Типология учащихся на основе уровневого подхода В.В. Лебединского

Разделы: Школьная психологическая служба


Эмоциональная сфера детей не должна оставаться без внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. От того, как ребенок пройдет период адаптации к школе, зависит его дальнейшее обучение, его статус в классе. Из всего многообразия факторов, затрудняющих процесс социально-психологической адаптации, большую часть составляют особенности эмоциональной сферы. Нам известно, что эмоции играют важную роль на протяжении всей жизни человека. Особую роль приобретают в периоды изменения социальной ситуации развития.

Одной из первостепенных задач педагога-психолога является сопровождение учащихся первых классов. В данном направлении работы очень важно спрогнозировать уровень адаптации ребенка и выявить проблемные зоны, мешающие полной адаптированности к школе. Типология представленная в данной статье позволяет сделать такой прогноз на первом этапе работы учителя начальных классов и психолога.

Существуют различные подходы к изучению проблемы эмоций. Но точка зрения каждого ученого приводит к выводу о том, что эмоциональная система является одной из основных регулятивных систем.

Изучение влияния организации эмоциональной регуляции на социально – психологическую адаптацию детей к школе позволяет увидеть новые аспекты, которые не дают успешно войти ребенку в новую для него среду. Принимая во внимание эмоциональное состояние каждого ребенка, можно выстроить эффективную работу в сфере образования.

В отечественной психологии следует отметить вклад В.В. Лебединского, который занимается проблемой эмоциональных нарушений, как одной из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.

Суть теории В.В. Лебединского, состоит в том, что эмоциональная система является одной из основных регулятивных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности. Он предлагает рассматривать эмоциональную сферу в виде уровневой системы. Согласно этой теории, нарушение функционирования каждого отдельного уровня влечет за собой изменения не только в эмоциональной, но и в потребностной, поведенческой сферах. Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели В.В. Лебединского и его сотрудников к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации. Они не могут подменить друг друга, и ослабление или повреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации. В то же время чрезмерное усиление механизмов одного из них, выпадение его из общей системы тоже могут стать причиной аффективной дефицитарности. Таким образом, В.В. Лебединский предлагает выделять четыре уровня базальной системы эмоциональной регуляции: уровень полевой активности, уровень стереотипов, уровень экспансии, уровень эмоционального контроля.

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго указывают, что данную теорию можно применить и к детям, не имеющих отклонений.

Мне удалось показать, что теорию В.В. Лебединского можно применять не только к детям с отклонениями в развитии, но и к обычным детям.

В результате применения уровневой организации аффективной регуляции по отношению к детям, не имеющим отклонений в развитии, и соотнесение полученных результатов с уровнями социально-психологический адаптации, мне удалось разработать собственную типологию. Полученные данные были подвергнуты качественному анализу с помощью методов математической статистики и программы “SPSS-10”.

Методологическую базу типологии составляет учение об организации эмоциональной регуляции В.В. Лебединского, взгляды на проблему детского развития Л.С. Выготского.

Типология учащихся на основе эмоциональной регуляции

Тип 1. Ребенок не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может долго находиться среди незнакомых людей. Такой ребенок нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке и изменению дистанции во время общения. Обычно неадекватно оценивает свои возможности, недостаточно критичен, с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнять. Иногда такие дети могут привлекать к себе внимание любыми средствами, подчиняются требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания. Возможны проявления негативизма, а также провоцирование конфликтов между другими, испытывая при этом удовольствие. Могут проявлять несамостоятельность, конформность, а также проявлять кратковременную заинтересованность заданиями.

Тип 2. Такие дети испытывают беспокойство, когда происходит изменение дистанции во время общения, отказываются работать при быстрой смене видов деятельности. Они боязливы, нерешительны при смене обстоятельств, неуверенны в собственных силах, часто перестраховываются в оценке возможных сложностей и трудностей. Ребенок этого типа любит одиночество. Возможны случаи, когда ребенок будет с трудом привыкать к новому учителю, коллективу, к режиму в школе. Также возможен отказ от работы или проявление агрессии при переключении на новый вид деятельности. Часто это дети с низкой коммуникативностью, замкнутые, одинокие, с низкой самооценкой. Такие дети очень внушаемы, мнительны, недоверчивы к мнению окружающих, излишне зависимы от принятых норм поведения. Также они очень несамостоятельны, проявляют неуверенность в правильности своего поведения. Поэтому бывают случаи, когда ребенок неуверен в правильности своего поведения, постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен. Такие дети могут испытывать тревогу и страх, отказываться от деятельности в отсутствии эмоционального соучастия близких.

Тип 3. У детей этого типа присутствуют особенности второго типа. Также для этих детей характерно быстрое пресыщение занятиями, пассивность. Требуется постоянная стимуляция для продолжения деятельности в сложных ситуациях. Часто такие дети не могут принять решение, пассивны, имеют низкую коммуникативность. Это дети не уверенные в себе, трусливые.

Тип 4. У детей четвертого типа присутствуют особенности первого типа. Также им свойственна агрессивность по отношению к учителям, когда ему не позволяют осуществить задуманное. Такие дети нетерпеливы, проявляют мнительную любознательность.

Тип 5. Дети этого типа легко вступают в контакт, при этом не требовательны к качеству общения. Легко может преодолевать трудности. Такой ребенок проявляет кратковременную заинтересованность заданиями, требованиям подчиняется только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности под угрозой наказания. В тоже время он боится новых впечатлений, часто возникают резкие перепады настроения. Обычно стремится следовать установленным правилам, легко усваивает их.

Тип 6. Эти дети легко вступают в контакт, допускают близкую дистанцию в общении, но в любой момент может почувствовать дискомфорт от изменения этой дистанции. При быстрой смене деятельности может испытывать дискомфорт. Такой ребенок легко преодолевает трудности, испытывает потребность в симпатии со стороны других людей. Редко проявляет агрессию по отношению к близким или учителю, когда ему не позволяют осуществить задуманное. Возможны проявления мнительной любознательности. Такие дети стремятся следовать заведенным правилам, легко усваивают их.

Тип 7. Эти дети легко вступают в контакт, допускают близкую дистанцию в общении. Обычно стремится следовать установленным правилам, легко усваивает их. Спокойные, уравновешенные, способны выстраивать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, трудолюбивы, ответственны. Способны управлять своим поведением, усердны в достижении цели. Такие дети стремятся следовать заведенным правилам, легко усваивают их.

Соотношение типов учащихся с уровнями социально-психологической адаптации

 

Тип 1

Тип 2

Тип 3

Тип 4

Тип 5

Тип 6

Тип 7

Дезадаптированность

+

+

         
Низкий

+

+

 

+

     
Средний

+

+

+

+

 

+

 
Адаптированность        

+

+

+

Описание работы с данной типологией: учитель получает данную типологию в начале учебного года и, наблюдая за детьми, распределяет их на группы в соответствии с типологией. Такую же работу делает психолог. Для формирования объективной оценки производится сравнительный анализ полученных результатов. Производится корректировка распределения по группам. Затем в соответствии с таблицей делается прогноз относительно каждой группы. С помощью диагностики выявляются основные факторы, препятствующие успешной адаптации.

Литература:

  1. Битянова М. Головокружение от эмоций // Школьный психолог. – 2003.- №10. – С. 8.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с., ил. – (Акад. пед. наук СССР)
  3. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 137 – 143.
  4. Лурье С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению  // Мир психологии. – 2002. – №1. – С. 127–134.
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога, 2е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
  6. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред.  В.В. Лебединского. – М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1990.-197 с.