Урок русского языка в 4-м классе КРО "Именительный и винительный падеж имён существительных во множественном числе"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • дать учащимся понятие о различии именительного и винительного падежа имен существительных во множественном числе; сформировать знания учащихся о роли этих существительных в предложении;
  • развивать навыки каллиграфии, восприятия; развивать словесно-логическое мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями); развивать умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развивать речь, расширять представление об окружающем мире.
  • воспитывать у учащихся самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к своему здоровью, нравственные качества у учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. Жил не тужил. Но в один из самых обычных дней случилось у него горе, украли сундук с золотыми монетами. Долго горевал царь, никто не мог его утешить. Но сегодня он решил обратиться за помощью к нам. Давайте поможем ему вернуть золотые монеты. А появляться они у нас будут за каждый правильный ответ на уроке. Чем лучше мы будем работать на уроке, тем полнее будет сундук у царя.

-Согласны? Ну тогда начнем наш урок русского языка.

II. Актуализация опорных знаний.

И начнем мы его как всегда с минутки чистописания. Посмотрите внимательно на изображение и скажите, какие буквы здесь спрятались? (к, а, н).

- Какая из этих букв лишняя? (буква а, т.к. она гласная, а все остальные согласные).

- Именно эти буквы (к, н) мы сегодня пропишем на минутке чистописания.

- Молодцы. А для чего нам на уроке нужна минутка чистописания? Мы пропишем эти буквы в соединении с другими элементами.

Показ образца: буква к в соединении с наклонной палочкой с петелькой вверху и закруглением вправо соединяется с наклонной палочкой, переходящей на следующую рабочую строку и на второй рабочей строке в соединении две буквы н (учитель прописывает образец на доске и проговаривает, учащиеся прописывают элементы в воздухе).

- Молодцы. Именно эти буквы стали опорой для следующего задания.

Ряд слов:

  • Коллектив
  • Носорог
  • Носки
  • Капуста

- Давайте прочитаем эти слова. Внимательно посмотрите на них и скажите, какое слово в этом ряду лишнее, то которое можно исключить из списка. Докажите свое мнение (лишнее слово носки – оно множественного числа, а все остальные - единственного). Вынесем это слово на доску.

- А сейчас прочитаем оставшиеся слова в ряде слов.

  • Коллектив
  • Носорог
  • Капуста

- Из этого ряда слов попробуйте снова исключить лишнее слово. По какому признаку вы это сделали? Докажите.
(лишнее слово капуста – оно женского рода, а все остальные – мужского рода).

- Вынесем это слово на доску.

- Какие качества помогли нам выполнить это задание? (логика, мышление, внимание, сообразительность).

- Вот на доске остались два слова: капуста и носки.

III. Изучение нового материала.

- Посмотрите, с первым словом капуста я составила на доске два предложения. Давайте их прочитаем.

Капуста росла у нас в огороде.
Мама купила капусту.

- Какое задание необходимо выполнить? (учащиеся читают задание).

Спиши. В предложениях у слова капуста определи падеж. Докажи.

- Что нам необходимо сделать? (разбор письменной инструкции).
(письменная работа учащихся у доски и в тетради по выполнению задания).

- Почему слово капуста в этих предложениях имеет разный падеж? (рассуждения учащихся).

- Молодцы. А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутки.

Распахнуто окошко,
Нам холод нипочем.
(развести руки в стороны.)
Походим мы немножко-
И сон с себя стряхнем.
(ходьба на месте. Руки опустить вниз.)
Чтобы нам работу дать-
Будем дружно приседать.
(приседания.)
Я возьму шар большой,
(развести руки в стороны.)
Подниму над головой.
(поднять руки вверх.)
А теперь пора учиться!
И не будем мы лениться.
(опустить руки и сесть.)

Нужно пальцы сосчитать-
Раз, два, три, четыре, пять.
На другой руке опять-
Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук,
Вот твое богатство друг.

- Продолжаем работу. А сейчас я вам предлагаю со вторым словом носки составить самим предложения (учащиеся работают устно).

- Давайте запишем два составленных вами предложения (учитель выбирает такие предложения, чтобы в одном слово носки было в именительном падеже, а в другом – в винительном падеже).

- Выполним в этих предложениях аналогичные задания, а значит какие? (учащиеся еще раз устно повторяют инструкцию).

- Какой части речи слово носки?

- Определите число этого слова в обоих предложениях.

- Определите падеж у слова носки в обоих предложениях.

- Давайте внимательно посмотрим на характеристику этих слов и попробуем вывести тему урока (мнения учащихся).
(после вывода учащихся появляется тема урока)

- Прочитаем все вместе тему урока.

- Скажите, а в чем сходство этих двух падежей? (отвечают на один и тот же вопрос).

- А как вы думаете, в чем будет различие этих двух падежей? Вот именно это нам и предстоит узнать. Для этого в каждом предложении подчеркнем главные члены.

- Попробуйте сейчас сделать вывод, в чем же различие этих падежей (учащиеся анализируют, делают вывод).

- Молодцы. Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод (чтение правила в учебнике).

IV. Закрепление изученного материала.

- Вы помогли мне вывести тему урока, сформулировали правило различия именительного и винительного падежей. Поэтому попробуйте сейчас выполнить мои задания (задания 3-х уровней сложности по теме урока – учащиеся выбирают одно, наиболее понравившееся).

На доске:

  • Спиши предложения. Подчеркни главные члены предложения, определи падеж у имен существительных.
    Строители возводят новую школу. Крестьяне выращивают хлеб, овощи, фрукты.
  • Прочитай. В первый столбик выпиши имена существительные в именительном падеже, во второй – в винительном.
    Льды закрыли озера, реки. Снега укутали землю, крыши домов.
  • Составьте предложения так, чтобы в нем были имена существительные в именительном и винительном падеже.

(после выполнения задания учащиеся проверяют свою работу по образцу)

V. Подведение итогов урока.

- Итак, посмотрите, сколько золотых монет вернули мы царю. А скажите, чем для царя являются его золотые монеты?

- Богатством.

- А для нас на уроке, что было нашим богатством? (голова, руки, терпение)

- А какое богатство ценнее царя или наше? Почему?

- Какое произведение, прочитанное нами на уроке чтения доказывает правильность нашего мнения? (К.Д.Ушинский «Богатство»)

- Вот и подходит к концу наш урок.

- Что нового мы сегодня узнали?

- В чем сходство двух этих падежей?

- В чем различие двух этих падежей?

Оценивание своей работы.

- Посмотрите, сколько монет набрал каждый, и оцените свою работу на уроке.

От 3 до 4 – «3»
От 5 до 6 – «4»
От 7 и выше – «5»

Рефлексия.

На доске две рожицы: веселая и грустная. У вас на столах богатство сегодняшнего урока – маленькие ладошки. Наклейте их под той рожицей, с каким настроением вы уходите сегодня с урока.