"Байкал — жемчужина Сибири" с использованием ресурсов сети Интернет. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся о уникальности озера Байкал.
  2. Формирование чувства любви к родной природе; экологического сознания; эстетического восприятия красот русской природы.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников

Форма проведения: групповая, поисковая.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, интерактивная карта России, географические атласы для 8 класса, ресурсы Интернет.

Урок №1

1 часть

На доске слова Л.С.Берга:  “Чудо природы во всех отношениях”.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы, озером, которое является объектом мирового наследия.

А что вам известно о Байкале?

Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы № 1

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал (а) новое

     

Ученики записывают, а затем называют известные им сведения.

Учитель: Давайте теперь более подробно познакомимся с этим удивительным краем.

2 часть

Объяснение нового материала.

Итак, мы отправляемся в путешествие по Байкалу.

Задание

По физической карте найдите следующие объекты:

Хребты: Байкальский, Баргузинский, Хамар-Дабан, Приморский.

Реки: Селенга, Баргузин, Ангара, Сарма.

Острова: Ольхон, Ушканья, Круглый, Долгий.

Заливы, бухты: Бабушка, Внучка, Аля, Песчаная, Провал.

Полуострова, мысы: Святой Нос, Шаманка.

Один ученик у доски показывает на интер-активной карте, остальные находят у себя в атласах.

Каждая группа учеников, получает задание, которое должна выполнить за 10–15 минут, используя учебник, карты атласа, Интернет ресурсы, ЦОРы.

Физико-географы

1. Определите особенности географического положения Байкала.

2. Определите разницу во времени между Байкалом и Оренбургом. Вспомните, что такое линия перемены дат и где она проходит?

3. Как географическое положение влияет на своеобразие природных условий Байкала?

Геологи

1. Определите возраст котловины озера Байкал.

2. Какие очертания имеет озеро, почему?

3. Почему озеро является самым глубоким в мире?

4. Каков характер берегов озера?

5. Какими породами сложены берега?

6. Какие острова находятся в озере?

Историки

1. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2. Когда впервые на берегах озера появились русские?

3. Кто из учёных занимался изучением Байкала?

4. Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?

Климатологи

1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры зимой и летом.

2. Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?

Гидрологи

1. В чём уникальность воды Байкала?

2. Прозрачность воды.

3. Химический состав воды.

4. Реки, впадающие в озеро.

5. Реки, вытекающие из озера.

6. Ледовый режим, температура воды.

7. Движение воды.

Зоологи и биологи

1. В чем уникальность фауны озера Байкал?

2. Какую роль играет планктон озера?

3. Чем уникальна рыбка голомянка?

4. Назовите представителей фауны озера?

5. Какие животные имеют промысловое значение?

6. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

7. Каков тип растительности Прибайкалья?

По окончании времени каждая группа делает отчет по своему заданию.

Вывод: За такое короткое время узнать об удивительном мире Байкала невозможно. Я предлагаю отправить в путешествие группу ребят для более детального изучения озера Байкал и Баргузинской долины. Желающие могут побывать в заповедниках данного района. И на следующем уроке мы заслушаем отчеты об их путешествиях.

3 часть

Подведение итогов.

Учитель: У вас на столах лежат листочки с вопросами. Ответьте на них, пожалуйста.

Ребята, как вы чувствовали себя на уроке?

На каком этапе урока вам было трудно?

Чувствовали ли вы себя комфортно, работая в группах?

Какие чувства переживали?

Какой вид работы был для вас интересен?

Вернитесь к нашей таблице, смогли ли вы сегодня на уроке узнать то, что вам было особенно интересно?

Синквейн (пятистишие).

1-я строчка – 1 главное слово;

2-я строчка – 2 прилагательных;

3-я строчка – 3 глагола;

4-я строчка – крылатая фраза, утверждение;

5 -я – строчка – существительное, которое выражает суть первого слова.

Домашнее задание: § 43, стр.245–248, на контурной карте подписать все географические названия, используемые на уроке, подготовить сообщения.

Урок № 2.
Проблема Байкала (продолжение)

1 часть

Проверка домашнего задания. (10 минут)

Географический диктант

  1. Уникальный ветер на Байкале… (сарма).
  2. Организмы, не встречающиеся больше нигде… (эндемики).
  3. Розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи… (голомянка).
  4. Это северо-восточный ветер на Байкале… (баргузин).
  5. Это самый большой остров на Байкале… (Ольхон).
  6. Учёные, изучающие озеро… (лимнологи).

2 часть

Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы встречаем путешественников, которые побывали на Байкале и готовы поделиться с нами своими впечатлениями.

Задание

Слушая отчет о путешествии ответить на вопросы:

  1. В чем уникальность и своеобразие данного региона?
  2. В чём заключаются проблемы Байкала?
  3. Оцените природу региона с точки зрения её благоприятности для жизни человека
  4. Какой из регионов вам хотелось бы посетить и что именно там посмотреть

Заслушиваем сообщения (см. Презентации 1, 2, 3, 4).

Мы сегодня еще раз убедились в том, как удивительна природа Байкала.

В заключение урока самостоятельная работа по оценке проблем Байкала и путей их решения с использованием карт, текста учебника и заполнением таблицы:

Проблемы Байкала и пути их решения

Проблемы Байкала

Пути их решения

   
   
   
   

Вывод: “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле” (А.Твардовский).

3 часть

Рефлексия (ответы на вопросы).

Географический цифровой диктант.

Задание: установите соответствие.

1. Сарма

2. Баргузин

3. Баргузинский

4. Селенга

5. Залив

6. Озеро

7. Ангара

8. Молевой сплав

а) самая крупная река, впадающая в озеро Байкал.

б) сплав брёвен не связанных в плоты.

в) ураганный ветер на Байкале.

г) вдающаяся в сушу часть озера.

д) северо-восточный ветер и река.

е) замкнутая котловина, заполненная водой.

ж) хребет на северо-восточном берегу озера

з) река, вытекающая из озера Байкал.

4 часть

Подведение итогов.

Оценки за урок.

Домашнее задание: §43.

Используемые ресурсы сети Интернет.

1. http://www.baikaltravel.ru – Баргузинская долина.

2. http://www/magikbaikal.ru – озеро Байкал.

3. http://www.lake-baikal.narod.ru – своеобразие органического мира Байкала.

4. http://www.bargusin,e-baikal.ru – история заселения Баргузинской долины.

5. http://www.ecolthics.ru – заповедники Байкала.

6. http://scools/techno.ru – проблемы Байкала.