Тематическое и поурочное планирование элективного курса по физике для 6-го класса "Физика и жизнь"

Разделы: Физика


Тематическое и поурочное планирование элективного курса по физике для 6 класса "Физика и жизнь", 68 часов, 2 часа в неделю.

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для ознакомления учащихся 6 класса средней школы с широким кругом явлений физики и является логическим продолжением курса начатого в 5 классе. В данном курсе изучаются те явления, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Работа в данном курсе должна способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения.

Изложение материала в данном курсе имеет нетрадиционный характер, учитывая особенности данного детского возраста, все уроки представлены в виде компьютерных презентаций, а разговор с детьми построен на игре.

Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить небольшое количество лабораторных работ и изготовить ряд самодельных приборов.

Предполагаемые формы контроля.

В качестве контроля предполагается написание мини проектов по предложенным темам:

  1. Электрический ток на службе человека.
  2. Очки.
  3. Солнечные и лунные затмения и их влияние на жизнь людей.
  4. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду.
  5. Вредные выбросы производства.
  6. Необходимость контроля над состоянием атмосферы и основные способы его осуществления.
  7. Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий.

График работы над проектами.

Время работы Содержание работы
Сентябрь Выбор тем проектов
Октябрь Консультации по выбранным темам
Ноябрь
Декабрь
Январь Предзащита проектов
Февраль Консультации и доработка проектов
Март
Апрель Защита проектов
Май

Тематическое планирование.

№ п/п Тема Кол-во часов
1. Электромагнитные явления 12
2. Световые явления 12
3. Земля - планета Солнечной системы 9
4. Земля - место обитания человека 9
5. Человек дополняет природу 16
6. Беречь природу 6
7. Подведение итогов 4
Всего 68

Поурочное планирование элективного курса.

Электромагнитные явления (12ч).

Урок 1 /1. Электрический ток. Напряжение.

Основной материал. Вводный инструктаж по ТБ. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Напряжение как условие возникновения электрического тока. Источники постоянного и переменного тока.

Урок 2 /2. Напряжение. Источники тока.

Основной материал. Сила тока, единица измерения силы тока - 1 Ампер (А). Примеры различных значений силы тока. Напряжение, единица измерения напряжения - 1 Вольт (В). Примеры различных значений напряжения. Амперметр и вольтметр, и их подключение к электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения.

Урок 3/3. Электрическое сопротивление.

Основной материал. Электрическое сопротивление, единица измерения сопротивления - 1 Ом (Ом). Зависимость сопротивления проводника от его длины, толщины и материала, из которого сделан проводник.

Урок 4/4. Закон Ома для участка цепи.

Основной материал. Закон Ома для участка цепи и его применение для решения задач.

Урок 5/5 -6/6. Электрические цепи.

Основной материал. Составные части электрических цепей и их обозначения на схеме.

Урок 7/7. Последовательное и параллельное соединение цепей.

Основной материал. Последовательное и параллельное соединение проводников, их отличия, использование в различных цепях.

Урок 8/8. Лабораторная работа " Изучение последовательного соединения проводников".

Урок 9/9. Лабораторная работа " Изучение параллельного соединения проводников".

Урок 10/10. Действие тока.

Основной материал. Нагревательное действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Химическое действие тока, его применение.

Урок 11/11-12/12 . Итоговый урок по теме "Электромагнитные явления".

Световые явления (12 ч).

Урок 13/1. Свет. Источники света.

Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные.

Урок 14/2. Свет и тень.

Основной материал. Образование тени от преграды. Прохождение света сквозь отверстие. Объяснение солнечных и лунных затмений.

Урок 15/3. Отражение света.

Основной материал. Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала плоские выпуклые и вогнутые. Использование зеркал

Урок 16/4. Изображение в плоском зеркале.

Основной материал. Характер изображения в плоском зеркале. Объяснение возникновения мнимого изображения с помощью построения.

Урок 17/5. Преломление света.

Основной материал. Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.

Урок 18/6. Линзы.

Основной материал. Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы.

Урок 19/7. Лабораторная работа №1 " Наблюдение изображений предмета в линзе в зависимости от их взаимного расположения".

Урок 20/8. Оптические приборы.

Основной материал. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, микроскопа, телескопа.

Урок 21/9. Глаз и очки.

Основной материал. Строение глаза, некоторые функции его отдельных частей. Изображение, получаемое на сетчатке. Недостатки зрения: дальнозоркость и близорукость, использование очков для их исправления.

Урок 22/10. Разложение белого света в спектр.

Основной материал. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.

Урок 23/11 -24/12 . Итоговый урок по теме "Световые явления".

Земля - планета Солнечной системы (9 ч).

Урок 25/1. Древняя наука астрономия. В мире звезд.

Основной материал. Задачи, которые решает астрономия, знакомство с звездным небом, созвездия. Древние астрономические инструменты и современные методы астрономических исследований.

Урок 26/2. Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

Основной материал. Карта звездного неба. Нахождение на карте созвездий и наиболее ярких звезд. Азимут и высота светил.

Урок 27/3. Солнце. Солнечная система.

Основной материал. Солнце. Первые представления о его составе и температуре. Изменения солнечной активности. Солнце и жизнь на Земле. Солнечная система и ее строение.

Урок 28/4-29/5. Планеты солнечной системы.

Основной материал. Краткая характеристика планет Солнечной системы.

Урок 30/6. Годичное и суточное движение Земли.

Основной материал. Движение Земли: вращение вокруг своей оси и обращение вокруг Солнца. Причины смены дня и ночи, времен года.

Урок 31/7. Луна - естественный спутник Земли.

Основной материал. Луна - естественный спутник Земли. Движения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Отсутствие атмосферы и связанные с этим физические условия на Луне. Фазы Луны.

Урок 32/8. Космические исследования.

Основной материал. Основные этапы космических исследований.

Урок 33/9. Обобщающий урок по теме " Земля - планета Солнечной системы".

Земля - место обитания человека (9 ч).

Урок 34/1.Строение земного шара.

Основной материал. Строение земного шара. Увеличение плотности и температуры с глубиной. Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни на Земле. Исследования морских глубин. Судоходство. Процессы, происходящие в земных недрах и в гидросфере, их влияние на жизнь людей, необходимость их изучения.

Урок 35/2. Атмосфера.

Основной материал. Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

Урок 36/3. Измерение атмосферного давления. Барометры.

Основной материал. Барометры: ртутный и анероид, их принцип действия. Единицы измерения атмосферного давления.

Урок 37/4. Влажность.

Основной материал. Содержание водяного пара в атмосфере. Ненасыщенный и насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. С помощью гигрометров и психрометров.

Урок 38/5. Атмосферные явления.

Основной материал. Туман, облака, дождь, роса - объяснение причин их возникновения. Гроза, молниеотвод.

Урок 39/6-40/7. Из истории развития авиации.

Основной материал. Этапы становления и развития авиации. Выдающиеся летчики и конструкторы самолетов.

Урок 41/8. Освоение космического пространства.

Основной материал. Основные этапы освоения космического пространства. Подготовка к полетам в космос.

Урок 42/9. Обобщающий урок по теме "Земля - местообитания человека".

Человек дополняет природу (16 ч).

Урок 43/1. Простые механизмы.

Основной материал. Простые механизмы - рычаг, наклонная плоскость, блок. Назначение простых механизмов.

Урок 44/2. Лабораторная работа № 2 по теме "Знакомство с простыми механизмами".

Урок 45/3. Лабораторная работа № 3 по теме "Знакомство с простыми механизмами".

Урок 46/4.Механическая работа.

Основной материал. Определение механической работы. Единицы работы.

Урок 47/5. Решение задач на вычисление механической работы.

Урок 48/6. Энергия.

Основной материал. Виды энергии. От чего зависят виды энергии?

Урок 49/7. Источники энергии.

Основной материал. Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топливо, ядерное горючее. Восполняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Урок 50/8. Тепловые двигатели.

Основной материал. Тепловые двигатели - машины, преобразующие энергию топлива в энергию движения. Из истории тепловых двигателей. Паровые машины Дж. Уатта, И.И. Ползунова. Применение современных тепловых двигателей.

Урок 51/9. Двигатель внутреннего сгорания.

Основной материал. Двигатель внутреннего сгорания. Принцип его действия и его использование.

Урок 52/10. Электростанции.

Основной материал. Роль электроэнергии в жизни общества. Виды электростанций.

Урок 53/11. Ядерная энергетика. Радиация.

Основной материал. Проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках. Новые виды оружия. Воздействие радиации на организм человека.

Урок 54/12. Автоматика в нашей жизни.

Основной материал. Что такое автоматическое устройство. Иллюстрация действия автоматов на конкретных примерах на производстве и в быту.

Урок 55/13. Средства связи.

Основной материал. Средства связи. Сведения из истории их развития. Телеграф. Телефон. Радио и телевидение.

Урок 56/14. Наука в жизни общества.

Основной материал. Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные направления современных научных исследований в области физики.

Урок 57/15. Материалы для современной техники.

Основной материал. Необходимость создания искусственных материалов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпрочные сплавы, жидкие кристаллы и т.д.

Урок 58/16. Обобщающий урок по теме "Человек дополняет природу".

Беречь природу (6 ч).

Урок 59/1-60/2. Влияние человека на окружающую среду.

Основной материал. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Экологические катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля над состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий.

Урок 61/3-62/4. Экология.

Основной материал. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды. Обсуждение экологического состояния в школе и на территории, прилегающей к ней.

Урок 63/5-64/6. Конференция, посвященная проблемам экологии.

Урок 65/1-66/2. Защита проектов.

Урок 67/3-68/4. Подведение итогов.

Литература для учителя.

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. - М.:Просвещение,1994.
  2. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики в средней школы. -М.:Просвещение,1983.
  3. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.:Просвещение,1982.
  4. Мощанский В.Н., Савелова Е.В., История физики в средней школе.-М.:Просвещение,1981.
  5. Спасский Б.И. История физики. - М.: Высшая школа, 1977, ч 1,2.
  6. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.:Наука,1983.
  7. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.:Просвещение,2000.
  8. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 класса в средней школе. - М.:Просвещение, 2005
  9. Детская энциклопедия. - М.:Педагогика,2001.
  10. Хрестоматия по физике/Под редакцией Б.И.Спасского.-М.:Просвещение,1982.
  11. Блудов М.И. Беседы по физике. - М.:Просвещение,1984.
  12. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: Детская литература,2005.
  13. Бесчастная Н.С. Физика в рисунках. - М.:Просвещение,1981.
  14. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы / Сост. И.Г.Кириллова.- М.:Просвещение,1986.