Урок информатики по теме "Архивация файлов"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Закрепление знаний, умений и навыков учащимися об архивации файлов, познакомиться с понятием избыточности, научить архивировать и распаковывать различные (текстовые и графические) файлы, дать основные понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере.
  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • Развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

  • доска,
  • компьютер,
  • презентация.

План урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)
  2. Проверка и актуализация знаний. (5 мин)
  3. Практическая часть. (15 мин)
  4. Теоретическая часть - работа с презентацией. (10 мин)
  5. Д/з. (2 мин)
  6. Вопросы учеников. (5 мин)
  7. Итог урока. (2 мин)

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка и актуализация знаний.

Для того чтобы проверить, как вы усвоили темы предыдущих уроков, предлагаю вам пройти небольшой тест и оценить свои знания. Учащиеся проходят тест.

Дополнить:

Вопросы Ответы
1 Файл - это:  
2 Полное имя файла состоит из:  
3 Расширение файла указывает:  
4 Какие файлы имеют расширение .txt, .doc  
5 Размер файла - это:  
6 Папки и файлы можно:  
7 Дан полный путь к файлу C:\arhiv\nc\Norton.txt Файл Norton.txt находится в папке:  
8 Какие есть программы для архивации файлов  

Техника безопасности на уроке.

Теоретическая часть.

Редакторы, работающие с текстовой, графической, звуковой и другой информацией, кодируют ее наиболее естественным, но не самым экономичным способом.

Действительно, если внимательно посмотреть любой текст, то можно заметить, что такие буквы "а" и "о", встречаются в нем гораздо чаще чем "ю" и "у". То же самое можно отнести и к сочетаниям букв.

На рисунках цвета соседних точек в большинстве случаев близки по оттенку. Подобно этому в любой последовательности информации некоторые сочетания встречаются намного чаще других.

Все это приводит к тому, что в файлах, хранящих эту информацию, некоторые комбинации из 0 и 1 встречаются гораздо чаще, чем другие. В таких случаях говорят, что информация обладает избыточностью, и есть возможность перекодировать содержание файла, уменьшив его размер.

Для сжатия достаточно придерживаться правила: чем чаще встречается комбинация, тем более коротким сочетанием из 0 и 1 ее можно перекодировать. Разумеется, делать это должна программа.

Программы, осуществляющие сжатие (упаковку файлов), называют архиваторами.

Создано множество различных архиваторов, наиболее распространенные из них WinRar и WinZip, в ОС Windows также входит служебная программа Архивация данных.

Выбирая архиватор, необходимо руководствоваться его универсальностью и надежностью, но не забывать, конечно, и о главных параметрах - качество и скорость сжатия.

При сжатии можно уменьшить размер файла в несколько раз, что дает заметную экономию памяти. Это особенно ценно при пересылке файлов через сеть Интернет или размещении их на носителях, объем которых невелик, например, на дискетах.

Если попытаться повторить процедуру сжатия, то никакого эффекта не будет, так как избыточность информации главным образом устраняется при первой упаковке.

Информация, упакованная архиватором, хранится в наиболее экономичной форме, но она закодирована искусственным способом, поэтому прежде, чем открыть содержание файла, необходимо произвести перекодировку файла (принято говорить: распаковать, разархивировать, восстановить файл).

Основные действия при работе с архивами:

  • создание нового архива;
  • добавление файлов в архив;
  • просмотр содержимого архива;
  • извлечение файлов из архива;
  • просмотр файла в архиве;
  • удаление файлов из архива.

На этом уроке мы будем работать с одной из наиболее популярных программ-архиваторов WinRAR, всеми авторскими правами WinRAR эксклюзивно владеет автор программы, российский программист - Александр Рошал.

WinRAR можно использовать двумя способами: в режиме графической оболочки со стандартным интерфейсом Windows и в командной строке. Чтобы использовать WinRAR в режиме оболочки, дважды щелкните мышью на значке WinRAR - после этого для архивации и извлечения файлов вы сможете пользоваться кнопками и меню.

III. Лабораторная работа в WINDOWS "Архивация файлов с помощью программы WINRAR".

Цель работы: изучить действия по выполнению упаковки файлов в архив и извлечение файлов из архива с помощью программы Winrar. Сравнить заархивированные текстовый и графический файлы.

1. Узнать размер папки PAC1 (приложение1) в байтах

  • Выделить папку PAC 1
  • Вызвать контекстное меню
  • Выполнить команду Свойства
  • Прочитать размер файла в байтах и записать его в тетрадь Vпапки=

Упаковать папку PAC1 в архив pac1.rar

  • Выделить папку
  • Вызвать контекстное меню
  • Выполнить команду WinRara Добавить в архив:
  • В диалоговом окне выбрать формат rar, через кнопку Обзор: открыть папку C:ARHIV

OK

(в результате в папке должен появиться файл-архив)

Узнать размер файла-архива в байтах

  • Открыть папку ARHIV, выделить имя архива pac1.rar
  • Вызвать контекстное меню
  • Выполнить команду Свойства
  • Прочитать размер файла-архива и записать его в тетрадь V архива=

Подсчитать коэффицент сжатия по формуле k1=Vархива/Vпапки*100%

Используйте программу калькулятор, загрузив ее по схеме ПУСКa ПРОГРАММЫa СТАНДАРТНЫЕa КАЛЬКУЛЯТОР

Аналогичную работу проделать с папкой PAC 2 (приложение 2) и найти k2

Сравнить полученные результаты k1 и k2, сделать соответствующие выводы.

Позвать учителя для проверки результатов работы

Теперь выполните задания самостоятельно:

Создайте 2 архива.

Извлеките файл из архива Wind_лекция_НачУров.rar.

Скачайте из интернета несколько заархивированных файлов в свою папку и распакуйте их.

Вывод по лабораторной работе: не все типы файлов рационально архивировать с целью уменьшения их размера. Примером может служить рисунок в формате JPEG, звук в формате MP3 и другие.

Работа в группах:

Вопросы по теме "Архивация":

  1. Почему есть возможность уменьшать размер файлов?
  2. Что такое архивация?
  3. Какие файлы не имеет смысла архивировать?
  4. Почему перед пересылкой текстового файла по электронной почте имеет смысл предварительно его упаковать в архив?
  5. Можно ли архивировать один и тот же файл несколько раз?

Дополнительно:

  1. Где в жизни применяется упаковка (сжатие). Какой материал легче упаковать?
  2. Дайте рекомендации начинающему пользователю ПК об архивации файлов. Где приобрести программу и необходимость упаковывания файлов.

Обсуждение вопросов.

V. Д/з

Знать, что такое архиваторы и их назначение, уметь упаковывать и распаковывать файлы в архивах. Дополнительное задание: научится создавать самораспаковывающиеся архивы. Отправить по электронной почте заархивированный файл на мой адрес

VI. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VII. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с архиваторами и их назначением, научились работать с архиватором.

Спасибо всем за урок!!!