Урок-сказка по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"

Разделы: Физика


Цель:

  • обобщить и систематизировать основные положения МКТ и их опытное обоснование,
  • содействовать воспитанию интереса к физике.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Ход урока

Ребята! Сегодня у нас урок-сказка. Приготовьте тетради, слушайте внимательно, физику вспоминайте. Итак, мы начинаем.

Презентация.

"В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, и была у него дочь - Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего физику любила. И все шло хорошо, но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда. (Слайд 2)

Кликнул тут царь клич: "Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам". Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел куда глаза глядят. (Слайд 3)

Идет, а навстречу ему старичок - лесовичок. "Куда путь держишь?" - спрашивает. Рассказал ему Иван. "Нелегко тебе придется, но я тебе помогу" - говорит старичок. "Вот тебе клубок, он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет только после того, как ты ответишь: клубок - это тело или вещество?" (Слайд 4)

(Учащиеся отвечают на вопрос)

Клубок ожил, покатился по дороге и привел Ивана к саду. В том саду все деревья голые стоят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: "Помоги нам, Иван! Черный вихрь сорвал наши листочки, но их можно вернуть, если правильно определить названия тел, веществ и физических явлений". (Слайд 5)

(Ребята записывают в тетрадях в один столбик - названия тел, в другой - названия веществ, в третий - названия явлений.) (Слайд 6)

Не успел Иван развесить листочки, а уж деревья ожили и благодарят его.

Покатился клубок дальше, и привел Ивана к избушке на курьих ножках. В этой избушке живет Баба - Яга. Встретила она Ивана и говорит: "Подскажу я тебе, куда дальше идти, но сначала ответь на вопросы". (Слайд 7)

(Учащиеся устно отвечают на вопросы).

Баба - Яга указала дальнейший путь, и клубок покатился так быстро, что Иван еле - еле за ним успевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Пригорюнился Иван, да вдруг слышит голос с болота: "Достань со дна письмо заветное. Сумеешь найти ответы - откроется тебе невидимая дорожка, а не сумеешь - не видать тебе Настасьи Премудрой!" Достал Иван Письмо, а там задания.

(Слайды 9,10)

(учащиеся первое задание выполнят письменно в тетрадях, а второе - отвечают устно)

Как только выполнил Иван это эти задания, появилась тропинка через болото. И покатился клубок дальше, указывая путь Ивану. Идет Иван, торопится, вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван, а впереди ров глубокий. На самом краю камень указательный стоит, а на нем задание. (Слайд11)

(ребята слушают рассказ и устно указывают ошибки)

"Встретились однажды два друга - Коля и Витя. Давно они не виделись, и стали друг перед другом знаниями по физике хвастаться.

"Я знаю, - говорит Коля, - что мельчайшая частица вещества - молекула".

"Подумаешь! - отвечает Витя. - Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов".

"А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в телескоп?" - спрашивает Коля.

"Конечно, - говорит Витя. - В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела".

"Еще бы не знать! - отвечает Коля. - Это каждому известно. А ты, Витя слышал, что все вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном".

"Конечно, слышал, - отвечает Витя. - Я даже знаю их свойства: жидкости сохраняют форму, но меняют объем, газы сохраняют форму и объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема".

"Постой, постой! - остановил его Коля. - По - моему ты что - то перепутал!"

"Ничего я не перепутал, - обиделся Витя. - Я физику как дважды два знаю".

"ну тогда, - говорит Коля, - ответь на мой вопрос: одинаково ли быстро протекает диффузия в твердых телах, жидкостях и газах? Только подумай сначала".

"А что тут думать, - усмехнулся Витя. - Я и без обдумывания скажу, что одинаково, на то она, брат и диффузия!"

Иван точно указал все ошибки, тут же появился мост и он пошел дальше. Долго ли, коротко ли шел Иван, наконец, пришел к замку, а войти в него не может - вокруг глухие стены до неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок большой висит. Попытался, было, Иван сбить его, да все напрасно. Вдруг видит Иван, птичка сидит с ключиком и говорит Ивану: "Укажи, Иван, физический смысл пословиц, и получишь ключ от замка" (Слайд 12)

(Ребята объясняют эти пословицы с точки зрения физики)

Открыл Иван дверь, и увидел Настасью Премудрую.

"Молодец, Иван!" - говорит Настасья. - Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел, осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену деления приборов". (Слайд 13)

(Учащиеся определяют цену деления приборов и записывают в тетрадь)

Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный замок, и оказались Иван с Настасьей дома. Обрадовался царь. Сыграли они свадьбу, и стали жить - поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал, да физику повторял, молодец!" (Слайд 14)

Урок закончен. Свои тетради положите мне, пожалуйста, на стол. До свидания!

Презентация.