Программа эколого-биологической направленности объединения дополнительного образования детей "Юные исследователи"

Разделы: Внеклассная работа


Программа первого года обучения.

Цель курса: Расширить и углубить знания о строении и жизнедеятельности живого организма.

Задачи курса:

  • расширить представления школьников о химическом составе клеток, их разнообразии и отличительных признаках;
  • сформировать знания о цитологии, анатомии, физиологии, как науках о клетке, строении и функционировании живого организма;
  • расширить знания о строении и процессах жизнедеятельности живого организма;
  • сформировать умение работать с микроскопом и изготавливать микропрепараты;
  • сформировать умения ставить простейшие биологические опыты и описывать их результаты;
  • развивать умение идентифицировать изучаемые биологические объекты при помощи рисунков, коллекций и натуральных экспонатов;
  • сформировать умение разрабатывать биологические проекты.
  • формировать бережное отношение к природе.

В содержании программы курса выделяем две части:

  • теоретическую и
  • практическую.

В теоретической части раскрываются особенности химического состава, морфофизиологического строения живых организмов.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование химического состава клеток, строения клеточных органоидов, тканей, органов и систем органов целостного организма, идентификации грибов, изготовление гербариев, изготовление проектов.

Программа биологического кружка "Юные исследователи" предусматривает как классно-урочную систему, так и использование проектной и информационной технологий. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета химии и биологии, и натуральных объектов.

Предполагаемая программа рассчитана на два года, 68 часов, по 2 часа в неделю. В первой части изучается особенности строения живого организма, во второй - его жизнедеятельность. Курс может быть использован для углубления и расширения ЗУНов и развития исследовательских навыков учащихся

Содержательная часть программы (часть 1.)

Введение (2 часа)

Многообразие и отличительные свойства живых организмов.

Тема 1. Цитология - наука о клетке. (5 часов).

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии.

Практическая работа: Ознакомление с методами сбора грибов.

Экскурсия: " Разнообразие растительного и животного мира в окрестностях Уренгоя".

Сбор материала для биологических проектов.

Тема 2 .Химический состав клетки. (10 часов).

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Их строение и роль в организме. Ферменты, их роль в жизнедеятельности клетки. Растения и грибы - настоящая природная кладовая витаминов. Ядовитые и лекарственные растения. Механизмы синтеза ядов у грибов.

Практическая работа: Проведение цитохимических реакций для обнаружения неорганических (Ca2+, Mg2+, H2O) и органических белки, липиды, целлюлоза) веществ.

Тема 3. Морфофизиологическое строение клеток растений, животных, грибов, бактерий. (9 часов)

Прокариотические и эукариотические клетки. Строение и отличительные особенности клеток. Основные органоиды, их функции. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Деление ядра. Митоз. Мейоз.

Практическая работа: Работа с готовыми микропрепаратами и приготовление микропрепаратов.

Тема 4. Ткани живых организмов. (8 часов).

Определение тканей. Типы тканей растений и животных. Установление взаимосвязи строения и выполняемых функций тканями организма.

Практическая работа: Изучения тканей под микроскопом. Определение их принадлежности к животному или растительному организму.

Тематическое планирование.

№ п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов Практич. работы
1-2   Введение. 1 1
3-4   Цитология - наука о клетке. 1 1
5-6   Основные положения клеточной теории. 1 1
7   Экскурсия в природу.   1
8-9   Неорганические вещества клетки. 1 1
10-11   Органические вещества клетки. 1 1
12-13   Ферменты, их роль в жизнедеятельности клетки. 1 1
14-15   Витамины растений и грибов. 1  
16-17   Ядовитые и лекарственные растения. 1 1
18-19   Прокариотические и эукариотические клетки. 2 1
20-21   Строение и функции клеточных органоидов. 1 1
22-23   Строение и функции ядра. 1 1
24-26   Деление клетки. 1 1
26-30   Ткани растений. 2 2
31-34   Ткани животных. 2 2

Содержательная часть программы (часть 2.)

Тема 1. Строение и функционирование растительного организма (16 часов).

Органы цветковых растений. Корневая система. Побег. Цветок. Плод. Процессы жизнедеятельности: их протекание и взаимосвязь со строением органов, которыми они осуществляются. Многообразие растительного мира Крайнего Севера.

Практическая работа: работа с гербариями, коллекциями и натуральными объектами. Изготовление гербария.

Тема 2. Строение и функционирование животного организма (12 часов).

Органы и системы органов животных. Процессы жизнедеятельности: их протекание и взаимосвязь со строением органов, которыми они осуществляются. Многообразие животного мира Крайнего Севера.

Практическая работа: работа с, коллекциями и натуральными объектами. Изготовление коллекций.

Тема 3. Биологический проект.(6 часов)

Сущность проектной работы. Выбор темы. Определение методов и ресурсов. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.

Тематическое планирование.

№ п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов Практич. работы
1-3   Вегетативные и генеративные органы растений. 1 2
4-5   Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные. 1 1
6-9   Побег и процессы жизнедеятельности с ним связанные. 1 2
10-12   Цветок и плод. 1 2
13-14   Растительный мир Крайнего Севера. 1 1
15-18   Изготовление гербария. 1 2
19-23   Системы органов животных. 2 2
24-26   Процессы жизнедеятельности и органы их осуществляющие. 1 1
27-28   Животный мир Крайнего Севера. 1 1
29-34.   Оформление и презентация проектов. 2 4

Требования к уровню усвоения учебного материала:

в результате изучения программы, учащиеся получают возможность:

Знать:

  • определение наук цитология, анатомия, физиология, биогеграфия;
  • методы сбора и изучения натуральных объектов;
  • строение и функционирование биологических систем;
  • взаимосвязь строения и функций органов живого организма;
  • способы размножения и распространения живых организмов
  • условия и образ жизни отдельных царств живой природы;
  • лекарственные и ядовитые виды растений и грибов;
  • представителей растительного и животного мира Крайнего Севера;
  • особенности полевых работ (экскурсия);
  • ТБ при сборе грибов, растений и постановки эксперимента;
  • правила работы с основным оборудованием биологической лаборатории;
  • алгоритм и технику составления гербария и биологического проекта;

Уметь:

  • работать с микроскопом;
  • распознавать вегетативные и плодовые тела грибов, растений;
  • определять наличие органических и неорганических веществ в клетках с помощью цитохимических реакций;
  • наблюдать строение и функционирование различных органов живого организма;
  • идентифицировать грибы и виды растений при помощи определителей;
  • овладеть основными методами составления гербария и биологического проекта.

Методические рекомендации: при реализации программы целесообразно:

  • смещение акцентов с подачи знания на овладение способами самостоятельного поиска и получения знаний; использование модульной и интерактивных технологий;
  • адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки учащихся. Так в начале курса уровень доступности должен быть максимальным, а в дальнейшем постепенное усложнение и углубление материала;
  • предельно ориентировать содержание на практическое применение;
  • в качестве результата предполагает выполнение творческого проекта, что обуславливает развитие естественнонаучного мировоззрения;
  • развитию коллективной деятельности, умению дискутировать;
  • уделяет большое внимание развитию целеполагания и рефлексии;
  • использовать различные формы контроля (промежуточный контроль - отчеты о практических работах и экскурсии; итоговый контроль - защита проектов).

Презентация

Литература

  1. Афанасенко Е.И., Благой Д.Д., Генкель П.А. и др. Детская энциклопедия, 4 том. Москва, издательство "Просвещение", 1965г.
  2. Азаров В.И., Иванов Г.К. Иванов Редкие животные Тюменской области. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1981г.
  3. Батуев А.С., Гулякова М.А., Еленевский А.Г. и др. Большой справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва, издательский дом "Дрофа", 1999г.
  4. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В. и др. Биологические экскурсии, Москва, издательство "Просвещение", 1983г.
  5. Журков А.М., Миловидова Л.С. Грибы -друзья и враги леса . г.Новосибирск ,1980 г.
  6. Рягин С.Н. Общая биология клеточный уровень организации жизни. Из-е, Омск , 2003 г.
  7. П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. Современная ботаника. Москва, издательство