Из опыта работы над проектной технологией

Разделы: Иностранные языки


В течение нескольких лет я работаю по УМК Английский язык В. П. Кузовлев и др. После изучения каждой темы данного УМК предполагается работа над проектом. В результате работы над проектной технологией у меня появился определенный опыт, которым я хочу поделиться в данной статье.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при закреплении, обобщении, повторении учебного материала, и особенно при его практическом применении этот метод очень эффективен. Очень важным я считаю то, что проектное обучение положительно влияет на мотивацию изучения предмета, в обычной общеобразовательной школе это очень важно. Кроме того, в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности учащихся, т. е. процессы обучения и воспитания являются неразрывными.

В процессе работы над проектом учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы в парах и группах. Примером является фрагмент урока “Британская монархия” в 10 классе. На уроке учащиеся отрабатывали навыки диалогической речи и групповой работы по данной теме. Это осуществлялось в процессе обсуждения в парах функций королевы Великобритании. Результатом их работы явилось заполнение таблицы “Функции королевы”, которую ребята составляли по группам, а затем сравнили и пришли к единому мнению. Кроме того, в конце урока они составили 2 лексические схемы, обсуждавшиеся как на данном уроке, так и на предыдущих. Это задание выполнялось в 2 группах, затем каждая группа познакомила друг друга со своей схемой, которую можно использовать для устного сообщения и в качестве плана для проектной работы. Такие задания способствуют формированию коммуникативных навыков и подготавливают учащихся к созданию проекта по теме учебника или по своей теме.

Фрагмент урока “Британская монархия”:

IV. Работа в парах и группах

a) T.: Read the task carefully and do them in pairs.

Pupil A

  1. Using these word combinations tell your partner what the Queen’s functions are:
  • to be the head of the Commonwealth;
  • to summon, to dissolve and prorogue Parliament;
  • to have a meeting with the Prime Minister once a week;
  • to maintain contacts with the Commonwealth countries;
  • to speak on the television to the people of the UK and the Commonwealth every year on Christmas day;
  • to give Royal Assent to bills;
  • to approve the appointment of the Prime Minister.
  • Now, it’s your turn to listen to your partner.

Pupil B

  1. Listen to your partner telling you about Queen’s functions.
  2. Now, add some more functions of the Queen:
  • to represent the country;
  • to meet other heads of state;
  • to present honours and medals;
  • to be the head of the executive, legislative, judiciary;
  • to be the Commander-in- Chief of the armed forces’
  • to be the Head of the Church of England;
  • to open factories, hospitals, bridges;
  • to send messages tom the families of the victims after disasters and when you are 100 years old.

b) Think and discuss in groups: (учащиеся работают в группах и заполняют таблицу)

The Queen’s functions
Formal Informal

c) Brainstorming. T. We’ve remembered the facts about the British monarchy and the Parliament. You’ll go on working in your groups. Look at your sheets and do the task. (2 группы работают со своими заданиями).

Group 1

  1. Write in the word-web everything you know associated with the Parliament
  2. What are the most important things about the Parliament?
Group 2

  1. Write in the word – web everything you know associated with the Monarchy.
  2. What are the most important things about the Monarchy?

На более раннем этапе обучения ученики выполняют такие задания, как, например, заполнение таблицы: аргументы “за” и “против” во время выборов президента класса. Учащиеся знакомятся с текстом учебника (Кузовлев В. П. Английский язык, 6 класс) – упр.1 стр. 33, находят аргументы “за” и “против” каждого кандидата и заполняют таблицу. После они делают вывод по своим таблицам: кто является лучшим президентом класса. Но на этом не заканчивается работа над текстом. Ученики высказывают свое мнение, используя фразы типа I think…, It seems to me…, To my mind… is the best president, because.Таким образом, ребята учатся высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения, что необходимо во время защиты проекта.

В цикле “Хотели ли бы вы поехать в Великобританию?” (Кузовлев В. П. Английский язык, 8 класс) в учебнике предлагается проектная работа “Организация путешествия по России”. Ребята создали различные мини – проекты в рамках этой темы: “Письмо зарубежному другу о России, Татарстане и о родном городе”, “Приглашение в Россию (родной город)”, “Советы туристам, собирающимся в Россию”, “Туристический путеводитель по России и по родному городу”, рекламные проспекты. В своих работах они рассказали о своей стране, городе, его населении, достопримечательностях и т. д. Таким образом, в проектах изложена информация, которая может заинтересовать зарубежных гостей.

Первые проекты учеников не были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля, который стимулирует речемыслительную деятельность учащихся, вызывает у них интерес. Поэтому я продолжила свою работу над проектной методикой. В ноябре 2006 года, в 10-м классе я вновь начала работу над разделом “Western Democracies. Are they democratic? (Кузовлев В. П. Английский язык 10–11 класс). Особое внимание на первых уроках я уделила развитию лексических навыков по теме “Британская монархия”. В течение нескольких уроков учащиеся знакомились с новой лексикой, выполняли различные тренировочные упражнения: переводы с русского языка, с английского, объяснение значения слов и словосочетаний, использовали лексику в разговоре о политической системе Великобритании, (на последующих уроках перенесли необходимую лексику в свои сообщения о политической системе России, Татарстана, органах местного управления). Все это привело к тому, что проекты по данной теме стали более многообразными, расширилась их тематика. Учащиеся стали использовать для создания проектов данные, полученные из различных информационных источников: словари, энциклопедии, журналы о Великобритании и других странах, Интернет – ресурсы. Кроме того, большинство работ было выполнено с помощью различных программ Microsoft Office Word, Power Point, Publisher. Все это привело к тому, что появилась возможность более подробно рассмотреть проблему определенного раздела/