Сценарий сказки "Вовка в Тридевятом царстве"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа

  1. Просмотр мультфильма в записи "Вовка в тридевятом царстве".
  2. Игры на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия: "Из какой сказки?", "Расскажи по памяти":
  3. Рассказывание и пересказ сказки "Вовка в тридевятом царстве" с использованием различных видов театра, характеристика героев, идейного содержания, придумывание различных вариантов сказок.
  4. Работа по разъяснению идейного содержания сказки и пословиц, которые в ней встречаются.
  5. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы, просодической стороны речи.
  6. Выполнение упражнений по артикуляции и моторике, закрепление звукопроизношения.
  7. Работа над слоговой структурой слов, разучивание скороговорок.
  8. Работа над лексико-грамматическим строем речи и ее выразительностью.
  9. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.
  10. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям с использованием различных видов театра.
  11. Работа над диалогической формой речи и образами героев.

Цели:

Образовательные: учить понимать идейное содержание пословиц и поговорок, правильно оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их поступки с поступками людей; учить переносить сюжет сказки в игру, импровизировать с использованием различных видов театра; оценивать внутреннее настроение людей по мимике и жестам. Знакомить со старорусским деревенским бытом, расширяя ранее полученные знания; с русским народным творчеством, с произведениями разных авторов.

Коррекционные: развивать память, внимание, мышление; координацию, двигательную активность, эмоциональную выразительность; творческое воображение; выразительность и темп речи, силу голоса, слоговую структуру; эмоционально-волевую сферу. Формировать лексико-грамматический строй речи; фонематический слух, правильное произношение; интерес к театрализованной деятельности.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, желание учиться и работать; интерес к литературным произведениям устного народного творчества; эстетический вкус; умение вести себя дома, в гостях, в общественных местах; трудолюбие, терпение; опрятность, бережное отношение к вещам; вежливость, уважение к взрослым и друг другу; стремление к взаимовыручке и взаимопомощи.

Сценарий

(синтез кукольного и драматического театров)

Действующие лица:

  1. Мальчик Вовка (в 1-й сцене Вовка кукла-перчатка)
  2. Библиотекарь (кукла-перчатка).
  3. Царь.
  4. Стража - 2 ребенка.
  5. Старуха.
  6. Печь - 1 ребенок (на ширме печь с открывающимся ртом, управляет ребенок).
  7. Золотая рыбка.
  8. Волны - 4 ребенка.
  9. Василисы Премудрые - 3 девочки.
  10. Два молодца - одинаковые куклы-перчатки.

Сцена 1

Занавес - лес открывается - звучит русская народная музыка (балалайка).

На ширме кукольного театра - библиотека. Кукловоды управляют перчаточными куклами. Звучит голос в записи.

Библиотекарь. Ну, что бы ты еще хотел прочитать, мой дружочек?

Вовка. Вот еще бы такую же книжку.

Библиотекарь. У меня ведь есть еще лучше, смотри "Сделай сам".

Вовка. Все сам, да сам, а тут (показывает книгу "Сказки") ведь вот - царская жизнь. Только и делай, что ничего не делай.

Библиотекарь. Тогда тебе необходимо попасть в тридевятое царство.

Вовка. Да разве туда попадешь?

Библиотекарь. А почему бы и нет?

Где у нас тут сказочный отдел, а вот нашла. Встань вот здесь, голову правее, спокойно.

Происходит волшебство с помощью музыки, света. Занавес закрывается. Меняются декорации.

Сцена 2

Выбегает мальчик - Вовка. Игра детей перед ширмой.

Вовка. Вот это да! Настоящее волшебство!

(оглядывается вокруг) Никого нету. Але, а где-же тут кто?

Стоит царский трон на нем лежит корона. Вовка садится на трон и надевает корону царя. Царь красит забор и поет.

Царь.

Имею я пирожных горы
И есть, что есть, и есть что пить!
Но крашу, крашу я заборы,
Чтоб людям пользу приносить!..

Вовка. Царь, а царь!

Царь. О, господи! О, как я испугался. Я уж думал наши сказки кто почитать взял, а я в таком виде.

Вовка. Нет, это я!

А Вы зачем забор красите? Вы же царь, вам же полагается ничего не делать.

Царь. Да знаю, знаю. Должность у меня такая, что только и делай, что ничего не делай. Да ведь так и со скуки помрешь. И потом, я ведь не всамделишний царь, я - сказочный. Пока сказки на полке стоят я забор подкрашу - и польза и разминка. Одобряешь?

Вовка. Нет. Ничего Вы не понимаете в царской жизни.

Царь - это хочешь пирожное, хочешь - мороженое. А он заборы красит.

Царь. Так, так, понятно. Уступил бы место старшему, аль вежливости не обучен?

Вовка. Пожалуйста!

Царь. Подай сюда корону-то.

Вовка. Пожалуйста!

Царь. Великовата она тебе. Значит пирожное?

Вовка. Ага!

Царь. Э-эй! Стража!

Под музыку появляется стража.

Царь. Вот, что, ребята, отрубите ему голову, тунеядец.

Стража. Ага, это можно.

Вовка убегает за ним стража

Сцена 3

Занавес открывается.

Вовка (выбегает с книгой и читает). На пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто.

Ага! Вот я где!

Бабушка, здравствуй!

Бабка. Здравствуй, милок!

Вовка. Бабушка, а как тут повидать золотую рыбку? Ты ведь в курсе дела.

Бабка. Да вот оно море-то рядом. Ой-ее-й! Знаешь, только вот ходить не советую. Знаешь какая тут со мной беда приключилась:

Вовка. Так она мне еще будет рассказывать. Как-будто я не читал, так я совсем не ты. Я не хочу быть владычицей морскою. Я с ней быстро договорюсь.

Бабка. Слышь, касатик, милай, - это, попросил бы ты у нее корыто.

Вовка. Так вот еще - сначала тебе корыто, потом подавай стиральную машинку.

Бабка. Да нет, нет. Где уж там.

Вовка. Ну ладно, поговорим.

Эй, золотая рыбка!

Эй-эй, золотая рыбка, ты что не слышишь, что ли.

Сцена 4

Занавес закрывается.

Звучит музыка. Танец "Золотая рыбка" - среди волн-детей танцует Золотая рыбка. Танец закончился, дети-волны присаживаются на пол.

Золотая рыбка. Ну, что тебе надобно, старче. Ой, что это такое?

Вовка. О, золотая рыбка! Я хочу, чтобы ты:

Золотая рыбка. Что? А ты сплел невод? А ты его трижды закинул в море? А ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же.

Волны под музыку хватают Вовку со всех сторон и увлекают его за собой, за занавес.

Вовка. Ой, куда ты меня тащишь. Фу, подумаешь, килька несчастная.

Сцена 5

На фоне музыки выплывают Василисы и танцуют танец "Василис".

Выходит Вовка.

Вовка. Вот это здорово! Вы кто такие?

Василисы. Мы Василисы - Премудрые.

Вовка. Кто?

Василисы. Василисы - Премудрые.

Вовка. А вы откуда взялись?

Василиса - 1. Прилетели из разных сказок, потому что у нас слет юных Василис по обмену премудростями.

Вовка. Чем?

Василиса - 2. Премудростями!

Вовка. Эх, мне бы научится по обмену (чешет затылок), по обмену какими-нибудь премудростями.

Василиса - 1. Ну, как, девочки, научим?

Василисы. Научим!

Василиса - 1. Ну, тогда, девочки, помогайте мне! (пока Василиса - 1 поет и показывает, другие две держат лист ватмана на нем проекты бассейна и дворца)

Поют частушки.

Василиса - 1.

Поработаем неплохо,
Рассчитаем за урок:
Сколько надо шлакоблоков
Чтоб дворец построить в срок.
Ух-ух-:.!

Василиса - 2.

Сделать надо нам расчет
Как из труб вода течет.
Что отсюда вытекает
Арифметике почет.
Ух-ух-:!

Вовка. Не хочу, не хочу! Везде учат, в саду учат, еще и в сказке навалились.

Василиса - 2. Да тебе видать надо в Тридевятое царство.

Вовка. Че я там не видал?

Василиса - 1. А там есть двое из ларца, одинаковых с лица. Что не прикажешь все для тебя сделают.

Вовка. Все, все?

Василиса - 2. Да.

Василиса - 3. Чтоб не заблудился, на вот (дает клубок).

Вовка. Ну, пока!

Василисы. Скатертью дорога! (уходят)

Сцена 6

Вовка бросает клубок, идет за ним (к нему привязана нить, за которую клубок вытягивают к ларцу - ларец до этого времени стоит за передвижной ширмой, которую поворачивают лицом к зрителю и закатывают за ларец на ширме изображен указатель "Тридевятое царство". Двое из ларца одинаковых с лица - две одинаковые куклы-перчатки, а ларец выполняет роль своеобразной ширмы).

Вовка подходит к ларцу.

Вовка. Эй, двое из ларца одинаковых с лица!

Куклы (выскакивают из ларца). Здрасьте!

Вовка. Привет. Так вы что же, правда за меня все делать будете?

Куклы (в голос). Ага!

Вовка. Ага! Тогда сделайте мне: во-первых - пирожное,

Во-вторых: чего это вы? Что и пальцы за меня загибать будете?

Куклы. Ага!

Вовка. Хорошо! Во-вторых - конфет!

А -третьих:, ну загибайте! А в-третьих - мороженого! Ну быстрее!

Куклы. Будет сделано!

Куклы в ларце подбрасывают муляжи - сладости вверх, имитируют под русскую народную музыку, что "едят сладости".

Вовка. Эй, эй, але! Вы что это и конфеты за меня есть будете?

Куклы. Ага!

Вовка. Ну нет, тогда убирайтесь обратно в ларец.

Куклы прячутся в ларец.

Сцена 7

Открывается занавес. На ширме, которая стоит на сцене, изображена печь из картона - обклеена белой тканью. "Рот"-русская печь подвижен, открывается и закрывается при разговоре.

Печь. Эй, кому пирожки с мясом, с повидлом, с капустой!

Вовка. Печка, а печка, дай мне поесть.

Печь. Да, пожалуйста, только наколи сперва дровишек. Растопи их, да замеси тесто.

Вовка. Ладно, будет сделано. А ну, двое из ларца - явились! Замесить и нарубить!

Куклы (на ширме - ларце). Будет сделано!

Месят дрова, рубят тесто (имитируют под русскую народную музыку).

Вовка. Опять! Да наоборот же.

Куклы. Ага, ясно! (меняются местами и делают то же самое)

Вовка. Да вы что, нарочно что-ли. Хотите, чтобы я весь голодный остался. Убирайтесь обратно, сейчас же в ларец.

Ничего не соображают. Лучше уж я сам.

Ой, что это, оно не рубится. Ладно и так сойдет!

Кидает в печку целые дрова - сшитые из ткани и набитые поролоном.

Вовка. Щас, как я это замесю. Чего это тесто, чево она вся такая липкая. Ну ладно, зажарится как-нибудь.

Печь (чихает и выплевывает гарь). Ну вот тебе и пирожки!

Вовка. Что? Че такое-то, черное?

Печь. Ну, чего морщишся-то? Сам испек, сам и кушай.

Вовка. Это чего? Это пирожки? Нет спасибо, мне знаете как то не хочется.

Куклы смеются.

Вовка. Вы что это смеетеся надо мною. Думаете я ничего не умею, как вы?

Куклы. Ага!

Вовка. Жалко, что у меня нет инструментов.

Куклы. Это можно!

Вовка. Это что, инструменты? Ага - как захочу, так все сделаю (потихоньку уходит за занавес, оттуда слышен стук топора, звук рубанка). Хоть кадушку, хоть корыто. О-о, да я совсем забыл - корыто. Мне бы это только суметь. Бабушка бы рот открыла (последние строчки выкрикивает из-за занавеса).

Закрывается ларец передвижной ширмой. Выдвигается маленькая ширма-изба, она закрывает печь.

Сцена 8

Вовка приходит к старухе с целым корытом.

Бабка. Батюшки, неужто, золотая рыбка сжалилась?

Вовка. Нет, бабуся, это я сам. Ведь без труда не вынешь рыбку из пруда.

Бабка. Молодец! Теперь знаешь, что?

Вовка. Чего?

Бабка. Построй-ка мне избу.

Вовка. Избу! Ха, это еще я не умею. Но, обязательно научусь! И заживем мы с тобой:

Побежал я в библиотеку.

Вовка убегает, перед занавесом останавливается - поворачивается к зрителям:

Вовка. Ну вот и вся история!

Под музыку все дети выходят на поклон.