Решение задач с использованием основных типов алгоритмов

Разделы: Информатика


Цель урока: проверить усвоение учащимися темы линейных, условных и циклических операторов языка программирования Паскаль

Тип урока: урок систематизации и контроля знаний учащихся

Задачи урока:

  1. образовательные:
    • закрепление навыков составления программ, реализующих основные типы алгоритмов;
    • обобщение и систематизация знаний о среде программирования Паскаль;
    • активизация и закрепление навыков работы учащихся в различных программных средах (TurboPascal 7.0, Word, el, PowerPoint).
  2. воспитательные:
    • повышение активности учащихся на уроке;
    • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету, за счет командной формы работы и реализации межпредметных связей;
    • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
  3. развивающие:
    • развитие навыков самостоятельной работы на компьютере;
    • развитие логического мышления;
    • формирование навыков само и взаимооценки.

Средства обучения:

  • технические средства обучения: персональные компьютеры, мультимедийный проектор;
  • программное обеспечение: ОС Windows, среда программирования Turbo Pascal 7.0, текстовый редактор Word, электронные таблицы Exсel
  • раздаточные материалы: индивидуальные карточки для тестирования (Приложение 1), карточки с заданием (Приложение 2)

Метод обучения: игровой, частично-поисковый

Формы учебной работы:

  • фронтальная работа
  • командная работа
  • работа в парах
  • индивидуальная работа

Обоснование метода обучения и формы:

Перечисленные выше метод обучения и формы работы:

  • помогают активизировать внимание учащихся;
  • создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед командой;
  • воспитывают дух здорового соперничества;
  • служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, четкости и организованности

Межпредметные связи:

  • информатика и экономика
  • информатика и физика
  • информатика и математика

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Тестирование (систематизация теоретических знаний)
  3. Выполнение практического задания на закрепление материала
  4. Подведение итогов урока
  5. Домашнее задание

Ход урока

Урок сопровождается демонстрацией презентации (Приложение 3)

Этап урока Работа учителя Работа ученика
Организационный момент
(2 мин)

Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

В начале урока, прошу вас, как обычно, сдать домашние задания (презентация своей команды, выполненная в Power Point).

Слушают

Сбор домашнего задания

Больше месяца мы с вами учились программировать на языке Паскаль. Пришло время применить ваши знания к решению задач по другим предметам, которые вы изучаете.

Но прежде чем преступить к практическому заданию, давайте проверим ваши теоретические знания по теме.

Сдают домашние задания

Тестирование
(5 мин)

Перед вами, на столах лежат индивидуальные карточки для тестирования. Возьмите их, пожалуйста, и подпишите. На карточках представлены только варианты ответов на вопросы, а сами вопросы будут продемонстрированы на экране.

Слушают

Показ слайдов с вопросами

Теперь передайте мне, пожалуйста, ваши карточки. Итоги тестирования мы подведем в конце урока, а сейчас приступим к выполнению практического задания.

Отвечают на вопросы теста, заполняют карточки

Выполнение практического задания
(20 мин)

Итак, перед нами три команды: “Математики”, “Физики” и “Экономисты”. Эти команды были сформированы вами исходя из интересов к изучаемым предметам. В течение урока нам с вами предстоит провести соревнование.

Сейчас я каждой команде выдам задание, соответствующее представляемому вами учебному предмету. Одному из членов команды необходимо написать и отладить программу в среде программирования. Второму – составить алгоритм решения поставленной задачи в виде блок-схемы и изобразить его, используя при этом векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Третьему – графически представить выводы по результатам работы программы, используя электронные таблицы Exсel.

Слушают

Выдача заданий

Прошу капитанов команд распределить задание между членами команды.

Таким образом, каждая команда должна представить:

  • работающую программу;
  • блок-схему программы
  • выводы по полученным результатам

На выполнение практического задания вам отводится 15-20 минут. Если ко мне вопросов нет, то можете приступать к выполнению задания. Желаю удачи!

Распределяют задания

Заполнение журнала, проверка тестовых заданий, проверка домашнего задания.

Выполняют задание

Подведение итогов урока
(15 мин)

Итак, я вижу, поставленные задачи решены, и вы готовы представить результаты. Прошу капитанов команд по очереди представить свои команды, результаты решения поставленной задачи и дать самооценку выполненной работе.

Слушают

Начнем с команды «Экономисты»

Просмотр результатов

Поясните, пожалуйста, полученную диаграмму.

Прошу капитана вернуться к своей команде.

Капитан представляет команду и результаты работы

Объясняют

Теперь послушаем команду «Физики»

Просмотр результатов

Поясните, пожалуйста, диаграмму результатов.

Прошу капитана вернуться к своей команде.

Капитан представляет команду и результаты работы

Объясняют

И наконец, команда «Математики»

Просмотр результатов

Поясните, пожалуйста, полученные графики.

Прошу капитана занять свое место рядом с командой.

Капитан представляет команду и результаты работы

Объясняют

Теперь я попрошу команд ответить на дополнительные вопросы, за которые вы получите дополнительные баллы:

  • Какой тип алгоритма реализует ваша программа?
  • Каким еще оператором вы могли воспользоваться при решении поставленной задачи?
  • Чье представление, девиз и эмблема показались вам наиболее яркими и точными?

Теперь пришло время подвести итоги наших соревнований. На экране мы видим итоговую таблицу (Приложение 4).

Отвечают

Подведение итогов

Теперь подведем окончательные итоги урока. Сегодня мы с вами наглядно продемонстрировали возможность применения знаний в области программирования к решению задач по другим предметам.

 
Домашнее задание
(3 мин)

А теперь, как обычно, в конце урока я выдаю вам домашнее задание. Вам будет необходимо написать программу для поставленной задачи.

Слушают

Выдача домашнего задания

Я прощаюсь с вами до следующего урока!

Получают задание