Создание и развитие ученического самоуправления класса

Разделы: Классное руководство


Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне, как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления, выделенные Н.П.Капустиным:

  • консультативная помощь классного руководителя;
  • предметность деятельности (есть деятельность - есть самоуправление, нет деятельности - нет самоуправления);
  • единое планирование;
  • выборность органа самоуправления;
  • сменяемость функции руководства и подчинения;
  • участие всех учащихся в самоуправлении;
  • согласие, разногласия могут возникнуть в ходе выработки решения, после действует правило - принятое решение обязательно для всех.

Опираясь именно на эти принципы и принципы Педагогики Индивидуальности О.C.Гребенюка, и была разработана структура самоуправления класса.

Структура классного ученического самоуправления:

В совет самоуправления класса (ССК) входят шесть учащихся, избранных путем тайного голосования. Срок действия ССК - 2 месяца, затем выбирается новый состав. Все члены совета поочередно исполняют роль президента, который отвечает за работу каждого члена совета в конкретный промежуток времени.

Функции ССК:

  • cоставление плана работы совместно с классным руководителем;
  • организация и проведение классных мероприятий;
  • анализ эффективности проведенных мероприятий;
  • организация дежурства;
  • подготовка и проведение конкурса “Лучший ученик класса”;
  • разработка проектов;
  • организация связи с консультационным советом и лицейским советом школы.

Цели

  1. Повышение активности учащихся в классных делах.
  2. Реализация интересов каждого учащегося.
  3. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи

  1. Создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  2. Дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
  3. Развивать креативность;
  4. Роздать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
  5. Формировать толерантность.

Совет самоуправления класса проводит

  • разработку критериев конкурса “Лучший ученик класса”;
  • классные собрания (постановка проблем, определение направлений деятельности, подведение итогов);
  • классные часы ;
  • помогает в проведении мониторинга;
  • экспертизу оценочных листов;
  • разрабатывает сценарии праздников.

Формы проведения

  • планирование;
  • проектирование;
  • тренинги;
  • ролевые игры.

Как просто по пунктам, опираясь на научные труды, все расписать на бумаге. Однако реальность каждого школьного дня диктует свои условия.

Нельзя прийти в класс и объявить детям: “С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа, у меня она заняла год:

1 этап:

  • Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского коллективов)

2 этап:

  • Планирование, с учетом особенностей класса.

3 этап:

  • Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг- игры).

4 этап:

  • Контроль (самоконтроль учащихся).

5 этап:

  • Коррекция (внесение изменений).

И снова анализ.

За девять месяцев учебного года была составлена схема распределения детей по сферам интересов, разработаны индивидуальные карты развития и воспитания, проведен мониторинг самоанализа личности. Каждую четверть проводились командные тренинги, в которых предоставляется полная свобода реализации каждого и как руководителя, и как функционера.

Этот учебный год я начала без плана воспитательной работы.

В сентябре для разработки его я привлекла ребят. Во-первых, мне всегда казалось, что план составленный педагогом опирается на цели и задачи в воспитании, диктуемые социальным заказом, во- вторых, мне всегда была близка позиция гуманистического подхода в воспитании (воспитание как актуализация нравственных качеств ребенка через выстраивания совместной деятельности).Существует много приемов и технологий этого процесса. Я воспользовалась известными приемами немного модифицировав их.

1 этап “Самоопределение”

Ребятам предлагалось написать в виде прилагательных ответ на вопрос: “Каким ты видишь себя в будущем?”

2 этап “Коллективное определение”

Групповая работа. Ребята распределили прилагательные по степени схожести.

Пример: отзывчивый, толерантный, дружественный.

3 этап “Ценностное определение”

Я рассказала ребятам о том, что в разные эпохи люди обращались к различным ценностям, но именно совокупность таких ценностей, как истина, свабода, добро позволяла сохраниться жизни и развиваться человечеству.

В беседе с ребятами я предложила соотнести написанные ими прилагательные с общечеловеческими ценностями. Несоответствующие прилагательные прикреплялись отдельно.

Особо бурно обсуждали прилагательное “богатый”, выяснили, что материальное богатство - это не самоцель, богатым можно стать путем достижения цели-ценности (например, стремясь к истине, сделать научное открытие и получить премию).

Таким образом, совместно с ребятами мы сконструировали ряд целей-ценностей, которые надо достичь, чтобы стать человеком, обладающим свойствами (см. 1этап).

4 Этап “Коллективное проектирование”

Я спросила у ребят: “Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?”

В беседе родилась мысль о том, что нужно продумать конкретные дела класса, а может быть и школы. Так родились пять классных программ-проектов.

5 этап “Выборы самоуправления”

В беседе с ребятами мы пришли к выводу, что необходимо курировать каждый проект в процессе его воплощения. Обсуждался вопрос ответственности за результаты деятельности по достижению целей.

Ребята предложили создать Совет Самоуправления Класса (ССК).

Классное самоуправление появилось на основе конкретных дел, осознанно, а не стало лишь очередной игрой.

Одним из таких дел стал конкурс “Лучший ученик класса”, варианты положения, оценочных листов предложил каждый ССК,а потом сформировали единые подходы к конкурсу.

Положение о проведении конкурса “Лучший ученик класса”.

  • Время проведения конкурса - в течение учебного года.
  • В конкурсе принимаю участи все ученики класса.
  • Итоги конкурса подводятся в конце учебного года.
  • В жюри конкурса входят: классный руководитель, учителя, работающие в классе, представители родительского комитета, члены Совета Cамоуправления класса.

Условия конкурса: Победителем конкурса может стать любой ученик класса, набравший максимальное число очков по итогам года.

Каждый ученик в конце четверти получит лист для самооценки, затем Совет самоуправления класса, представители родительского комитета, классный руководитель оценят достоверность предъявленной информации и подсчитают количество баллов.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.
Оцени себя (реально)!
Учебная дисциплина

  Баллы мах Твой балл Балл ССК
Ведение дневника (вовремя сдавать, заполнять, не забывать) 3    
Посещение уроков без опозданий 5    
Отсутствие пропусков уроков без уважительных причин 5    
Отсутствие замечаний за поведение на уроках 10    
Деловая форма одежды в школе 3    

Учеба

Окончание четверти без троек 25      
Выполнение всех Д/З 5    
Активная работа на уроке 5    

Участие в жизни класса

Активное участие в классных мероприятиях 5     
Конкурс “Портфолио” 10      
Дежурство по классу 3      
Вежливость 10    
ВСЕГО МАХ-89    
ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ПРОЕКТА 15    
Итог Мах-104    

Самоуправление в классе действует уже третий год, после первого опыта мы внесли изменения, дополнили положение о конкурсе впереди большая диагностическая работа, анализ и коррекция. Будут новые находки и открытия. Важно, что ребята почувствовали- мнение каждого очень важно для всех и от каждого зависит результат общего дела.

Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.

И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова “Дети сами” не станут пустой декларацией.