Внеклассное мероприятие по физике по теме "Применение закона Архимеда"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Каждый педагог стремится повысить познавательный интерес обучающихся к изучаемому предмету. Учителям, работающим с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, хорошо известно, как непросто научить понимать азы сложных наук детей с низким интеллектуальными возможностями, неразвитой учебной мотивацией.

Однако, формировать положительное отношение к сложным наукам, развивать познавательный интерес, мотивацию к изучению предметов, необходимых в повседневной жизни, можно и нужно. Внеклассная работа дает широкие возможности для реализации этих задач.

Работая учителем физики, я активно использую разнообразные формы внеклассной деятельности по предмету. В целях пропедевтики на мероприятия приглашаю учеников 5-6-х классов, которые являются не только зрителями, но и участниками процесса, где это возможно. Подготовительная работа к мероприятию во многом обеспечивает его успех.

В классах коррекции заботой учителя является подбор нужной литературы, определение ролевого участия детей, оказание индивидуальной помощи учащимся в выделении особо значимых частей в подобранном материале, совместная деятельность по отработке их понимания, изложения в логической последовательности, интересного, доступного пониманию слушателей. Ни одно внеклассное мероприятие не обходится без занимательных физических опытов. Активно включаю в канву сценария интересные исторические факты, познавательные сообщения, викторины.

Каждый ученик имеет возможность проявить себя, участвуя в подготовке к мероприятию или в его сценарии. Маленький успех становится достоянием гласности всего детского коллектива. А успех вдохновляет ребят на серьезные учебные победы. “Применение закона Архимеда” одно из многих проведенных мною внеклассных мероприятий.

ЦЕЛИ:

  • расширить знания учащихся по физике;
  • показать связь физики с окружающим миром;
  • показать взаимосвязь теории с практикой;
  • повышать интерес к физике;
  • развивать наблюдательность, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

персональный компьютер с установленной медиатекой по физике для 7-11-х классов; физические приборы, плакаты с изображением батискафа, подводной лодки; портрет Архимеда.

“Применение закона Архимеда”.
“Кто овладел творениями Архимеда, будет
меньше удивляться открытиям самых
великих людей нашего времени”

Лейбниц

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята, гости. Мы проводим внеклассное мероприятие: “Применение закона Архимеда”. Тема интересна тем, что в нашей жизни находит применение: наблюдаем, как плавают рыбки, видим передвижение по реке лодок, пароходов, любим сами плавать, видим как в воздухе летают воздушные шары.

Изучение закона Архимеда дает представление о том, почему тела плавают в жидкости и газе, причем одни тела тонут, другие нет. Сегодня мы узнаем, кто является основоположником теории плавания тел и от чего зависит плавание тел.

2. Сообщение об Архимеде.

Выдающимся ученым Древнего мира был Архимед (287-212 гг. до н.э.) Он родился в Сиракузах на о. Сицилия. Отец Архимеда, астроном и математик, Фидий, был одним из приближенных царя Сиракуз Герона. Фидий дал сыну хорошее образование. После обучения в Александрии Архимед возвратился на родину уже зрелым математиком. Это был первый представитель математической физики, стремящийся воплотить законы механики (закон рычага, учение о центре тяжести, о плавании тел и другие)

Машина для поливки полей “Улитка”, водоподъемный винт (винт Архимеда), разнообразные военные машины для метания копий и дротиков, для поднятия и потопления кораблей увековечили славу Архимеда. Общеизвестным в настоящее время является закон Архимеда. Этот закон изложен в сочинении “О плавающих телах”, где Архимед сначала описывает природу жидкости, а затем формулирует следующее положение: поверхность всякой жидкости, установившейся неподвижно, будет иметь форму шара, центр которого совпадает с центром земли. Путем логических рассуждений Архимед приходит к формулировке: “На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом”.

3. Легенда.

В легенде об открытии Архимедом закона плавающих тел говорится, что однажды царь Герон, тот самый, что правил Сиракузами, получив от мастеров – ювелиров заказанную им золотую корону, усомнился в их честности. Ему показалось, что они утаили часть золота, заменив его серебром. Герон вызвал к себе Архимеда и поручил ему определить, есть ли в золоте примеси серебра. Архимед 2200 лет назад не знал, что такое плотность. Он искал пути решения. Просветление, как говорят, пришло в бане. Намылившись золой, Архимед решил погрузиться в ванну. Вода поднималась по мере того, как Архимед погружался в воду. Его заинтересовало это явление. Он привстал – уровень воды опустился, он снова сел – вода поднялась. “Эврика! Эврика! Я нашел!” Архимед понял, что задача царя разрешима.

4. Физические опыты.

Опыт 1. Проверим на опыте, как зависит выталкивающая сила от плотности жидкости. Тело, подвешенное на пружине, последовательно погружаем в воду, соленую воду, масло. Отмечаем выталкивающее значение силы.

Вывод: значение выталкивающей силы зависит от плотности жидкости.

Опыт 2. “Удивительное яйцо”. Возьмем две стеклянные банки: одну – с чистой водой, вторую – с соленой. В каждую из них опустим яйцо. В первой яйцо тонет, во второй – плавает.

Вывод: соленая вода имеет большую плотность, чем яйцо, поэтому оно плавает в ней, а чистая вода имеет меньшую плотность, поэтому яйцо тонет.

Опыт 3.Плавание судов.

Берем пластинку из металлической фольги опускаем в воду. Она тонет. Сгибаем пластинку в виде коробки, она плавает на поверхности воды, даже если поставить груз. Вывод: вес воды, вытесненной подводной частью судна равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом.

Видеофильм “Подводная лодка”.

Опыт 4. Учитель. Сделаем бумажный цилиндр, подвесим вверх дном на рычаг и уравновесим. Поднесем спиртовку под цилиндр. Под действием тепла равновесие нарушается, сосуд поднимается вверх.

Вывод: оболочки, наполненные теплым газом или горячим воздухом называют воздушными шарами и применяют для воздухоплавания.

5. Сообщение о воздухоплавании.

Все мы замечаем, что теплый воздух поднимается в атмосфере, увлекая за собой частицы дыма из трубы. Давно возникла мысль воспользоваться этим явлением для полета человека.

Речь идет о применении к газам закона Архимеда и условий плавания тел.

Первый подъем с помощью большого шара, наполненного теплым воздухом, осуществили в 1783 году братья Монгольфье. Оболочка шара была сделана из крепкой хлопчатобумажной ткани. Аэростат получил название “монгольфьер” Его подвесили над костром из сухой соломы, защитив от искр легковоспламеняющуюся оболочку. Шар становился легче и рвался вверх. Тогда отпустили веревки, и он унес воздухоплавателей. Первый воздушный шар, наполненный водородом, был пущен в 1783 году Жаком Шарлем в Париже.

Нужно заметить, что надо быть смелым человеком, чтобы в то время подняться на большую высоту над землей. Полет на высоту около 10 км, совершенный двумя французскими учеными в 1862 году, едва не кончился их гибелью. Когда один из них уже потерял сознание, другому удалось с напряжением всех сил открыть клапан и выпустить часть газа, после чего шар спустился в более плотные слои атмосферы.

2003 год считался юбилейным для полетов воздушных шаров: 220 лет назад (1783 г.) поднялся в небо I воздушный шар, наполненный горячим воздухом.

Сегодня существует профессия “баллонист” - человек, который создает надувные предметы. Изготавливаются надувные матрасы для каскадеров, для эвакуации людей при пожаре.

В честь 220-летия изобретения шаров – канадские ученые запустили гигантский (самый большой) исследовательский шар – зонд V = 1,7 млн м?. Он поднял 690 кг научного оборудования для изучения Солнца и солнечного ветра. Полет длился около 23 часов, шар достиг высоты 49 км.

6. Физическая викторина.

  1. В какой воде легче плавать и почему: в морской или речной?
  2. Как изменится положение тела пловца по отношению к поверхности воды, если он сначала делает глубокий вдох, потом выдох?
  3. Ученый, впервые указавший на существование выталкивающей силы и давший способ ее расчета? (Архимед)
  4. Как называется глубина погружения судна в воду? (Осадка)
  5. Единица измерения силы? (Ньютон)
  6. Как меняется осадка судна при переходе из реки в море?
  7. Какие силы действуют на тело, брошенное в воду? (Fa-Fт)
  8. Назовите лодки, которые плавают под водой. (батискаф, подводная лодка)
  9. Почему лед плавает по реке, но не тонет.
  10. Все вы любите бывать на речке, какие правила безопасного поведения должны соблюдать?

1). Не заплывать далеко.
2). Не плавать в неизвестных местах.
3).Плавать в местах, отведенных для этого.
4). Не нырять вблизи берега.

7. Рефлексия.

Литература

  1. Ф.Д. Бублейников, И.Н. Веселовский, Физика и опыт. Издательство “Просвещение”, Москва. 1970 г.
  2. Ф.М. Дягилев “Из истории физики и жизни ее творцов”. Издательство “Просвещение”, Москва.1986 г.
  3. Физика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина (автор –составитель В.А.Шевцов) – Волгоград: Издательство “Учитель”. 2005 г.
  4. С.А. Хорошавин. Физический эксперимент в средней школе. Москва. “Просвещение”, 1988 г.