “Размышляй-ка”, “Учимся дома”, “Готовимся к школе”. В газетах освещаются события, произошедшие в детском саду, выражается благодарность родителям, принимающим активное участие в жизни детского сада.

Информационные стенды.

На таких стендах представлены разнообразные сведения: программное содержание и расписание занятий, перечни и выставки книг, игр для детей, данные о соматическом состоянии, о развитии речи, о результатах обучения (“Мои достижения”, “Наши успехи”). Материалы обновляются еженедельно. Предлагаются также перечни книг и игр для детей.

Выставки детских работ.

Выставки детских работ являются конечным результатом реализации тематических проектов и изучения лексических тем (“Детская редакция”, “Издательство книжек-малышек”, журнал “Волшебные строчки”, “Литературный калейдоскоп”, “Я - писатель”, презентации “Моя семья”, “Необычные буквы”, “ Мой дом”, “Любимое животное”, “Готовлю с мамой”), проведения конкурсов (“Осенний вернисаж”, “Скатерть – самобранка”, “Юный модельер”, “Конкурс елок”, “Карнавальный костюм из бросового материала”. ( Приложение).

Такое сочетание традиционных и наглядно-информационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению ОНР у дошкольников.

Приложение