Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"

Разделы: Классное руководство


Девиз: Мир дому твоему.

Цель: развивать сотрудничество между родителями и школой.

Задачи: просвещать родителей (психолого-педагогическое просвещение), повышать воспитательное воздействие семьи, воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества у всех участников образовательного процесса.

Участники программы: педагоги, родители, учащиеся.

Показатели эффективности программы:

  • отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
  • повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
  • устойчивость в поведении детей.

Пояснительная записка.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.

Вот почему воспитательную работу в своём классе я решила вести в этом русле.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);

- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);

- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

- организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей). 

Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

Диагностика семьи. Изучить образ жизни семьи.

Выявить особенности семейного воспитания.

Выяснить отношение в семье к школе.

Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”.

Посещения на дому.

Выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Индивидуальные тематические консультации

(“Хвалить? Ругать?”).

2007 -2009 Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.
Взаимоотношения с родителями учащихся. Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

Лекция “Воспитание – дело общее”.

Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”, “Домашний музей”.

Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”.

Изготовление подарков к праздникам, ремонт.

Ежегодный однодневный поход “Достопримечательности родного края”.

Письма родителям о достижениях учащихся.

СМС сообщения.

Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”.

2007-2009 Создание приоритета родительского воспитания.
Работа с нестандартными семьями(многодетные, неполные, неблагополучные). Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей.

Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Лекция “Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети”, “Права и обязанности родителей и детей”.

Родительское собрание “Жестокое обращение с детьми”, “Гражданский долг и ответственность за воспитание детей”.

Педагогическая консультация “Социально – изолированный ребёнок”, “Как повысить самооценку ребёнка”.

2007-2009 Организация педагогического просвещения родителей.
Организация полезного досуга. Пропагандировать здоровый образ жизни. Экскурсии.

Родительский арбузник для детей.

День игры.

Конкурс детского творчества “Моя родословная”.

Праздник “Семья вся вместе – душа на месте”.

Участие в районном конкурсе “Калейдоскоп семейных дел”.

Концерты для родителей.

2007-2009 Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Предварительный анализ работы:

  • родители охотнее идут на контакт с классным руководителем;
  • родители не проявляют агрессивность при посещениях на дому;
  • родители оказывают посильную помощь в жизни класса;
  • выросла сознательность детей;
  • поднялся культурный уровень детей;
  • выявились творческие способности, новые таланты;
  • многие записались в спортивные секции;
  • появилось стремление к самовыражению;
  • выросла самооценка учащихся;
  • научились достойно выходить из конфликтных ситуаций.