Урок производственного обучения "Оператор добычи нефти и газа"

Разделы: Технология


Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цели урока:

  • Научить учащихся рациональной организации рабочего места при выполнении работ по гибке металла;
  • Рассказать учащимся об общих сведениях и сущности гибки;
  • Объяснить правила работы с инструкционно-технологической документацией, с инструментами, применяемыми для гибки металла (молоток, киянка, плоскогубцы и круглогубцы).
  • Научить выполнять гибку деталей из листового металла с соблюдением требований, предъявляемых к гибке металла.
  • Содействовать созданию положительной мотивации учебно-трудовой деятельности, стремлению добиваться высоких результатов в работе.
  • Воспитывать внимательность, усидчивость, аккуратность.
  • Создать условия для развития глазомера, точности движений, критичности мышления.

Материально-техническое оснащение:

  • Рабочие места и инструменты для выполнения работ (молоток, киянка, плоскогубцы, круглогубцы).
  • Правильная плита.
  • Листовой металл.
  • Инструкционные карты “Выполнение тренировочных упражнений “Гибка в тисках”.
  • Образец гибки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводный инструктаж.
  1. Собщение темы и цели урока.

Мотивация – познавательная (объяснить учащимся значимость изучаемой темы в процессе выполнения работ, опора на жизненный опыт учащихся; объяснить влияние нарушений условий выполнения гибки металла на качество готового изделия).

  1. Актуализация знаний и опыта учащихся через устный опрос, использование дидактического материала “Приложение 1”.
  • Вопрос: Дайте определение разметки
    Ответ: нанесение на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контур будущей детали.
  • Вопрос: Какую различают разметку?
    Ответ: плоскостную – выполняется на поверхностях плоских деталей, на полосовом и листовом металле; пространственная (объемная) – для разметки отдельных поверхностей деталей в различных плоскостях и увязывать между собой).
  • Вопрос: Перечислите инструменты для плоскостной разметки
    Ответ: чертилки, кернер, циркули, штангенциркули.
  • Вопрос: Что называется рубкой?
    Ответ: слесарная операция, при которой с помощью режущего и ударного инструмента с поверхности заготовки удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.
  • Вопрос: Какие инструменты применяются при рубке металла?
    Ответ: зубило, слесарный молоток.
  • Вопрос: Что представляет собой правка и рихтовка?
    Ответ: выправка металла, заготовок, имеющих вмятины, выпучины, искривление.
  • Вопрос: Перечислите инструменты и оборудование, применяемые для правки металла
    Ответ: правильная плита, молотки с круглым кладким полированным бойком.
  • Вопрос: Рассказать правила техники безопасности до начала работ и во время работ по вышеперечисленным операциям.
    Ответ: надеть спецодежду, проверить слесарный верстак на прочность, устойчивость, соответствие росту работающего; освободить рабочую поверхность от посторонних предметов; разложить требуемые для работы инструменты, материалы; проверить инструмент на исправность, правильность заточки.
  1. техника безопасности во время работы (прочно зажимать в тисках деталь или заготовку; опилки с верстака или с обрабатываемой детали удалять только щеткой; при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопасно для окружающих, направить отлетающие частицы и установить с этой стороны защитный экран; работать только в очках).
  2. техника безопасности по окончании работ (тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент и материалы на соответствующие места; во избежание самовозгорания промасленной ветоши убрать ее в специальные металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой.

Подтема:

Гибка металла – это способ обработки металла давлением, при котором заготовке или ее части придается изогнутая форма. Слесарная гибка выполняется молотком в тисках, на плите или с помощью специальных приспособлений. Гибке подвергается только пластичный материал. Изделия из проволоки диаметром до 3 мм гнут плоскогубцами или круглогубцами.

Сущность гибки заключается в том, что одна часть заготовки перегибается по отношению к другой на заданный угол.

Необходимо следить, чтобы заготовка после гибки сохранила приданную ей форму, не имела деформации, учесть припуск на загиб от 0,5 до 0,8 толщины материала. Деформация особенно ощутима, когда радиус гибки мал.

Чтобы не появились трещины в наружных слоях, радиус гибки не должен быть меньше минимального допустимого радиуса, который выбирается в зависимости от толщины и рода изгибаемого материала.

Актуализации знаний:

  • как точно установить заготовку в тисках по риске? (линия гибки находится по направлению к неподвижной губке на уровне ее верхней кромки тисков);
  • по какому месту выступающей заготовки нужно наносить удары для ее изгибания? (по всей длине в сторону неподвижной губки тисков);
  • почему при гибке бывают трещины в местах изгиба малого радиуса? Как избежать этого? (радиус гибки не должен быть меньше минимального допустимого радиуса, который выбирается в зависимости от толщины и рода изгибаемого материала).

Демонстрация и выполнение приемов при гибке полосы под прямым углом в тисках(Приложение 2 можно взять у автора);

  • отметить чертилкой место изгиба;
  • закрепить полосу в тисках так, чтобы разметочная риска была обращена к подвижной губке тисков и выступала над ней на 0,5 мм;
  • ударами молотка, направленными к неподвижной губке, изогнуть под прямым углом;
  • выполнить контроль качества гибки: поверхность заготовки не должна иметь засечек, царапин, трещин, забоин и вмятин. Проверку углов производить шаблоном, размеров – штангенциркулем, масштабной линейкой.

Объяснение приемов само- и взаимоконтроля, самокоррекции.

Демонстрация и выполнение приемов при гибке труб на приспособлении - трубогиб (Приложение 3 можно взять у автора):

  • закрепить приспособление на верстаке с помощью плиты;
  • разметить трубу и отметить мелом место изгиба;
  • вставить трубу в приспособление между подвижным роликом и роликом – шаблоном так, чтобы конец ее вошел в хомутик;
  • нажимая на рукоятку, поворачивать скобу с подвижным роликом вокруг неподвижного ролика-шаблона до тех пор, пока труба не изогнется на требуемый угол.

Техника безопасности при гибке металла:

Работу производить исправным инструментом (следить, чтобы молоток не имел выбоин, хорошо был насажен на ручку, тиски должны быть отрегулированы по росту; следить за расположением инструмента на рабочем месте; деталь должна правильно и надежно закреплена в тисках; работу выполнять осторожно, чтобы не повредить пальцы рук; работать в рукавицах и застегнутых халатах.

  1. Практическое выполнение задания

Во время выполнения работ будет оцениваться работа учащихся.

  1. Разъяснение учащимся, какая деятельность и по каким критериям будет оцениваться на уроке:
  • Организация рабочего места (1 балл);
  • Умение пользоваться инструментами при выполнении работ (1 балл);
  • Качество выполненной работы (2 балла);
  • Самостоятельность выполнения работ (0,5 балла);
  • Скорость выполнения работы (0,5 балла).
  1. Опрос учащихся инструктажа техники безопасности при выполнении работ при гибке металла, правил рациональной организации рабочего места.
  1. Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся – освоение приемов выполнения гибки листового и полосового металла (работа по инструкционным картам).

Индивидуальный инструктаж на рабочих местах учащихся с повторным показом приемов выполнения гибки металла и объяснения правил работы по инструкционным картам; способам осуществления контроля и самокоррекции.

  1. Заключительный инструктаж:
  1. Подведение итогов занятия, оценка выполненных работ учащихся.
  2. Демонстрация лучших работ учащихся.
  3. Разбор повторяющихся ошибок, допущенных в процессе выполнения работ.

Неправильное выполнение приемов, нарушение организации рабочего места, нарушение требований техники безопасности корректирует мастер п/о через устный опрос, дополнительно объясняя неправильно усвоенный или в неполном объеме усвоенный материал.

  1. Уборка рабочего места.

Приложение 1