Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Цели:

  • Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников.
  • Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка.
  • Укрепление связей “родитель—ребенок—школа”.

Оформление:

  • выставки: любимых книг, книг-самоделок, незнакомых книг, поделок литературных героев;
  • портреты детских писателей;
  • книга-плакат (с правилами пользования книгой).

Оборудование:

  • карточки с пословицами,
  • волшебный сундучок,
  • вещи литературных героев,
  • магнитофон с грамзаписями.

Повестка собрания:

  1. Беседа учителя “0 воспитании у детей интереса к чтению”.
  2. Разное.

I. Беседа “О воспитании у детей интереса к чтению”.

1. Выступление учителя (говорит под тихое звучание).

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги! Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:

"Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. Чехов)

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным “стрелкам”, и “ужастикам”. Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души”. Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей

2. Работа по правилам для чтения

Необходимо прочитать правила для чтения и вспомнить, какие из них выполняет ваш ребенок, какие - нет. (Приложение 1)

Когда дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемость, но и на общем развитии детей.

3. Чтение ситуации и прослушивание ответов детей в записи на магнитофоне

Ситуация: Одна из мам рассказывала:

" Вова не любил читать, ленился, А из-за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Получилось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Тогда я стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривалась, что кончим пораньше свои дела и я ему почитаю. Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда я приду. Читали и оба увлекались: Что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: "Мамочка, ну пожалуйста, ну ещё одну страничку!". Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам. И уже не я ему, а он говорил: "Прочти обязательно".

Ответы детей на вопрос: какую книгу вы читали недавно дома, с кем? (запись)

Читаете ли вы книги своим детям? Бывают ли в вашем доме семейные чтения? Возможно, ли семейное чтение и нужно ли оно? Давно замечено, пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя 8-10 лет мы часто становимся участниками диалога:

  • Ну, как книга?
  • Ничего, нормально - безразлично отвечает сын или дочь.

И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Очень важно, чтобы ваш ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но как вы поняли, за один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. Родители постоянно должны показывать свой интерес к книгам. В семье нужно найти 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного.

Поспрашивайте своего малыша:

1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать: Как слушает ваш ребенок? Задает ли он вопросы после чтения? Пытается ли поговорить о прочитанном? Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?

2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге? Помнит ли сюжет, героев, идею? Может ли прочесть отрывок наизусть? Помнит ли название книги? Называет ли фамилию писателя?

И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку “5”. Успехов вам в вашем творчестве!

4. Музыкальная пауза

- Прослушать начало музыкального отрывка, продолжить……

- О ком? Откуда? Автор?

5. Знакомство с памяткой " Как обсуждать с ребенком прочитанное?"

ПАМЯТКА

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового узнал?
  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

6. Разговор о технике чтения

- Послушаем чтение детей различного уровня (запись на магнитофоне).

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.

Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Второклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

  1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
  2. Числительных быть не должно.
  3. Прилагательных должно быть мало.
  4. Короткие слова тоже нужно учитывать.

7. Выступление психолога

Выступление психолога на тему: “Причины трудностей в чтении младших школьников”. (Приложение 2)

8. Психологический практикум

Магнитофонная запись с ответами детей на вопрос: хвалят или ругают вас родители во время чтения?

Ситуация:
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!” А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий - становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Вывод: Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту "простоту" ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Вопрос-ситуация:
Немного прочитав, Сережа устало говорит: " Не хочу больше читать". "Читай, кому говорю!" требует мать. "Ну, мам", умоляет Сережа. Кому говорят, читай!" - почти кричит мать. "Не ори на меня!" - грубит сын. Как избежать конфликта?

Вывод. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д.

9. Разучивание игр для детей

(Приложение 3)

Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.

10. Литературная викторина для родителей

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
(С.Есенин “Берёза”)
Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.
(Н.Некрасов “Мужичок с ноготок”)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
(А.Пушкин “Зимний вечер”)
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И.Суриков “Детство”)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
(С.Маршак “Вот какой рассеянный”)

11. Сценка для детей

Сценка из произведения С. Маршака “Книжка про книжки”

II. Итог собрания.

1. Благодарственные письма, родителям, дети которых читают грамотно, бегло, выразительно.

2. Каждый родитель получает памятку. (Приложение 4)

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Использованная литература

  1. Алле А.Х. К проблеме мозговой организации речевых функций у детей. //Проблемы медицинской психологии. М., 1980.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1987.
  3. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.
  4. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.
  5. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. СПб., 1997.
  6. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
  7. Зинченко С.Н., Почему детям бывает трудно учиться. Киев, 1990.
  8. Жукова Т., Виноградова Н. Нарушения письма и чтения у школьников. //Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №19.
  9. Локалова Н.П. Как преодолеть медленное чтение у школьников. // Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №18.
  10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.
  11. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.