Роль технологии психолого-педагогического сопровождения в обновлении содержания образования на практике

Разделы: Школьная психологическая служба


«Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология на науке.
С искусства все начинается,
технологией заканчивается,
чтобы затем все началось сначала»
В.П. Беспалько

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. В настоящее время категорию «педагогическая технология» понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое понимание категории «педагогические технологии» разделяют и психологи. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса можно рассматривать как общую технологию деятельности психологов.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ №5 ориентировано на запросы участников образовательного процесса и решает задачи, определенные потребностями школы по созданию условий для развития личности учащихся, сохранения их психологического здоровья.

Содержание психолого-педагогического сопровождения включает в себя:

  • отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка на всех этапах школьного обучения,
  • создание психолого-педагогических условий для всестороннего развития личности ребенка, его успешного обучения через целевую реализацию психолого-педагогических технологий,
  • создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы психического развития и обучения.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре. Так, в процессе отслеживания психолого-педагогического статуса учащегося можно использовать разные диагностические схемы. В МОУ СОШ №5 специалистами психологической службы используются несколько схем:

  • диагностика-дифференциация психической нормы и патологии (прежде всего в отношении отклонений умственного развития);
  • определение зоны и содержания психологического конфликта учащегося (в отношениях со сверстниками, педагогами и взрослыми, в самоотношении). Методы: метод сказки, анкета «Характеристики взаимодействия в системе «ученик-ученик», «Характеристики взаимодействия в системе «ученик-учитель», опросник Кеттела, ПДО, «Hand-test», «СПА» Диймонда и Роджерса. С развитием информационных технологий у психологов появилась возможность использовать компьютерные методики «Келли», тест Люшера, и др.;
  • выявление специфических особенностей личности и психического статуса учащегося, провоцирующих отклонение в поведении, обучении или развитии ребенка.

Использование различных диагностических методик играет важную роль в раннем выявлении проблем развития детей, позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации.

Существенную роль в механизме выявления группы «риска» играет исследование адаптации учащихся к требованиям учебного процесса, окружающей среде. В параллелях 1, 5, 10-х классов педагогами-психологами школы ежегодно проводятся диагностические минимумы с целью раннего выявления и устранения причин и проявлений школьной дезадаптации. Анализ уровня адаптации учащихся 1-х классов показывает, что в 2007-2008 учебном году 87% учащихся успешно адаптировались к новым условием обучения (против 74% в 2006-2007 учебном году). Количество дезадаптированных детей составляет 9 учащихся (13%), что свидетельствует о снижении этого показателя в сравнении с прошлым учебным годом. Данная тенденция связана с организацией адаптационных мероприятий в начале каждого учебного года. Всего 2007-2008 учебном году в 1-х классах было проведено адаптационных 9 занятий по темам: «Первый раз в первый класс. Знакомство. Я и мое имя», «Урок и переменка», «Учение свет, а не учение – тьма». На занятиях использовались обучающие игры - занимающие важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения и развития.

Исследование уровня адаптации учащихся 5-х классов в 2007-2008 учебном году показало, что 81% учеников имеют высокий уровень адаптации (в 2006-2007 учебном году этот показатель составил 72%), 14% - средний уровень (против 26% в прошлом учебном году), дезадаптированых нет (в 2006-2007 учебном году этот показатель составил 2 %). Анализ показателей позволяет говорить о положительной динамике и, это явилось логическим следствием использования психолого-педагогических технологий: проведение групповой психопрофилактической работы. Всего в 2007-2008 учебном году с учащимися 5-х классов проведено 12 занятий по темам: «Давайте познакомимся!», «Что такое пятый класс?», «Мы и наше настроение», «Мы и наши привычки». Тем не менее, исследование выявило учащихся, имеющих повышенный уровень показателей по шкалам: «страх проверки знаний», «уровень тревожности», «страх самовыражения». С такими учащимися была проведена индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

В 2007-2008 учебном году 80% учащихся 10-го класса успешно адаптировалось к новым учебным условиям (в сравнении с 2006-2007 учебным годом этот показатель снизился на 18,4%). У 20% учащихся выявлены показатели ниже нормы (в 2006-2007 учебном году этот показатель составил 1,6%). Анализ причин, подтвержденный показателями психологического исследования, позволяет говорить о том, что 94% учащихся 10-го класса имеют интернальную направленность личности, у таких учащихся процесс адаптации более растянут во времени. В 10 классе были проведены 5 психопрофилактических групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, развитие внутригрупповой коммуникации. С учащимися, нуждавшимися в коррекционно-развивающей работе, были проведены индивидуальные занятии в количестве 12.

Работа по содействию в создании благоприятного психологического климата является приоритетной, так как основой развития личности и психического здоровья учащихся является состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения в процессе образовательной деятельности. В рамках этой деятельности психологами МОУ «СОШ №5» ежегодно проводится «Неделя психологии». Данное мероприятие представляет собой череду игр и эстафет: «Цвет дня», «Письмо другу», «Город помощи», «Интервью», «Следопыт» и др.; интеллектуальных викторин для учащихся всех классов. В первый и последний дни «Недели» помощники педагогов-психологов выпускают газеты с информацией о мероприятиях и о результатах их проведения. На протяжении всей «Недели психологии» каждый класс принимает участие в нескольких мероприятиях, способствующих развитию групповой структуры и процессов, определяющих внутригрупповой климат. Так, в процессе исследования характеристик психологического климата классных коллективов, наблюдается динамика групповой сплоченности: в 2005-2006 учебном году средний групповой индекс сплоченности (по методике Сишора) в параллели 7-х составлял - 11 (ниже среднего), в 2006-2007 учебном году – 13, в 2007-2008 учебном году - 15 (средний уровень). В параллели 8-х в 2005-2006 учебном году составлял - 11 (ниже среднего), в 2006-2007 учебном году – 14, в 2007-2008 учебном году - 15,5 (средний уровень). Повысился социометрический статус учащихся.

Одним из направлений обновления содержания образования является предпрофильная и профильная подготовка учащихся, проведение элективных курсов. В рамках психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся психологом старшего звена на протяжении 2006-2007 и 2007-2008 учебных годов проводились циклы групповых просветительских занятий, на которых учащиеся имели возможность исследовать свои личностные черты, профессиональные предпочтения и склонности, обучались планировать свою карьеру. Всего в 2007-2008 учебном году проведено 87 занятий, в которых приняли участие 250 человек. Данные, полученные в процессе проведения психодиагностик на занятиях, были доведены до сведения участников. Результатом данной деятельности явились показатели исследований: снижение уровня тревожности у учащихся, связанной с определением личной профессиональной перспективы, осознание своих индивидуальных особенностей.

 В 2007-2008 учебном году с учащимися 9-х классов был проведен курс элективных занятий по программе: «Альтернативный выбор, или психология социально успешной личности». Элективный курс посетили 35 учащихся (в 2006-2007 учебном году - 15 человек).

Проводимая деятельность способствует формированию у учащихся новых жизненно важных установок, развитию предприимчивости, самостоятельности, ответственности, отработке навыков осуществления осознанного выбора.

Инновационным процессом, связанным с обновлением содержания образования, является введение итоговой государственной аттестации в формате ЕГЭ. Ежегодно педагогом-психологом старшего звена реализуются мероприятия по подготовке участников образовательного процесса к итоговой государственной аттестации. Целю данной работы является: содействие в формировании психологической устойчивости учащихся к стрессу, обучение способам подготовки к экзаменам участников образовательного процесса. В 2007-2008 учебном году были проведены мероприятия:

  • занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов по темам: «Волнуйтесь спокойно!» «Саморегуляция»;
  • занятия с элементами тренинга для учащихся 11-х классов по темам: «Подготовка к экзаменам», «Поведение на экзамене», «Способы снятия эмоционально-психологического напряжения». На занятиях были предложены упражнения, снижающие уровень тревожности, обучающие способам осознанного изучения материала, правилам поведения на экзаменах;
  • обучающий семинар с педагогами на тему: «Готовим к ЕГЭ»;
  • школьные родительские собраний для родителей 9 и11 классов;
  • оформлен информационный стенд с материалами;
  • подготовлены памятки и буклеты для родителей и учащихся;
  • проведены индивидуальные консультации: с учащимися – 28 (в 2006-2007 учебном году – 16), с педагогами – 26 (в прошлом учебном году – 24), с родителями -11 (в 2006-2007 учебном году - 7).

Положительными результатами деятельности можно считать снижение показателей уровня ситуативной тревожности у учащихся и их родителей, а также повышение психологической готовности к прохождению выпускниками процедуры экзамена в формате ЕГЭ.

Внедрение психологами школы современных инновационных технологий в практику работы позволяет организовать профилактику и коррекцию нарушений психоэмоционального состояния. Занятия по программам «ИБИС» (Игровое биоуправление и саморегуляция) и «БОС» позволяют сформировать у детей навыки днафрагмально-релаксационного дыхания и расслабления. С учащимися по данным программам было проведено 32 занятия (в 2006-2007 учебном году таких занятий было проведено 24). Данный вид деятельности также является частью работы по профилактике злоупотребления психоактивных веществ. Также в рамках профилактики злоупотребления ПАВ психологом школы проводится работа, направленная на нейтрализацию коммуникативных влияний, моделирующих поведение потребителей наркотиков по программе «Проект «Барьер». В 2007-2008 учебном году проведено 8 занятий, в которых принимали 168 учащихся -21,8% (в 2006-2007 учебном году - 12 занятий, 47 участников – 6,2%).

В рамках выполнения федеральной программы «Дети России до 2010 года» педагогом - психологом школы в 2007-2008 учебном году была составлена программа развития социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ (детей-инвалидов) «Понимание и поддержка» (данная программа была представлена на Фестивале педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября»). В соответствии с программой был составлен и реализуется план работы с данной категорией учащихся.

Главным субъектом профилактики дезадаптации несовершеннолетних являются родители. Специалисты психологической службы школы принимают активное участие в подготовке и проведении родительских собраний. На встречах психологи информируют родителей о возрастных особенностях учащихся, дают рекомендации по разрешению проблемных ситуаций и оказанию помощи. Всего в 2007-2008 учебном году проведено 49 родительских собраний.

Приведенных выше данные говорят о важной роли технологии психолого-педагогического сопровождения процесса обновления содержания образования, направленного на повышение качества образовательных услуг, адаптивность образования к рыночному спросу.

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика, ACADEMA, Москва, 2002г.
  3. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения.