Космическое путешествие "Земля-Алокш-61"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развитие познавательных интересов учащихся в области астрономии.

Оборудование: КПЗН-2 шт, бейджики – 8 шт, яблоко на нитке – 2 шт, название космических кораблей – 2, астероиды-стулья обернутые серой бумагой, карточки – задания для болельщиков, видеофильмы, экран, компьютер, карточки-задания для астронавигаторов, бумага, ручки, макет ключа

План:

1. Определение состава экипажей (разминка).

2. Распределение обязанностей в экипажах (вопросы каждому члену экипажа).

3. Перед дорогой (обед для экипажей)

4. Космическое путешествие Земля – Алокш 61:

а) Земля – Луна – Марс
б) Приветствие с Земли (конкурс болельщиков)
в) Астероидный пояс
г) Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун
д) Астероидный пояс
е) Алокш – 61 (поиски внеземной цивилизации)
ж) Возвращение на Землю.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день уважаемые гости, участники нашего предстоящего космического путешествия. Как вы уже знаете, средства массовой информации сообщили, что НАССА посылает сигналы для установки контактов с внеземной цивилизацией виде музыки в исполнении легендарной группы «Битлз». Учащимися нашей школы были получены сигналы с неизвестной планеты, которую они назвали «Алокш-61».
Академик В.А.Амбарцумян в 14 лет окончил университет. Математик Эварнет Галуа в 21 год в ночь перед дуэлью сформулировал важнейшие математические принципы. Сергей Рахманинов в 19 лет написал оперу «Алеко».
Вы уже прожили 14,15,16 лет и ничего почти не успели. Сегодня это можно исправить. Потому что только сегодня, только сейчас, и только в школе №16 можно стать участником необычайной космической экспедиции на планету «Алокш 61». Планета еще неизвестна, но навигаторы СОШ №16 получили сигналы с нее, значит, там есть цивилизация. Это будет настоящей сенсацией, сенсацией 21 века. Вы готовы!
Итак, в состав космических экипажей войдут только те, кто быстро ответит на вопросы.

Определение состава экипажей. Разминка

Согласно разминке будут определены 8 участников, по 4 в каждом экипаже.

  • Самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
  • Сколько звезд видно в небе невооруженным глазом? (6000)
  • Сколько всего планет в Солнечной системе? (8)
  • Самая далекая от Солнца планета? (Нептун)
  • Сколько созвездий на звездном небе? (88)
  • Каково расстояние от Земли до Солнца? (1 а.е. или 150 млн км)
  • Самая яркая звезда неба? (Сириус)
  • Спутники этой планеты – Каллисто, Ганимед, Европа, Ио? (Юпитер)

Члены экипажей выходят к доске.

Ведущий: Во время полета каждый из вас будет выполнять определенную функцию: капитана, астронавигатора, бортинженера, специалиста по внеземным цивилизациям. Наша задача с вами быстро распределить эти обязанности.(экипажам выдаются бейджики с указанием должности). Теперь вам предстоит ответить на вопросы, согласно вашего звания. Набравшие большое количество баллов, получают ключ и возможность первыми стартовать с космодрома.

Распределение обязанностей в экипажах.

Капитан

1. Какая форма выгоднее для космического корабля – шар, конус, диск, рыбообразная – с точки зрения аэродинамики, если корабль рассчитан для полетов на высоте 500 км над Землей? (Форма космического корабля безразлична для полета на такой высоте, так как там практически нет воздуха и сопротивление атмосферы движению мало.)

Астронавигатор

2. Определите по координатам в каком созвездии находится планета «Алокш 61», используя КПЗН (карточки-задания).

Бортинженер

3. При спуске космического корабля с орбиты происходит разделение отсеков: орбитальный и приборный сгорают, войдя в плотные слои атмосферы, а на Землю возвращается спускаемый аппарат. Какой элемент конструкции этого аппарата ученые создали благодаря изучению метеоритов?
(Теплозащитную оболочку. Исследуя метеориты, ученые обнаружили, что поверхность этих тел обычно оплавлена, а внутреннее строение остается без изменений, пришли к выводу, что наружную часть кабины спускаемого аппарата надо покрыть «жертвенным слоем», который должен сгореть в атмосфере и тем самым защитить корабль от воздействия высоких температур.)

Специалист по внеземным цивилизациям

4. Переведите с английского языка на русский название американских космических летательных аппаратов «Вояджер». Куда летали эти аппараты?
(Вояджер – путешественник. Аппараты исследовали Юпитер, Сатурн и их спутники; запущены в 1977 г.)

Ведущий: Для полета к планете «Алокш 61» потребуется сплоченный экипаж. Каждый космонавт, находясь в полете в космическом пространстве, испытывает на себе действие таких явлений, как невесомость и перегрузки. Эти условия сложны и коварны, и от человека, находящегося в них, требуется предельное мужество, выносливость, собранность, находчивость и внимание. Кроме того, оно предполагает и проверку умения питаться в условиях, близких к невесомости. Прежде, чем занять места в своем космическом корабле, нужно поесть перед дорогой.

Перед дорогой (обед для экипажей)

Задание: как можно быстрее съесть яблоко, подвешенное на нитке всей командой.

Ведущий: Один экипаж не справился с задачей, в связи с этим им необходимо запас продуктов взять с собой, но возможности космических кораблей ограничены, и вы должны пожертвовать одним членом экипажа (один член экипажа удален).

Космическое путешествие «Земля – Алокш 61»

Земля – Луна – Марс

Ведущий: Итак, экипажи занимают места в космических кораблях (экипажи проходят к своим местам). Счастливого вам пути! Связь будем держать из космического центра. Старт! Поехали!

(Видеофильм – запуск космического корабля с Байконура)

«Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов» (Луи Пастернак). Им повезло. Итак на связи космические экипажи. Внимание впереди Луна. (На экране – Луна). Вы уже пролетели 380 000 км, это маленькое расстояние в космических масштабах. Но Ваши корабли не подчиняются управлению, и Вам предстоит посадка на Луну. Это только задержит нас. Если вы справитесь с заданием, ваш корабль сменит курс и оставит Луну в стороне. Итак, вопросы.

1. Как Колумбу пригодилось знание астрономии?

В апреле 1503 года экспедиция Колумба вынуждена была пристать к северному берегу Ямайки. Многие матросы покинули адмирала и отправились в глубь острова грабить туземцев. Оставшиеся с Колумбом старались наладить добрые отношения с местными жителями, чтобы получить от них продовольствие. Но в отместку за грабежи ямайцы наотрез отказались кормить непрошенных гостей. Колумбу и его спутникам грозила голодная смерть. Тогда у Колумба созрел план спасения. Он пригласил к себе старейшин местных племен и объявил им: « Если вы не дадите нам продукты, наш Бог лишит вас Луны!». Старейшины снисходительно улыбнулись и, конечно, продуктов не дали.
Но через два дня произошло то, о чем предупреждал старейшин адмирал. Устрашенные исполняющимся наказанием, старейшины примчались к Колумбу и, упав на колени, умоляли его вернуть ночное светило на небо. Колумб торжественно сообщил, что испанский Бог вернет Луну на небо, если его матросы не будут больше нуждаться в продовольствии. Старейшины согласились выполнить приказание испанского Бога, и … Луна вновь появилась на небе!
Какое небесное явление использовал Колумб, чтобы спасти спутников от голодной смерти?

2. Мюнхаузен на Луне

Наконец-то моя ракета прилунилась! Я дождался лунного утра, освободился от скафандра, снял шлем и спустился на лунную поверхность. Мои ноги по колено погрузились в пыль! Я знал, что Луна необитаема, но на всякий случай громко закричал. Никого! Только мой собственный голос, отразившись от соседней горы, вернулся ко мне. Было жарко: градусов 30, а может быть, и 40. Хорошо, что я захватил с собой солнечный зонтик. Оказалось, что идти по Луне гораздо труднее, чем по земле. Я еле-еле передвигал ноги. А мой чемодан так и тянул меня вниз.
Вдруг подул сильный ветер. Началась пыльная буря. Я закрыл зонтик и поплотнее закутался в плащ. Несколько часов пути, и я у моря Спокойствия. Его поверхность оправдывала: ни одной волны, ни одного всплеска. Надув резиновую лодку, я отплыл от берега и закинул удочку. Вот эта рыбалка! Я едва успевал менять наживку на крючке. Кстати, лунные дождевые черви намного крупнее своих земных собратьев. Однако пора грести к берегу – наступает лунная ночь. Над моей головой замерцали яркие звезды. Изредка их закрывали плывущие по небу легкие облака. Я развел костер и сварил уху. Это была самая вкусная уха в моей жизни. Честное слово барона Мюнхаузена – самого честного человека на Земле и единственного правдивого – на Луне!
Найдите ошибки барона Мюнхаузена.

– Молодцы! Вы справились успешно с заданием. От Земли до Марса 0,5 а.е. этот путь пройдет тот корабль, экипаж которого получит поддержку с Земли от своих знакомых, близких и родных. Поэтому задание для болельщиков.

Приветствие с Земли (конкурс болельщиков)

1. Поставьте рядом с фамилией каждого конструктора названия тех ракет-носителей или ИСЗ, над созданием которого они работали: С.Королев, М.Янгель, В.Челомей «Протон», «Спутник», «Космос». (С.Королев – «Спутник», М.Янгель – «Протон», В.Челомей – «Космос»)

2. Американские авиаинженеры братья Орвилл и Уилберт Райт совершили первый в мире полет на самолете с двигателем внутреннего сгорания 17 декабря 1903 года. Какова была продолжительность полета, какое расстояние они пролетели? Выберите ответ из предложенных: 112 с, 500 м; 39 с, 263 м; 20 с, 100 м.

Ведущий: Внимание вы попали в пояс астероидов, который находится между планетами Марс и Юпитер. Обшивку ваших кораблей штурмует целый рой метеоритов. Во время таких случаев каждый член экипажа при необходимости должен уметь автономно принимать решения. При этом особая ответственность ложится на штурмана звездных трасс – астронавигатора. Командовать экипажем в таких случаях он должен четко и лаконично, а экипаж должен быстро и слаженно выполнять эти команды.

Астероидный пояс (задание для навигаторов)

Задание: Члены экипажа с завязанными глазами слушают команду астронавигатора и проходят между стульями (астероидами), стараясь не задеть их. (Если кто не справился, и повредил обшивку корабля- дополнительное задание)

1. Бортмеханик вашего космического экипажа получил задание нарастить солнечные батареи и вышел в открытый космос. Однако произошло непредвиденное: космонавт оторвался от станции. Бортмеханику необходимо вернуться на станцию. На земле эта задача несложна, но в космосе все значительно труднее, так как оттолкнуться ногами не от чего. Что должен сделать космонавт, чтобы вернуться на станцию?
2. В ходе выполнения ремонта космического корабля возникла необходимость проверить, обладает ли пространство вокруг корабля магнитным полем. Как это сделать, пользуясь только чувствительным гальванометром и мотком проволоки?

Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун

Ведущий: Вы преодолели расстояние равное 4,2 а.е. Вы на Юпитере, самой большой планете в Солнечной системе. Чтобы преодолеть магнитное поле, а оно очень велико по сравнению с Землей и чтобы вас не затянуло на эту планету, тем более что вы сразу утонете, ответьте на следующий вопрос. За каждый вопрос вы получаете возможность перелететь 10 а.е.

1. Галилей зашифровал открытие в знаменитой анаграмме: «Высочайшую планету тройною наблюдал». Что эта за планета? (Сатурн) (Показ на экране Сатурна)

2. Эта первая неизвестная планета открыта В. Гершелем, основоположником новой эры в астрономии, тот самый Гершель, которого вместе с Лапласом и Румфордом принимал первый консул Французской республики Наполеон. ЕЕ называют «белой вороной» нашей солнечной системы. Солнце там встает на западе и заходит на востоке, вращается в направлении противоположном вращению других планет солнечной системы, еще и лежит на боку. (Уран) (Показ на экране Урана)

3. Она была открыта «на кончике пера», открыта двумя астрономами, причем один из них англичанин, другой – француз, так как увидеть невооруженным глазом ее невозможно, ее трудно разглядеть даже в телескоп, поскольку на небе есть более 200 000 более ярких звезд. (Нептун) (Показ на экране Нептуна)

4. Названия спутников этой планеты переводятся, как «страх» и «ужас». О какой планете идет речь? (Показ на экране Марса)

5. Эта планета в начале была зарегистрирована как планета Х. Затем название было предложено девочкой, письмо которой первым пришло в обсерваторию Лоуэлла. Это название оказалось удачным, поскольку в астрономии эта планета символизирует смерть и возрождение. (Показ на экране Плутона)

Астероидный пояс (показ на экране метеоритов)

Ведущий: И вот мы снова попали в пояс астероидов. Камни, огромные летят навстречу, бьют в обшивку кораблей. Срочно отвечаем на вопросы.

1. Какому метеориту поставлен памятник? Где он находится.
(Железные метеориты иногда называют палласовым железом». В честь русского академика П.С.Палласа. После уточнения места находки «палласова железа» в 1980 г в Сибири, на вершине сопки, которую назвали Метеоритной, поставлен уникальный памятник по проекту красноярского скульптора Ю.П.Ишханова: на чугунном диске массой около тонны изображен полет болида, а внизу – упавший метеорит. Это место тайги объявлено памятником природы под названием «Отрог палласова железа»)

2. Ученые еще долго будут думать, что это было. Огромное тело взорвалось на высоте 10 км., вековой лес был вывален на площади в 2150 гектаров. Ударная сейсмическая волна дважды обошла земной шар. Мощность взрыва составляло 20 мегатонн. Более чем в 150 пунктах Западной Сибири, Средней Азии, европейской части России и Западной Европы ночь с 30 июня на 1 июля 1908 года не наступила. Если бы он упал на 6 часов раньше его называли бы Московским, еще пара часов промедления, и был бы полностью уничтожен Берлин. О чем идет речь? (Тунгусский метеорит)

Алокш – 61 (поиски внеземной цивилизации)

Ведущий: И вот мы уже почти на границе Солнечной системы, там неизвестная нам планета, название которой мы уже дали. Сигналы, получаемые с этой планеты уже более четкие. Инопланетяне сигнализируют, что пустят на планету только тех, кто ответит на следующие вопросы. Возможности наши ограничены, поэтому на поверхность планеты «Алошк 61» может спуститься только один член экипажа. И поскольку его задача найти объект внеземной цивилизации, то это будет специалист по внеземным цивилизациям. Итак, внимание, тот кто первый и правильно справится с заданием, тот впервые в мире вступит на поверхность планеты.

1. Кому принадлежат эти слова: «…Великий шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и сделаться спутником Земли. Остальное сравнительно легко, вплоть до удаления от нашей Солнечной Системы»? (К.Э.Циолковский)

2. Какие созвездия носят названия физико-технических приборов? (Весы, Телескоп, Микроскоп, Насос, Компас, Часы)

3. Почему самые большие в мире телескопы называются телескопами Кека (Д= 10 м)? (Американский богач У.Кек пожертвовал 130 млн. долл. На разработку и строительство этих телескопов. Они установлены на вершине горы Мауна-Кеа на главном острове Гавайского архипелага на высоте 4200 м над уровнем моря.)

4. Хаббл – это человек или что-то другое? (И то, и другое. Эдвин Хаббл – американский астроном; в честь его назвали Большой космический телескоп, выведенный за пределы земной атмосферы в 1990 г. и рассчитанный на длительный срок работы. Телескоп впервые позволил заглянуть на астрономическое расстояние в 10 млрд св.лет, расширив тем самым границы наблюдаемой Вселенной.)

Специалисты по внеземным цивилизациям уходят за поиском представителей внеземной цивилизации.

Ведущий: Пока специалисты работают, Вам с Земли передает музыкальный привет ваша одноклассница. (Звучит песня)

– А вот и наши специалисты (выводят представителей внеземной цивилизации, рассказывают, как с ними вступили в контакт, гостям преподносят неизвестные землянам фрукты). Историческое событие произошло. 11 февраля 2008 года впервые учащиеся СОШ №16 исследовали неизвестную планету, вступили в контакт с представителями внеземной цивилизации. Мы не одни во Вселенной. И это здорово.
К сожалению, время наше истекло и нам срочно нужно вернуться на Землю, в школу №16. Срочно. А как это сделать быстро? В пору обратиться к богам.

Возвращение на Землю.

1. Наукам и искусствам в Древней Греции покровительствовали девять муз. Например, Терпсихора была музой танца, Мельпомена – музой драматического искусства. Как звали музу – покровительницу астрономии? (Урания – она была старшей из муз.)

2. У Зевса и прекрасной Алкимены родился сын – Геракл. Чтобы ребенок обрел бессмертие, его кормилицей должны были стать Гера, но она и слышать об этом не желала. Зевс дождался, когда богиня заснула, а потом подослал к ней Гермеса с младенцем Гераклом. Проголодавшийся малыш сразу же начал сосать молоко. Гера проснулась и оттолкнула малыша. Но было уже поздно – сын Зевса обрел бессмертие. Молоко, пролившееся из груди богини, как считали в Древней Греции, так и осталось в небесах в виде… (Млечный путь или Галактика – с греч. – галактос – молоко)

3. Известно, что, согласно мифам, греческие боги жили на горе Олимп в Фессалии. Их главный бог Зевс разделил господство над миром с братьями Посейдоном и Аидом. Себе он взял верховную власть над богами, Посейдона сделал богом морей и подводного царства Мертвых. У римлян греческие боги получили другие имена: Зевс стал Юпитером, Аид – Плутоном. Планеты солнечной системы названы именами римских богов. Как называется планета в честь Посейдона? (Нептун)

Ведущий: Внимание! Старт! Домой! (Показ старта ракеты и приземление спускаемого аппарата)
Мы живем в космическом веке. Ракеты покидают Землю и устремляются в межпланетное пространство. Человек побывал на Луне. Ученые работают над программами будущих полетов к другим планетам и звездным мирам. Орбитальные станции стали космическими домами – по полтора года работают там космонавты. Но все это не повлияло на древнейшее занятие людей – любование звездным небом. Не устареет оно, пока люди живут на Земле, они всегда будут смотреть на звезды. Даже с Марса или Плутона – самой далекой планете Солнечной системы – звездной небо выглядит так же, как с Земли, оно завораживает и влечет. Вы хотите, чтоб в скором времени такие путешествия стали реальностью. Пусть эта пока мечта. Но именно мечтатели и делают величайшие открытия, делают жизнь на Земле интересней и прекрасней.