Урок-деловая игра по математике "Звездный час" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Повторить алгоритм решения текстовых задач.
  • Решение составных и простых текстовых задач.
  • Работать над умением самостоятельно анализировать задачи.
  • Рассмотреть задачи с буквенными данными.
  • Развивать логическое мышление, внимание, математические способности.

Ход урока.

- Начинаем урок математики.
Урок будет проходить в форме деловой игры «Звездный час».
Тема: «ЗАДАЧИ»
Цели нашего урока: вспомнить алгоритм решения текстовых задач, решать простые и составные задачи, рассмотреть задачи с буквенными данными. Логические задачи. Умение работать в команде.
В игре будет 6 раундов.
Каждый раунд – определенное задание. Команда справляется – получает «звезду», если члены команды ошибаются, защитывается ответ капитана команды (если он правильный).
Победителем становится та команда, у которой больше «звезд» (фиксируется на доске).
Но звездочки получает и каждый участник за правильное решение определенных заданий.
Представляю капитанов команд:

  1. Команда «Солнышко» – Саша Досаева
  2. Команда «Звездочка»  – Анжелика Атаманова
  3. Команда «Крепкий орешек»  – Саша Макейчик
  4. Команда «Умники и умницы»  – Аня Горб

- Итак, начинаем с разминки.

Раунд ПЕРВЫЙ  «Разминка»:
Каждая команда должна решить по две простых задачи.

  1. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи –получится 53 кг. Сколько весит Кузя без бабушки? (6)
  2. Допустим, твой лучший друг дал тебе 29 раз по шее, а ты ему только 14. Сколько еще раз ты должен дать по шее своему другу, чтобы восторжествовала справедливость?
  3. Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 15 раз Дашу, 7 раз Клаву и 1 раз, по ошибке, завуча Маргариту Б агратионовну. Спрашивается: сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет? (33)
  4. После получасовой драки у Пети оказалось 6 синяков, а у его друзей на 16 синяков больше. Сколько всего синяков оказалось у Пети и его друзей после получасовой драки? (28)
  5. Три барана влюбились в одну и ту же овцу. Первый баран признавался в любви 20 минут, второй – 40 минут, а третий говорил о своих чувствах 60 минут. Сколько минут слушала влюбленных баранов счастливая овца?   (120 мин – 2 ч)
  6. Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а Толя закопал свой дневник на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя? (на 7)
  7. В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 мух летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идет пешком по потолку? (21)
  8. У учеников 2 «Ж»  класса 56 ушей, а у их учительницы Елены Федоровны на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока во 2 «Ж» классе.(58)

(На доске появляются «Звезды»  за Первый раунд)

Раунд ВТОРОЙ «Придумай задачу по схеме»  (схемы на доске или на компьютере)

- Необходимо придумать задачи по схемам:
1 команда
Задача на нахождение большего числа;
Задача на нахождение целого.
2 команда
Задача на нахождение меньшего числа;
Задача на нахождение целого.
3 команда
Задача на нахождение разности;
Задача на нахождение части
4 команда Задача на нахождение большего числа;
Задача на сравнение.

Раунд ТРЕТИЙ «Решение составной задачи»    ( на листиках решают)

-  Сначала вспомним алгоритм решения текстовой задачи.   (На компьютере)
Алгоритм решения текстовой  задачи

Внимательно прочитай задачу и мысленно представь, о чем в ней говориться.
 
Определи, какие величины известны, а какие неизвестны ,
Если нужно, отметь их на схеме (т.е. «одень» схему)
 
Придумай и объясни, как с помощью известных величин найти неизвестные.
 
Выполни решение и назови ответ.
 

- Пользуясь алгоритмом решения текстовой задачи, решить составную задачу:
( на компьтере)

Задача.

В одной школе учится 574 учащихся, а в другой – на 218 учащихся меньше. Сколько человек учится в этих двух школах?

Задача.

В начале года у Иры было 16 тетрадей в клетку и 12 в линейку. За год она израсходовала 25 тетрадей. Сколько тетрадей у нее осталось?

Задача.

В школьный буфет привезли 250 бананов, 100 груш, а яблок столько, сколько бананов и груш вместе. На сколько меньше привезли бананов, чем яблок?

Эту задачу самостоятельно – «звездочки»

Раунд ЧЕТВЕРТЫЙ «Задачи с буквенными данными»

- Прочитайте условие задачи

У Игоря было а книг. Он отдал в книг в классную библиотеку. Сколько книг у него осталось?

- Что необычного?
- Составьте выражение.
- Составьте выражение и найдите его значение, если а=56, в=11.  (56-11=45),

- Читаем задачу:
У Юры а книг, у Ани в книг, а у Саши – с книг.
- Что означают  выражения ( по два на каждую команду):

а + в   количество книг Юры и Ани
а + в + с   количество книг всего
а – в   разница между количеством книг у Юры и Ани
в – с   разница между количеством книг у Ани и Саши

Звезды» -  на доску)

БЛИЦ – турнир  ( на листиках решают)
(за верное решение – «Звездочки» каждому)

Самостоятельно составить буквенные выражения:

  1. На одной полке а книг, а на другой в книг. Сколько книг на двух полках?
  2. На одной полке а книг, а на другой b книг. На сколько книг на первой полке больше, чем на второй?
  3. На одной полке c книг, это на d книг меньше, чем на другой. Сколько книг на второй полке?
  4. На  одной полке с  книг, а на другой – на  m книг меньше . Сколько книг на двух полках?

5.На одной полке а книг, а на другой в книг. Со второй полки взяли с книг. Сколько книг осталось на двух полках вместе?

Раунд ПЯТЫЙ «Блиц-турнир» ( на листиках решают)

(за верное решение – «Звездочки» каждому)
- Составить выражения и найти их значение:

  1. В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше. Сколько воды во втором ведре?
  2. В одном ведре 8 л воды. Это на 2 л меньше, чем во втором ведре. Сколько воды во втором ведре?
  3. В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л больше. Сколько воды в двух ведрах?
  4. В ведре было 12 л воды. Из него отлили сначала 2 л, а потом еще 4 л. Сколько л воды осталось в ведре?
  5. Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько воды было в ведре вначале?
  6. В одном ведре было 10 л воды, а в другом – 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось в ведрах?

Раунд ШЕСТОЙ «Логические задачи»

  1. Коля, Дима и Саша были одеты в куртки трех цветов – белую, синюю и желтую.

Коля был не в белой куртке, а Саша – не в желтой и не в белой. Какого цвета куртка была на каждом из мальчиков?  (Саша – синяя, Коля – желтая, Д – белая)

  1. Лестница состоит из 13 ступенек. Максим стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?
  2. У Никиты 9 орехов, а у его друга Влада на 4 ореха меньше. Сколько орехов Никита должен отдать своему другу, чтобы орехов у мальчиков стало поровну?   (2 ореха)
  3. Сестре и брату вместе 20 лет, причем брат на 2 года старше сестры. Сколько лет брату и сестре?   (брату 11, сестре 9)
  4. Врач назначил больному три укола, по одному через каждый час. За какое время будут сделаны все уколы?  (2)

Подведение итогов

- Подходит к концу наша игра. Я думаю, наша деловая  игра прошла с пользой. Вспомним, как это было:
- текстовые задачи: простые и составные,
- задачи с буквенными данными,
- блиц-турнир,
- придумывали задачи по схемам,
- задачи на логическое мышление.
- Всего мы решили и попытались решить  36 задач. У кого-то звездочек больше, у кого-то меньше…
- Главное, звездочки есть у всех.
- Значит, звездный час состоялся у каждого!
- 1 место заняла ____ команда.
- Звездочки превратятся в отметки.
- Вас ждут сладкие призы.

С п а с и б о!

Приложение