Как научить младшего школьника приобретать знания

Разделы: Работа с родителями


Цели программы: повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания;

Задачи:

  • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
  • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • достижение способности к пониманию интересов друг друга.

Методы работы: лектории в средствах массовой информации (местное телевидение)

Нет совместной деятельности - нет и повода, и возможности для общения.

Пояснительная записка:

Школе принадлежит ведущая роль в организации семейного и общественного воспитания. Для успешного воспитательного влияния школа должна строить свою работу с родителями с позиции гуманистического педагогического просвещения. При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья, становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, "круглые столы", конференции, родительские школы, многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.

Ребенок - исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты поведения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире и задача педагога донести эту информацию родителям.

Ведущий: Уважаемые мамы и папы! Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира, предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать её многочисленными "нельзя", "не тронь", "тебе рано об этом знать", то с возрастом эта потребность существенно расширится.

Ребенок - исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты поведения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Ведущий: Как вы думаете, является ли игрушка, объектом исследования младших школьников?

Педагог-психолог: В жизни младшего школьника игрушка уже не играет той выдающейся роли, которая отводится ей дошкольной детстве, но при этом она остается активным спутником детства и непременным участником образовательного процесса. Многие игрушки младшего школьника имеют имена, с ними разговаривают, им дают роли в играх. Они полноправные участники многих событий в жизни ребенка.

Игрушка часто выступает как объект исследования. Исследуя игрушки, младшие школьники часто ломают их. Все как будто просто - ребенок реализует свою тягу к познанию, изучает устройство. Но вот беда, обычно игрушка не рассчитана на то, что её содержимое будут исследовать (ломать, разбирать).

Нужно давать ребенку минимум готовых игрушек, стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, в создании которых сам принимает участие. Или еще - пусть он сам находит себе игрушки среди тех предметов, которые его окружают.

Для того чтобы развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, ему не следует предлагать много игрушек. Большое количество игрушек, рассеивает внимание. Не стимулирует активность, сколько её подавляет.

Дорогая новая игрушка из магазина уступает в конкурентной борьбе за внимание ребенка простым стеклышкам или камешкам, деревянным брускам старой посуды или кускам поролона. Это не случайно - ребенок по своей натуре исследователь. Ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, а потому может быть использовано в самых разных целях.

Витрины современных магазинов, продающих детские игрушки, способны поразить воображение любого взрослого. Естественно, что взрослые готовы тратить большие деньги, думая, что все это будет безумно интересно ребенку. Разочарование наступает быстро. В большинстве случаев ребенок уже через несколько минут теряет интерес к готовой игрушке.

Для того чтобы дети испытали радость достижения, им обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Заинтересовать игрушками, из которых можно сделать что-то новое, необычное.

Например: используя стол, можно построить замечательный дом. Книга, может пригодиться для строительства тоннеля. Правда, все это обычно ведет к беспорядку в доме или в школе и потому раздражает взрослых, но для развития когнитивных способностей, интеллекта и креативности очень важно. Детям можно предложить конструкторы из различных материалов.

Ведущий: Может ли изобразительная деятельность активизировать исследовательский поиск?

Педагог-психолог: Младшие школьники много и охотно рисуют и лепят. Они делают, это, опираясь на свои наблюдения и представления, а также на основе собственного воображения. В рисунках младшего возраста, по сравнению с рисунками, например, дошкольника, значительно больше стремления передать действие, движение или портретное сходство. У младшего школьника стремительно повышается требовательность к уровню техники собственного рисунка. Так, кроме простых рисунков карандашом или фломастером, кроме неподатливой гуаши и капризной акварели, детям можно предлагать делать скульптуры из камня и дерева, создавать изображения из самых разнообразных материалов, делать гравюры и офорты, монотипии (на картоне, на стекле, с пуха и др.).

Сейчас добавились фантастические возможности компьютерной графики. Эта технология оказывается настолько привлекательной, что у всех детей возникает желание этим заниматься.

Важно и то, что изобразительная деятельность ребенка может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Это создает большие возможности для решения семейного досуга.

Рисовать картинки, копировать их, обводить и раскрашивать - все это помогает ребенку разобраться в окружающем мире, а также развивает воображение. Рисование - это самый доступный способ проявления творческих способностей. Некоторые дети удивительно владеют свободно формой и цветом, чтобы выразить свои чувства и мысли. Посмотрев на рисунки ребенка, вы сможете сказать, что его интересует, что беспокоит и что радует.

Есть два способа развития художественных способностей.

1. Творческие идеи.

Творческий подход означает рисовать что-нибудь необычное, невиданное раньше. Попросите ребенка:

  • нарисовать что-нибудь невидимое - звук или настроение
  • нарисовать внутренне устройство машины или тела
  • нарисовать карту - например, карту острова сокровищ или лабиринт
  • нарисовать что-нибудь с закрытыми глазами
  • нарисовать как можно больше предметов на основе круга (затем попробовать и другие геометрические фигуры).

2. Внимательное наблюдение.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть цветок, а затем нарисовать его - с такой точностью, насколько это возможно. Пусть рисует предметы с разных ракурсов.

  • Проиллюстрировать книгу:
  • Можно предложить ребенку нарисовать иллюстрации к любимой книге.
  • Проиллюстрировать алфавит:
  • Сделать книжку, где на каждой странице будет по букве алфавита, а возле буквы - изображение предмета, начинающего с этой буквы.
  • Придумывайте и нарисуйте:
  • Предложите ребенку рисовать собственные флаги, знаки, волшебные замки, машины, сумки, одежду и т.д.
  • Раскрасьте

Найдите интересный объект для раскрашивания - например, обыкновенный камешек. Раскрасьте его, затем покройте его лаком, чтобы роспись сохранилась надолго.

Отведите дома специальное место для того, чтобы выставлять или вывешивать там работы ребенка.

Ведущий: Общение - прекрасный способ исследования человеческих отношений и самих людей. В общении с взрослыми и друг с другом дети учатся выражать свои мысли, расширяют собственное поле зрения и жизненный опыт. Дети учатся умениям выражать свои мысли, свои представления о событиях и процессах окружающей их жизни, о действиях и поведении людей. Скажите, пожалуйста, изучение природы развивает ли у детей общение и исследовательское поведение?

Педагог-психолог: Детские наблюдения и эксперименты по изучению живой и неживой природы, животного и растительного мира обычно начинаются с этих прекрасных и надоедливых вопросов: "Почему дует ветер? Почему тает снег? Где живут воробьи? Почему попугай может разговаривать? Кто раскрасил радугу? Почему ручьи и реки все время текут и никогда не останавливаются?". Конечно, для исследований ребенка, как и для взрослого, природа во всем своем многообразии - бесконечный и наиболее важный объект изучения.

Ребенка следует обязательно учить, не только наблюдать за явлениями природы, но и научить беречь природу.

       

Природным материалом для самостоятельной творческой практики может стать: песок, глина; то, что взрослые считают ненужным мусором: гайки, камешки, палки и т.д. Эти "ценные вещи" могут существенно расширить репертуар творческих решений ребенка, позволяет продуцировать новые идеи.

Но самое важное другое - эти предметы не игрушки, они настоящие.

Ведущий: Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Как развивать читательские умения у детей?

Педагог-психолог: Я могла бы порекомендовать родителям, придерживаться, таких правил:

  • Прививайте интерес к чтению с раннего детства
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию
  • Систематически читайте ребенку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, постарайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, теплыми и добрыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
  • (знакомство родителей по результатам исследования читательских интересов).

Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.

(заставка выставка рекомендуемой литературы и обязательной литературы ит.д.).

Ведущий: Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующихся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям.

(заставка уроков логики, информатики, психологическое развитие)

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам вместе с вами необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Ведущий: Есть такое понятие как математическое мышление. В мозгу есть отдел, действующий подобно простому калькулятору и позволяющий нам считать. Все мы обладаем врожденным ощущением чисел. Эта часть мозга, расположенная чуть выше и позади каждого уха, дает нам возможность понимать числа. Мы способны прикинуть, что семь умноженное на восемь, это примерно 50, но чтобы узнать точный ответ (56), нам необходимо несколько лет обучения. Поэтому необходима помощь и обучение - дома и в школе.

Педагог-психолог: Математикой пронизан весь мир. Математика - это жизнь и способ жизни, это решение проблем, это покупка батона и двух десятков яиц, это умение разделить шоколадку поровну и найти нужный размер ботинок. Математика - это умение копить карманные деньги и понимать, что можно купить, сколько останется.

Многие родители беспокоятся о том, как пойдут дела с математикой у их детей. Некоторые родители с содроганием вспоминают, как сами учили математику - и как её ненавидели. Для них математика что-то вроде странное, не совсем понятное, словно тайный сад, ключ, к воротам которого они так и не смогли подобрать. Тем не менее, для вашего ребенка все может быть иначе.

Чтобы ребенок хорошо разбирался в математике, у него должны быть развиты две способности: умение применить правило и умение понять, какое правило применить. Правила - неотъемлемая часть математики.

Математики делят свою науку на чистую и прикладную. Чистая математика - это следование правилам, решение проблем при помощи логики, работа с абстракциями. Решая школьные задачи, ребенок пользуется чистой математикой. Прикладная математика - это повседневность. Это то, что мы используем, когда готовим, делаем покупки, украшаем, строим, планируем, расходы и намечаем дорогу на карте. Вы можете помочь ребенку выучить правила, но больше всего вы поможете ему дома - помогая применить математику в повседневной жизни.

Даже если ребенку не по душе эта наука, вы все равно можете научить его получить удовольствие от действий с числами. Ведение домашнего хозяйства требует довольно много вычислений - чтобы купить все необходимое, заплатить, рассчитать, подчитать, а также работы с формами и узорами - чтобы расставить вещи, чтобы все поместилось и выглядело красиво. Именно дома дети впервые получают представление о математике, и именно дома они осознают, что она необходима в жизни - ведь каждый день приходится ею пользоваться!

Домашняя математика не должна быть скучной и тяжелой. Разумеется, это не значит, что в школе ваш ребенок будет знать математику на "отлично", но у него, по крайней мере, останется хорошее отношение. Изучение математики можно сделать ещё интересней, если играть в математические игры, собирать мозаики и проводить исследования. (математические игры)