Правописание корней с чередованием гласных -и-, -е- в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока: Создать условия для раскрытия и развития познавательных возможностей каждого ученика и на основе самостоятельного выбора видов деятельности на уроке подвести к определению и применению рассматриваемой орфограммы.

Задачи урока.

  1. Воспитательные:
    • воспитание уважения друг к другу, признания личной уникальности каждого;
    • воспитание умения работать в коллективе, умения соотносить свои интересы с интересами других, слушать и понимать друг друга;
    • воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, признания права на ошибку и ее исправление.
  2. Развивающие:
    • развитие речи учащихся (монологическое высказывание, участие в диалоге и полилоге);
    • развитие творческих способностей и воображения, формирование творческого мышления;
    • развитие поисковой активности и навыков исследовательской деятельности;
  3. Обучающие:
    • расширение и углубление знаний о чередовании гласных в корнях слов;
    • привитие интереса и внимательного отношения к слову, к его историческим родственникам;
    • обучение разным видам и формам работы, способам запоминания орфограммы.

I этап. Формулирование темы и цели урока.

Фронтальная беседа.

Учитель: Книжонок Проша, начитавшись сказок фольклорных и сочиненных по его совету вами, ребята, очень расстроился, что в мире все еще живет зло, и решил раз и навсегда покончить со злыми силами, которые вредят людям. Отправился Проша в сказочное путешествие…

- Как вы думаете, куда он пошел?

- Вы помните ситуации, из которых складывается сюжет сказки (карты Проппа)?

- Вспомните, какие персонажи в русских народных сказках являются носителями зла?

- А кто самый злой? Почему? (Кощей Бессмертный).

- А правда ли он бессмертный?

- Где его смерть?

Учитель: Представьте, что наш герой встретился с доброй Бабой Ягой, что между ними произошел такой разговор.

Запись на доске (знаки препинания на доске не расставлены):

- Бабушка, а туда далеко добираться?
- Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь.
- А сундук у него запирается?
- Да уж, наверно, он его на семь замков запер.

Учитель: Давайте пока оставим нашего героя, пожелаем ему доброго пути и поразмышляем над записью

- Это текст или нет? Докажите.

- А в чем особенности данного текста? Что он собой представляет?

- Кто помнит знаки препинания при диалоге?

(Один ученик расставляет знаки препинания).

- А как вы думаете, ребята, нужны ли еще здесь знаки препинания? Аргументируйте свой ответ

- Уточните, пожалуйста, что такое обращение и что такое вводное слово.

- Что между ними общего?

- Подберите синонимы к вводному слову, определите его значение в данной реплике.

- Скажите, пожалуйста, есть ли в данном диалоге однокоренные слова? Назовите их.

- Если это однокоренные слова, то почему они написаны по-разному?

- Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

(Запись в тетради  с последующим орфографическим чтением даты, вида работы и темы урока).

II этап. Изучение нового материала.

Правописание корней с чередованием гласных Е – И.

- Как вы думаете, от чего зависит правописание гласной в этих корня? Проверим.

Задание: Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в них морфемы.

1 вариант: добираться, доберешься;
2 вариант: запирается, запер.

(Два ученика работают у доски, затем коллективный анализ морфемного разбора с обоснованием своей точки зрения).

- Какой можно сделать вывод о правописании И – Е в корнях с чередованием?

- А вдруг мы ошиблись? Давайте проверим еще раз. Попробуем записать однокоренные слова с приставками, только поменяемся словами.

1 вариант: запирается;
2 вариант: добираться.

Задание: Кто больше придумает однокоренных слов за 2 минуты?

- А сейчас попробуйте сформулировать правило правописания гласных  И − Е в корнях с чередованием.

  • Проверим свои выводы. Откроем «Практику» (стр. 200), прочитаем схематическую запись орфограммы и попробуем озвучить ее.
  • Назовите условие выбора орфограммы. Почему вы решили, что именно суффикс -А- командует гласными в этих корнях? Что нового узнали мы из этой записи орфограммы? (Что кроме -бир- − -бер- и -пир- − -пер- есть еще и другие корни с И // Е.)
  • Какие же  еще есть корни с И // Е? Читаем слова из упр. 616, называем корни.

III этап. Закрепление и совершенствование знаний и умений.

Выбор учащимися вида и формы работы.

  1. Учитель: Ребята, вспомните, мы с вами оставили Прошу на пути к Кощею. Наверно, он уже близко подошел к Кощееву сундуку.
    Кто хочет продолжить сказку? (Формируется группа по желанию учащихся).
    Задание: Сочинять сказку вместе, представлять ее может 1, 2, 3 … ученика, можно инсценировать. Можно использовать при подготовке сказки слова из упр.616 и 619. Время на подготовку 3 минуты.
  1. Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с новой орфограммой.
    - Кто хочет инсценировать правило по предложенному тексту? (Формируется группа из 4 человек.)
  1. Кто хочет сопоставить орфограмму «Буквы И – Е в корнях с чередованием» с другими орфограммами, связанными с чередованием гласных в корнях? Можно использовать наглядные пособия.
  2. Кто еще не выбрал задания, выполняет упр. 616.  (Списать, обозначить чередование И // Е в корнях слов.

Учитель: Наверно, наши группы уже справились с заданием. Послушаем их.

1 группа представляет сочиненную сказку.

Задание классу: услышать слова с чередование И // Е в корне.

- Понравилась ли вам сказка?

- Назовите слова с И // Е.

2 группа представляет инсценировку «Суффикс-консультант» (* Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик: Поручили Незнайкину как-то написать плакат. Начал он было писать –  «соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик (по другому телефону): Сейчас вам ответит Суффикс-консультант.

4-й ученик (берет телефон у третьего ученика): Вы меня слушаете? В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,
В корне будет Ивсегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

1, 2, 3-й ученики читают стишок хором.

1-й ученик: А вы, ребята, вместе с нами повторить можете? (Весь класс повторяет. На доске открывается запись зарифмованного правила с выделенными орфограммами).

Учитель: И – А, И – А, И – А. На имя какого сказочного героя похожа орфограмма?
А еще можно запомнить эту орфограмму так. Генриетта Григорьевна Граник в своей книге «Секреты орфографии» предлагает такой способ: «ИРА не хочет быть ЕРОЙ!» (Демонстрируется книга, затем рисунок (стр. 178) и тот же рисунок в крупном изображении проецируется на доску.)

Как вы думаете, почему Г.Г. Граник предлагает такой способ запоминания? (Корни ир- − -бер- и -пир- − -пер- …  без первой буквы с суффиксом –А-  звучат, как имя девочки. Такая вот орфограмма с девичьим именем!)

3 группа представляет выполнение задания по сопоставлению орфограммы И // Е с другими корнями с чередованием гласных, демонстрируя рисунки и опорные схемы.

Вопрос классу: В каких еще корнях гласной командует суффикс -А-?

Учитель: А сейчас прочитайте данные в упр. 619 слова, включите их в устную формулировку правила и проговорите  в парах полушепотом.

Правило проговаривается  2 – 3 раза по желанию отдельными учениками, затем хором всем классом.

IV этап. Применение знаний.

I. Задание на доске: «3-е лишнее»

  • Запирать, пировать, отпереть.
  • Замирать, умереть, помирить.
  • Приберечь, собирать, набирать.

(Выслушиваются все варианты, предложенные учащимися. Обязательно обоснование!)

- Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок?

Учитель после ответов учеников делает обобщение:  нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.

II. Выполним письменные задания.

  • Индивидуальное задание (1 ученик) – упр. 618 «Практика».
  • Индивидуальные задания – карточки (2 ученика).
  • Задания остальным учащимся на выбор по уровню сложности:
    а) В «Рабочей тетради» зад. № 128 – на «пятерку». (Из предложенных групп слов исключить те, где нет чередующихся гласных).
    б) В «Рабочей тетради»  зад. №  129 – на «четверку». (Подобрать и записать к данным словам однокоренные).

Учитель осуществляет контроль и консультирует учащихся, которые испытывают затруднения.

III. Представляется индивидуальное задание, выполняемое двумя учениками по карточкам.

1-й ученик: Наша Ира стирает, убирает, пыль вытирает. Всегда все уберет, вещи соберет, ягод наберет.

2-й ученик: А я ей помогаю: когда она стирает, я играю, песни распеваю, Иру развлекаю. Ира ягод наберет, я скорей тащу их в рот.

(Ученики объясняют орфограммы).

Учитель: Хорошая помощница у Иры?

V этап. Анализ результатов.

Задание: Поможем ученику найти 4 родственных слова в тексте упр. 622 «Практика». Текст читается вслух, затем ученики самостоятельно выписывают слова.

Консультирует при ответах ученик, выполнявший упр. 618,  сравнивавший  слова собрать, соберу, собираю, сбор (нуль звука //Е // И // О).

При прослушивании ответов учащихся и помощи ученика-консультанта делается вывод: в этих корнях могут чередоваться не только И и Е, но и нуль звука, и О.

(Слова из упр. 622: сбор,  собрание, собираются, отбирают).

Проблемные задания:

  • Упр. 623 «Практика». Найти однокоренные слова.
    «Со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. 
    Всех он на дворе задирал, а ее не трогал».
    (Исторически однокоренные слова драчливым – задирал: нуль звука // И).
  • Упр. 624 «Практика». Являются ли родственными по происхождению существительные задира, задор, драка? Аргументировать свое мнение.

Творческое задание.

Ребята, наш Проша уже, наверно собрался домой. И представьте себе, что после нелегкой борьбы со злом и трудного пути назад пришел он в школу, а там ребята дразнятся, задираются, бранятся… Давайте попробуем зарифмовать такие правила поведения, чтобы не огорчать книжонка Прошу и всегда быть добрыми друг к другу.

На доску проецируется запись:

Все хором подсказывают рифму, затем записывают в тетради.

Например: «Запрещается дразниться, задираться и браниться, друг друга будем уважать, малышей не обижать».

- Есть ли здесь однокоренные слова?

Учитель объявляет и комментирует оценки, полученные на уроке.

VI этап. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Продолжить стихотворение, включив слова с чередующимися гласными в корне (любыми: И // Е, А // О).
  2. Выполнить упражнения 621 и 625 из «Практики» или задание № 131 в «Рабочей тетради».
  3. Написать небольшое сочинение «Ждем гостей», используя слова с чередованием гласных в корне.

VII этап. Самоанализ урока (рефлексия).

- Что нового узнали мы сегодня на уроке?

- Интересно ли было? Что понравилось? Что не понравилось?

- Какие были затруднения?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- С каким настроением пойдете с урока?

VIII этап. Подведение итогов урока.
Учитель: Благодарю вас всех за урок. Мне с вами было очень приятно и  интересно работать: вы сам и сформулировали тему урока и объяснили новую орфограмму, сочинили интересную сказку и хорошо инсценировали новое правило, показали умение работать сообща и справились с трудными заданиями. Я ухожу с урока  с хорошим настроением и надеюсь, что вы всегда будете вести себя так, как предложили в сочиненном вместе стихотворении.