Развитие познавательных способностей обучающихся через нетрадиционные формы уроков. Интегрированный урок по чтению и ИЗО "Радуга в гости к нам пришла"

Разделы: Начальная школа


Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на  развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.  Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащегося.

Известно, что на развитие познавательной самостоятельности ребенка оказывает, влияние множество факторов, стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами ученые и педагоги-практики выделяют среду – окружение, в котором пребывает ребенок, посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.

Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создают нетрадиционные формы обучения детей, в частности дидактические игры, творческая работа детей с использованием фантазии, нестандартные занимательные задачи, проблемные уроки, развивающие интеллектуальные игры, игры в загадках, обучение через деятельность, групповая и парная работа.

Эти активные формы и методы обучения  я  использую в своей работе с детьми, чтобы помочь ребенку раскрыть его духовный потенциал, чтобы он мог анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, давать самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать.

А сейчас я конкретно остановлюсь на примерах. При проведении интегрированного урока по чтению и изобразительному искусству «Радуга в гости к нам пришла» использовала игровые приемы, творческую работу с элементами фантазии.

Каждый из детей представлял себя сказочником, они надевали сказочные волшебные колпачки на головки. В сказке жила королева радуга, веселая и справедливая, но строгая. Дети отвечают «Почему?», т.к. она не разрешала краскам смешиваться.

Ребята учатся отличать положительных героев от отрицательных и в нашей сказке жил отрицательный герой злой Кляксич, который мечтал захватить королевство Радуги. Дети анализируют, рассуждают «Почему он Кляксич?» Он мечтал о том, чтобы на земле была чёрная грязь и подсылает свою служанку – маленькую служанку – черную кляксу. Краски сливаются, т.к. они тесно подошли  к друг другу,  учащиеся спасают радугу.

Идёт работа по развитию речи, рассказывая сказку, дети одновременно рисуют, сочиняют продолжение сказки, знакомятся с основными цветами спектра, развивают творческие способности  и интерес к литературе, искусству.

Нетрадиционные  формы уроков служат как бы переходным мостиком к учению, в которой легче, интереснее   проходит познавательная деятельность учащихся.

Я представляю конспект урока: «Радуга в гости к нам пришла», интегрированный урок по чтению и изобразительному искусству, 1 класс, программа «Школа России».

Интегрированный урок

Цель урока:

  1. Формировать умения сочинять сказку по предложенному сюжету.
  2. Познакомить с основными цветами спектра.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Воспитывать интерес к литературе, искусству.

Оборудование:

  1. Изображение радуги-дуги.
  2. Рисунки семи красок – цветов радуги.
  3. Злодей Кляксич.
  4. Рисунок тучки.
  5. Волшебная палочка.
  6. Колпаки для сказочников.
  7. Альбом ,кисточки.
  8. Краски, палитра.
  9. Музыкальное оформление.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок.

- Ребята, все вы любите слушать и смотреть  сказки. На нашем уроке каждый из вас станет сказочником.

- Кто такой сказочник?

о/д Человек который сочиняет сказки.

- Поможет нам в этом Маленький паж.

- Я еще не волшебник, я только учусь. Но дружба помогает мне делать чудеса.

- Крибле-крабле-бумс!

(Дети одевают колпаки.)

2. Работа по теме урока

- Итак…

- Как начинается большинство сказок?

о/д В некотором царстве, в сказочном государстве жили-были…

- Кто в нашей сказке будет жить?

о/д Веселые краски.

- С королевой радугой, веселой и справедливой.

- Правильно, ребята, королева была доброй, но строгой. Она никогда не разрешала сказкам собираться  вместе.

- Как вы думаете почему?

о/д Если краски смешиваются, то получается грязь. Все цвета любила королева.

Но может быть кто догадался, какие больше всего?

о/д Семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Скажите, ребята, королева Радуга, веселые краски- какие это герои?

о/д Добрые, положительные.

- Какие еще герои присутствуют в сказках?

о/д Отрицательные, злые. Злой волшебник.

Правильно, жил неподалеку злой Кляксич, в своем маленьком государстве. Он мечтал захватить королевство Радуги. А если он Кляксич, как вы думаете, чего бы он хотел?

о/д Чтобы на земле была черная-черная грязь.

И вот однажды в один пасмурный день Кляксич послал к Радуге свою служанку- маленькую черную кляксу. Сбежались все краски  на нее посмотреть – очень уж маленькая была  клякса. Краски все теснее и теснее подходили к друг другу.

- Что же произошло с ними?

о/д Слились!

- Верно, дети, они забыли наказ Радуги и слились. Не стало в сказочном королевстве ни жёлтой краски, ни оранжевой.

- Обрадовался Кляксич, Радуга уснула от огорчения.

- Ребята, надо радугу спасать.

3. Работа по развитию речи

- Кто скажет когда появляется на небе радуга?

о/д Когда пройдёт дождик и выглянет солнышко?

- Кто же поможет справиться с Кляксичем, вернуть краскам яркость, разбудить Радугу.

о/д Солнышко, дождик.

- Позовём солнышко.

о/д Дети читают стихи о солнышке, дождике

- Рассказываем сказку и рисуем.

В левом углу листа нарисуйте солнышко.

- Какой краской пользовались?

о/д Мы использовали жёлтый цвет.

(Убираю злодея).

Оно послало на землю лучики и пошёл весёлый дождик.

о/д Читают стихи о дождике.

Физминутка

Рисуем рядом с солнышком точку. Из тучки пошёл голубой дождик.

- Как получить голубой цвет?

о/д Синий разбавить водой.

Смешались голубой и жёлтый цвета, упали на землю… В какой цвет превратились?

- о/д В зелёный.

- Что появилось на земле?

о/д Травка.

Какие краски мы разбудили?

- Давайте вспомним сказку сначала.

о/д Рассказывают сказку.

- Прошёл теплый дождик, появилась травка, вырос большой красный цветок.

Дети рисуют цветы красного цвета. Цветы необыкновенные, сказочные.

4. Сочинение продолжения сказки

Продолжают дети сочинять сами.

о/д Обрадовались краски, бросилась жёлтая обнимать красную, проснулась оранжевая, стали кружиться оранжевые бабочки.

Дети рисуют.

о/д   Бросилась синяя краска плясать вместе с красной, проснулась фиолетовая.

Давайте, ребята, посмотрим. Ведь все краски в сборе.

Убежал злодей Кляксич, он не любит солнышка.

Но почему королева Радуга не просыпается? Надо её позвать.

Давайте споём песенку про Радугу или расскажем стихи.

Радуга проснулась и её любимые семь цветов.

5. Итог урока

Дети, так кем вы сегодня были на уроке?

Что вам особенно понравилось?