Конспект урока с дидактической игрой "Все действия с положительными и отрицательными числами" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  1. Повторить изученный материал, используя задания с краеведческим материалом.
  2. Формировать умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
  3. Развивать познавательную активность и сообразительность.
  4. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Структура урока:

  1. Сообщение темы и целей урока (2 мин).
  2. Проверка домашнего задания (3 мин).
  3. Актуализация опорных знаний и умений (5 мин).
  4. Разминка: “Ответь быстро” (3 мин).
  5. Познавательные упражнения “Гордость Астраханского края” (6 мин).
  6. Решение уравнений: “Это интересно” (7 мин).
  7. Познавательные упражнения “Птицы Астраханского края” (6 мин).
  8. Постановка домашнего задания (2 мин).
  9. Подведение итогов урока (3 мин).
  10. Резервные упражнения: “Составь пример”.

ХОД УРОКА

1. Проверить готовность класса к уроку. Сообщить тему и задачи урока.

2. Проверка домашнего задания

1) Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы получились верные равенства.

2) Поставьте “+” или “-“ или “( )”, чтобы получилось верное равенство (порядок действий указан).

3. Актуализация опорных знаний.

1. Работа по настенной таблице.

  • Найдите сумму чисел, стоящих в столбцах С и Д.
  • Сравните числа из столбцов А и В.
  • Умножьте каждое число строки n на - 6.
  • Разделите каждое число столбца В на 10.
 

А

В

С

D

Е

m

0

- 10

0,8

-1,1

1\2

n

1

- 18

-0,7

3,7

5\6

l

- 5

- 28

-0,6

1,8

-11\3

t

- 7

16

-0,5

-4,1

-8\9

s

6

- 34

0,1

-1,9

3\4

x

- 4

- 14

-0,3

-9,7

3\7

2. Фронтальная беседа с классом по основным определениям темы:

  • Как сравнить числа с разными знаками?
  • Как сравнить два отрицательных числа?
  • Какие числа называются противоположными?
  • Что называется модулем числа?
  • Чему равна сумма двух отрицательных чисел?
  • Чему равна сумма двух чисел разных знаков?
  • Как умножить два числа с разными знаками?
  • Как умножить два отрицательных числа?
  • Чему равно частное двух отрицательных чисел?
  • Чему равно частное двух чисел разного знака?

4. Разминка “Ответь быстро”.

На доске записаны два числа: -12 и 3. Ученик быстро отвечает на вопросы учителя:

  • Назвать модули чисел.
  • Какое число больше?
  • Назвать два целых числа между ними.
  • Назвать два целых числа, меньше обоих.
  • Назвать сумму чисел.
  • Назвать разность чисел.
  • Назвать произведение чисел.
  • Назвать частное чисел.
  • Назвать среднее арифметическое.
  • Назвать противоположные числа.
  • Назвать обратные числа.

5. Познавательные упражнения “Гордость Астраханского края” (по таблице “код”).

Работа по рядам

Найти значение выражения

Открывается ранее закрытая таблица “Код”, в которой зашифрованы слова. Нужно, заменить числа на буквы и составить слова.

К

В

С

П

О

Т

Л

5,6

- 7,5

- 2,3

-2,01

3,1

- 3,6

- 2,9

Р

Г

Ф

А

Е

Д

У

- 6

- 10

4,4

- 1,52

- 5,1

8,4

- 0,2

Ответы: ВОЛГА, ОСЕТР, ЛОТОС.

Комментарии учителя:

Волга – на языке древних племен это слово означает “святая, священная”. Это самая большая река в Европе и одна из самых крупнейших в мире рек. В пределах нашей области Волга имеет длину 420 км, глубину – от 2,5 до 35 м.

Открывается ранее закрытая таблица “Код”. Нужно заменить числа на буквы и составить слова.

Осетрон обитает в Амуре, Волге, Дону. Молодой осетр в реке живет несколько лет, а затем уходит в море, где питается рыбой и моллюсками. Через 7–8 лет, став взрослым, возвращается в реки для размножения.

Лотосон растет в дельте Волги. Это очень красивые цветы. К сожалению жизнь одного цветка коротка – всего 3–5 дней, но за это время он трижды меняет свою окраску: от нежно розовой, малиновой к почти белой. Лотос считается священным растением у многих народов.

6. Решение уравнений: “Это интересно”.

  • Какова средняя глубина Волги в пределах Астраханского края?
  • Какова средняя длина осетра?
  • Какова средняя продолжительность жизни цветка лотоса?

Ответы на эти вопросы вы получите, решив уравнения.

Работа по рядам

Ответы: 18 м, 2 м, 4 дня.

7. Познавательные упражнения “Птицы Астраханского края” (по таблице “Код”).

Работа по рядам

Какая из дробей больше?

 

Комментарии учителя:

Скопа – это довольно крупная птица, ее длина составляет 55–60 см, вес – до 2 кг. Крылья длинные, острые, хвост короткий и узкий. Скопа занесена в Красную книгу.

Дрофа – эта птица обитает на открытых пространствах степей, пустынь и полупустынь. Это большая и сильная птица, очень похожая на домашнюю индейку. Ее вес доходит до 19 кг.

Сокол – сапсан: слово “сапсан” пришло к нам из калмыцкого языка. Правильное название – настоящий сокол. Длина тела доходит до 50 см, размах крыльев – 85–120 см. Сапсаны выделяются черными усами и надбровьями.

8. Постановка домашнего задания.

9. Итог урока.

Фронтальная беседа с классом по вопросам:

  • На какие понятия и определения мы с вами решали упражнения?
  • Про какие достопримечательности Астраханского края мы с вами говорили?
  • Что нового вы сегодня узнали?

В течение всего урока комментируются и оцениваются ответы учащихся. На протяжении всего урока предлагаются индивидуальные карточки-задания для детей успевающих решать основные упражнения.

10. Резервные упражнения “Составь пример”.

По таблице “Код” составить слова из 4–5 букв, заменить их числами, составить примеры на сложение и решить их.