Интегрированный урок чтения и Кубановедения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающая:

  • формировать знания детей о том, что гласная буква Э не пишется после согласных Ч, Ш, Ц,Ж
  • учить детей читать, соблюдая орфографические нормы, прививать любовь к чтению.

Развивающая:

  • укреплять навыки работы с книгой
  • учить понимать «язык» мультимедийной доски
  • развивать речь, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся

Воспитательная:

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю через знакомство с богатством природы малой Родины, любить и изучать свой край

Оборудование: мультимедийный проектор, диск с запланированным материалом, учебник «Азбука», набор открыток «Туапсинский район».

Литература: Учебник «Азбука», «Праздник Букваря» Валентины Волиной, «Путеводитель» 25 тур. маршрутов, «Кубанская Азбука» О. Хамцовой, методическая литература.

Методическая концепция урока: Урок рассчитан на учеников 1 класса. Это их первый урок с использованием мультимедийного проектора

Предполагаю, что: Запланированный материал и его подача, учебно-методические ситуации урока будут способствовать закреплению знаний по теме «Звук [э], буквы Э, э расширит представление о богатстве природы своей малой Родины.

План проведения урока

1. Организационный момент

(1 мин)

2. Вступительное слово учителя

(1 мин)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Владимировна. Сегодня у нас необычный урок.

3. Основная часть

1) Объявление темы урока

(1 мин) Слайд 1

Тема нашего урока: Звук [ э ] и буквы Э,э

2) Сообщение о форме урока

Урок-путешествие. Мы побываем на страницах «Азбуки» и попутешествуем по нашему родному краю

3) Повторение изученного:

(2 мин) Слайд 2 

Мы сейчас почитаем «Волшебную книгу», которая помогает в обучении чтению

4) Работа над новым материалом стр. 183 «Азбуки»

(4 мин)

Откройте страницу 183 «Азбуки»

Где находится девочка?

Почему она приложила руку к лицу?

Что случилось?

Где бывает эхо?

Правильно. А теперь давайте прочитаем эту страницу.

О чём вы прочитали?

Об эхо.

Произнесите э-э-э-эхо.

[э] – какой звук? Гласный или согласный?

Звук [э] находится в начале слова, поэтому он обозначается буквой «э». Вы уже знакомы со звуком [ э ] и буквой «э».

Звук [ э ] обозначается буквой «э» тогда, когда он находится в начале слова и после гласных.

Например : аэропорт, аэроплан, эскимос

Представьте, что мы с вами в горах. А в горах раздаётся…?

Эхо!

5) Игра «Поиграем в эхо» КУБАН

Часть класса читает слово, а вторая часть класса читает «эхом».

Машина – шина – шина.
Смех – мех – мех.
Коса – оса – оса.
Экран – кран – кран.
Олень – лень – лень.

Найдите слова с буквой «э»

Эхо, экран.

Звук [э] находится в начале слова, поэтому он обозначается буквой «э»

Посмотрите внимательно на слово «смех», прочитайте шёпотом его, вслушайтесь в звучание каждого звука: [ с] [мۥ ] [э] [ х ].

Начинается оно со согласного звука, который сливаясь с гласным, всё больше уступает ему место и если мы потянем подольше, то в конце ясно слышим звук [э] обозначается буквой «е»

6) Ребята, я вам предлагаю интересное задание.

Посмотрите на этот слайд

На нём необычная лесенка.

Задание: Вы должны внимательно посчитать, сколько букв спряталось в каком слове и поселить его на своём этаже расположите данные лова, начиная с верхнего этажа.

Э … …
Э … … …
Э … … … …
Э … … … … …
Э … … … … … ….

(ЭСКИМОС), (ЭСКИМО), ( ЭКРАН), (ЭТАЖ), (ЭХО)

А теперь задание на вашу внимательность.

Какие слова спрятались в слове «ЭСКИМОС»

Эскимо, оси, экс, соки и т.д.

7) Следующее задание «Бюро находок»

Если вы услышите в слове звук [э] хлопните в ладоши

книга высокие эскимо
смех дом ели
стены экран ваза

Остановимся на слове «ЕЛИ»

Вспомните, что обозначает буква «е» в этом слове

Буква «е» обозначает слияние двух звуков [й], [э],

То же самое наблюдается, когда буква «е», стоит после гласной буквы:

Высокие. В конце слова то же слияние [й], [э].

8) Ребята, а где мы с вами живём?

В Краснодарском крае, возле моря.

Вы хорошо поработали. Пора и отдохнуть.

Физминутка.

Мы на море.
Подышим морским воздухом.
Пройдём по горячему песку.
Покидаем гальку в море.
Присядем, посмотрим камешки на дне.
Встанем. Потянемся.
Как хорошо кругом!

8) Элемент кубановедения

(2 мин) Слайд 7

Следующая остановка в нашем путешествии называется «Это ты, это я, это всё – вокруг меня».

Мы живём в таком замечательном районе.

Посмотрите, какое завораживающее побережье!

Кто прочитает стихотворение?

Звенит ручей –
Поёт ручей
О малой Родине моей.
Где я живу,
Где я учусь,
Люблю свой край и им горжусь.

9) Не успеем оглянуться, как наступит лето.

(2 мин) Слайд 8

 Как вы летом отдыхали,
В каком месте побывали?
Интересно будет знать,
Как и где нам отдыхать?

Вам знакомы эти места?

– Аквапарк, дельфинарий, а ещё построили ледовый дворец. А где они находятся?

– В Небуге.

А в слове «Небуг» есть звук [э] или буква «э»

– Да, звук [э] спрятался в букве «е»

Правильно. Вспомнили мы о лете. А теперь давайте вернёмся к странице 185 «Азбуки».

На странице 185 буква «э» заняла свою квартирку. А почему она заняла красную квартирку на верхнем этаже?

– Потому, что она гласная.

– Потому, что буквой «э» мы обозначаем один звук [э]

 А   О   У   Ы   Э   Н   М   Р   Й   Б   В   Г   Д   Ж   З            
Я Ё Ю И Е         П   К Т Ш С  Х   Ц   Ч        Ь 

Итог урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Буква «е» в начале слова обозначает слияние двух звуков [й], [э], [й ۥ ,э]

А в каких словах слышится звук [э], но пишется буква «е»?

– Мел, ели, в лесу, дерево, Небуг и т.д.

Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

(2 мин) Слайд 9

Учитель произносит:

Урок окончен, всех благодарю,
А на последок вам я подарю
Скромное напоминание
О нашей встрече вам
Напоминание. (вручаются небольшие сувениры)

Презентация