Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Слушание и работа с детской книгой о природе В.В. Бианки «По следам»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить работать с книгами о природе
  • учить определять главную мысль произведения, объяснять заглавие
  • учить находить в тексте описания картины природы, героев, их переживания
  • составлять план к тексту и по нему кратко пересказывать,
  • учить моделировать обложку книжки по произведению В.Бианки "По следам"

Оборудование:

  • учебная хрестоматия авт. Л. А. Ефросинина,
  • портрет писателя,
  • рабочая тетрадь №2,
  • книги В.Бианки,
  • иллюстрации животных,
  • цветные карандаши,
  • 1-4 часть листа А 4.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Первичное чтение текста учителем. 12 минут

- Приготовьтесь слушать текст, который я вам прочитаю.

3. Беседа: 2 минуты

- Вы прослушали текст, попробуйте ответить на вопросы.

- Почему отец разрешил Егорке пойти на охоту?

- Почему лесник пошёл искать сына?

- Чьи следы увидел отец и очень испугался?

- Где нашёл лесник Егорку?

- Чем закончился текст?

- На какую тему этот текст?

4. Физминутка. 1 минута

5. Работа с текстом, составление плана. 15 - 17 минут

- Открыли тетради стр.39 задание №2

- Прочитали задание

- Открыли хрестоматии стр. 200

- 1 часть читает Гулевич Максим 2минуты

- О чём узнали из 1 части?

- Какая главная мысль?

- Как можно назвать эту часть?

- Куда отправился Егорка?

Дети: Егорка отпросился на охоту.( НА ДОСКЕ)

Запишите в тетрадь название 1 части.

- 2 часть читает Зиганшина Руслана 3 минуты

- О чём узнали из 2 части?

- Как назовём 2 часть?

- Почему лесник пошёл искать сына?

Дети: Вечерние поиски сына. (НА ДОСКЕ)Запишите в тетрадь.

- 3 часть читает Лебедева Ангелина 4,5 минуты

- О чём узнали из 3 части?

- Чьи следы увидел лесник?

- Как назвать можно эту часть?

Дети: Поиск сына по следам на снегу. (НА ДОСКЕ)Запишите в тетрадь.

- 4 часть читает Борозденков Данил 2 минуты

- О чём узнали?

- Как назовём эту часть?

- Где нашёл лесник сына?

Дети: Лесник нашёл Егорку в лесу.(НА ДОСКЕ) Запишите в тетрадь

- 5 часть читает Соловьёв Арсений 2 минуты

- О чём узнали?

- Чьи следы лесник не узнал? картинка барсука

- Что делали отец с сыном?

Дети: Разговор отца с сыном.(НА ДОСКЕ) Запишите в тетрадь.

6. Попробуем кратко пересказать текст. 2 минуты

- Что поможет пересказать текст? (план)

Примерный текст ученика:

*Егорка отпросился у отца на охоту.

Отец отпустил его до вечера, но сын не вернулся.

*Поздно вечером лесник услышал вой волков и пошёл искать мальчика, но не нашёл.

*Рано утром снова пошёл искать своего сына.

Он читал следы на снегу.

Видел следы стаи сорок, белки, незнакомый след зверя, волчьи следы. Испугался за жизнь мальчика.

* Увидел Егора на дереве и обрадовался. Тот просидел всю ночь, обхватив руками ствол дерева, спасаясь от волков.

*Лесник принёс замёрзшего сына домой, уложил его в постель, напил горячим чаем. Егор рассказал, что с ним произошло в лесу. От него отец узнал о барсуке.

За разговором с отцом Егорка уснул. За окном шёл снег, мела метель.

7. Моделирование обложки книжки. 8-9 минут

- Приготовьтесь к моделированию обложки.

Вспомните, что вы слушали сегодня на уроке? рассказ

- Нарисуйте фигуру, вместо слова "рассказ".

- Вспомните, на какую тему этот рассказ? о природе - животные и люди тоже относятся к природе

- Каким цветом вы раскрасите фигуру? (зелёным)

- Как бы вы назвали этот замечательный рассказ?

- А как его назвал автор? (По следам)

- Где запишем (название) заголовок рассказа? внизу страницы

Кто автор рассказа? Виталий Бианки

ПОКАЗ ПОРТРЕТА ПИСАТЕЛЯ.

- Где запишем автора? (Вверху)

- Попробуйте рассказать, по составленной вами обложке, что вы узнали сегодня нового на уроке?

- Выходит к доске ученик и рассказывает по обложке о чём читали на уроке.

(Мы сегодня на уроке читали рассказ "По следам" В.Бианки о природе) (на доске)

8. Итог урока. 1 минута

- Что особенно взволновало вас в рассказе?

- В какой момент вам стало страшно за жизнь мальчика? Почему?

- Поднимите руку, кому хотелось бы ещё раз послушать или почитать этот рассказ?

- Замечательно.

9. Домашнее задание.1 минута

Дома выполните задание №3 в тетради на стр.39

Можно сделать иллюстрацию к рассказу по желанию.

10. Выставление оценок. 1 минута

У:- Вы сегодня молодцы. Очень хорошо работали на уроке, были активны, хорошо читали, пересказывали текст.