Урок по КРК "Чебоксары — город мой родной"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Приобщить учащихся к истории малой Родины, пробудить интерес, любовь и ответственность за её настоящее и будущее.
  2. Развить умение самостоятельно анализировать, сопоставлять и обобщать материалы исследования, разрабатывать учебные проекты.
  3. Развить умение защищать работу в форме презентации.

 

Оборудование к уроку:

  1. Учебник «Родной край» для 5 класса.
  2. Фонохрестоматия. Песни о любимом городе Чебоксары.
  3. Мультимедийное оборудование.
  4. Картины и рисунки, открытки о городе Чебоксары.
  5. Буклеты, брошюры.
  6. Клей, ножницы, фломастеры.

 

Эпиграф к уроку:

Вечно юный город стольный,
Ты мечтам даёшь просторю
Как добры вы, Чебоксары!
Город дивный и родной.
Анатолий Кибеч

Ход урока

Тихо звучит чувашская музыка, а на слайдах меняются картины с видом города Чебоксары.

рис.1 рис.2 рис.3 рис.4

В то же время учитель читает стихотворение:

Где бы меня ветры только ни носили
(Есть у нас большие города),
Но родней, чем этот уголок России,
Не найти мне в жизни никогда.
Александр Лукашин

– Ребята, вы узнали свой город? Какой он, наш город? (Выслушиваются ответы учащихся.)

Объявляются тема и цели урока.

I. Учитель: Урок посвящается родному городу – Чебоксары. Шура Шупашкар. Так любовно называют чуваши свою столицу. Белые Чебоксары. Город действительно кажется белым пароходом, только что причалившим к живописному берегу Волги. Искрятся светомузыкальные фонтаны. На правом берегу в лучах заходящего солнца кажутся высеченными из розового мрамора уходящие ввысь по холму длинные стены современных многоэтажных зданий. И вот перед нашим взором открывается величественная панорама Чебоксарского залива с широко раскинувшимися крыльями мостов, водяными горами фонтанов, луковками церквей Свято-Троицкого монастыря.

рис.5 рис.6

«На свете есть немало городов более красивых, знаменитых и больших, но для нас не может быть города дороже Чебоксар. Мой родной город – это мой дом, моя семья. Даже уехав отсюда, я вечно буду помнить те места, с которыми связаны мои воспоминания, своих друзей и близких», – написали вы, ребята, в своём рассказе о городе.

II. Совершая путешествия по городу, вы лучше узнали об устройстве города, его традициях и обычаях, о знаменитых людях.

– А сейчас проведём «Блиц-тернир». Кто больше даст правильных ответов, то получит медаль «Знаток города».

  1. Столица Чувашской Республики. (Чебоксары)
  2. Официальная дата начала исчисления г. Чебоксары. (1469 г.)
  3. На берегу какой реки раскинулся город Чебоксары? (Волга)
  4. Как называется холм, на котором построена крепость города Чебоксары? (Западный косогор)
  5. Архитектурное сооружение – символ города, крепость. (Кремль)
  6. Знаменитая купеческая династия в Чебоксарах. (Ефремовы)
  7. Герой гражданской войны, чтимый земляками-чебоксарцами. (В.И. Чапаев)
  8. Назовите имя балерины – народной артистки СССР, родившейся в городе Чебоксары. (Надежда Павлова)
  9. С каким событием 1962 года связана повсеместная осведомлённость о Чебоксарах? (Андриян Григорьевич Николаев, наш земляк, совершил полёт в космос)
  10. Мэр города. (Н.И. Емельянов)
  11. Автор книги «Чебоксары и чебоксарцы». (А.И. Терентьев)
  12. Что нарисовано на гербе города? (Чувашская вышивка, дубовый лист, 5 уток)
  13. Как называется в народе дамба, проложенная через залив? (Дорога к Храму)
  14. На каком памятнике имеется надпись: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви»? (Матери-Покровительнице)

 

III. Учитель: «О нашем прекрасном городе сложено много стихов и песен. Каждое слово пропитано любовью, гордостью поэта. (Звучат чувашские мелодии на флейте (исполняет Корнилов Глеб), ученики читают стихотворения.)»

1-ый ученик:

Чебоксары, Чебоксары!
Город дружбы, доброй славы.
Славен город наш родной
И трудом и красотой.
Разной нации народ
Семьей дружною живет.
Хлебосольный, трудовой
Любит, строит город свой.

2-ой ученик:

Волга-матушка река
Бьет волной о берега.
Щедро кормит и поит –
Красотой своей пленит.
Колокольный звучит звон.
Слышен он со всех сторон.
Так звучал и в старину,
Призывая всех к добру.

3-ий ученик:

Приезжайте в Чебоксары –
Город дружбы, город славы.
С детьми, взрослый, пожилой,
Будешь братом и сестрой.
Город наш красив, хорош,
Краше в мире не найдёшь.
Пятьсот сорок лет живет,
Ему слава и почёт!
(Зоя Носова)

IV. Учитель: Разделитесь на 4 группы. Задачей каждой группы является создание проекта о своем родном городе. Девиз: «Вместе построим лучший город». (Заранее были приготовлены необходимые предметы для работы: фломастеры, брошюры и буклеты, открытки и картинки, стихотворения и песни о городе).

Первая группа.

Название проекта: «Я счастлив в своем любимом городе». Стремительно растут Чебоксары, с каждым годом город становится всё краше и краше. В вашем проекте могут быть использованы открытки и рисунки с изображением достопримечательностей, домов, парков, стадионов, зданий театров, торговых комплексов и т.д. Тезисно изложите материал. При защите проекта стихи и песни о городе повысят значимость работы.

Вторая группа.

Проект: «Не разрушай!». В 2002 году наш город Чебоксары по праву был признан победителем Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город», а в 2003 году стал «культурной столицей Поволжья». В этом большая заслуга нашего президента республики Н.В. Федорова, который уделял и уделяет большое внимание вопросам благоустройства города.

К сожалению, бывают вопиющие случаи, когда вытаптывают газоны, ломают деревца и кусты, сорят, на остановках разбивают стеклянные витражи, пишут скверные слова. Не потерять бы нам лицо города, остановить бы нарушителей порядка!

Вашей группе нужно создать плакат с призывом соблюдения порядка в городе.

Третья группа.

Проект: «В Чебоксарах – саамы лучшие товары!». Чебоксары прославились своей продукцией не только в России, но и за рубежом. В качестве производимой продукции никто не сомневается. Ваша группа должна изготовить рекламу на изготовляемые в Чебоксарах изделия и товары. Перед вами буклеты и брошюры предприятий города. Изучите ассортимент их товаров и используйте при выполнений работы.

Четвертая группа.

Ваш проект – «Если бы я был мэром…». У вас появилась возможность быть мэром города. Если вы хотите что-то изменить в своем городе, то это в ваших силах. Напишите свою программу и сделайте город таким, каким вы его себе представляете. На столе имеются ныне действующие программы развития города. Изучите и создайте свой проект.

Для выполнения работы дается 10-12 минут. (В это время звучат песни о городе). Каждая группа продумывает защиту презентации проекта у доски самостоятельно.

V. Учитель: – Будущее города в наших руках. Это от нас, от наших планов зависит, какие заводы будут развиваться в городе, какие новые школы откроются, как будут жить горожане. Любите свой город. Берегите его. Участвуйте в благоустройстве города. Сажайте деревья, цветы около дома, школы. Кто-то из вас, надеюсь. Будет создавать профессиональные проекты по благоустройству города.

Прослушайте Послание Президента Чувашии Н.В. Федорова «Путь к благополучию – через духовность и здоровый образ жизни» и каждый для себя сделайте выводы: «Как важно с юного возраста приобщить ребёнка к истории малой Родины, пробудите в начале любопытство, потом – любовь, а затем и ответственность за её настоящее и будущее! Ощущение личной сопричастности к этой истории и великому прошлому места своего рождения оказывает неизгладимое, ни с чем не сравнимое влияние на личность любого человека и в особенности на ребёнка. Успех такого проекта будет на порядок выше, будет ещё больше будоражить его ум и воображение, если пройдёт не в тиши кабинетов. А среди тех мест, где эти события действительно проходили».

Урок завершается песней Василия Давыдова-Анатри «Шура-шура Шупашкарам».